Марк Ро́тко (англ. Mark Rothko, имя при рождении — Ма́ркус Я́ковлевич Ротко́вич; 25 сентября 1903, Двинск, Витебская губерния — 25 февраля 1970, Нью-Йорк) — американский художник, ведущий представитель абстрактного экспрессионизма, один из создателей живописи цветового поля.
Родился и вырос в образованной еврейской семье. Глава семейства Ротковичей, опасаясь того, что детей заберут на службу в царскую армию, решил эмигрировать в США, следуя примеру многочисленных еврейских семей, бежавших от погромов. В Америку уже уехали двое братьев Якова Ротковича, которые обосновались в Портленде, штат Орегон и занялись производством одежды. Маркус остался в России с матерью и старшей сестрой.
Осенью 1923 года Ротко, навещая друга в Школе Искусств в Нью-Йорке (Art Students League of New York), увидел, как художники рисовали модель. Как позднее говорил сам Ротко, в этот момент он родился как художник. Некоторое время спустя он поступил в «Новую школу дизайна» в Нью-Йорке, где одним из его преподавателей стал один из основателей «абстрактного сюрреализма» Аршиль Горки. Осенью того же года Ротко ходил на курсы в «Лигу студентов искусств Нью-Йорка» к Максу Веберу, влияние которого сказывается в ранних работах Ротко. Именно с тех пор он стал воспринимать искусство как инструмент эмоционального и религиозного самовыражения.
1936, Mark Rothko Self-Portrait huile sur toile 81,9 X 65,4 collections Kristopher Rothko
В 1936 году Ротко начал писать книгу, которая так и не была закончена, о сходных принципах детского рисунка и работ современных ему художников. По мнению Ротко, «тот факт, что художественная работа начинается с рисунка — уже академический подход. Мы начинаем с цвета» — писал художник, сравнивая влияние примитивных культур на модернистов с мимикрическими предпосылками детского творчества. Ротко считал, что модернист, как ребенок и человек примитивной культуры, повлиявшей на него, должен в идеальной и оптимальной работе, выразить внутреннее ощущение формы без вмешательства разума. Это физический и эмоциональный, не интеллектуальный опыт. Ротко стал использовать цветовые поля в своих акварелях и городских ландшафтах, именно тогда предмет и форма в его работах теряют смысловую нагрузку. Ротко сознательно стремился имитировать детские рисунки. C 1929 года более 20 лет он обучал детей в Еврейском центре Бруклина. В 1938 году он обратился за получением американского гражданства и начал работать под творческим псевдонимом Марк Ротко только в 1940-м году, укоротив Маркуса Ротковича. К началу 1950-х годов он еще более упростил структуру своих картин, создав серию «мультиформы» — картин, состоящих из нескольких цветовых плоскостей. Сам художник формулировал свою задачу как «простое выражение сложной мысли». Работы, уже тогда прославившие его, — это прямоугольные полотна большого размера с парящими в пространстве цветовыми плоскостями живописи «цветового поля».
Марк Ротко – один из самых знаменитых и дорогих американских художников. В 2007 г. его картина "Белый центр" была продана на аукционе Sotheby`s в Нью-Йорке за 72,8 млн долларов. Это стало рекордно высокой ценой за произведение современного искусства, втрое превысив некогда максимальную стоимость в 22 млн долларов, установленную тем же Ротко в 2005 г. на аукционе Christie’s в Нью Йорке за полотно "Почитание Матисса".
25 февраля 1970 г. один из его помощников обнаружил художника мертвым на полу студии в луже крови (Ротко покончил жизнь самоубийством, перерезав себе вены). Последняя картина художника была создана в красных тонах. Прах Марка покоится на кладбище в местечке Норс Форк на Лонг-Айленде в штате Нью-Йорк.
Источник - Википедия и www.c-cafe.ru
1936, Mark Rothko Interior Huile sur Carton 60,6x46,4 Washington, National Gallery of Art
1938, Mark Rothko Untitled huile sur toile 127 X 94 collection Kate Rothko
1941-1942, Mark Rothko Untitled huile sur toile 91 X 60,6 Washington, National Gallery of Art
1941-1942, Mark Rothko Untitled huile et crayon sur toile 61 X 81 national galerie of Art, Washington
1944, Mark Rothko Gethsemane huile et fusain sur toile 138,1 X 90,2 Collection Kate Rothko
1944, Mark Rothko Hierarchical Birds huile sur toile 100,7 X 80,5 Washington, National Gallery of Art
1944, Mark Rothko Slow Swirl at the Edge of the Sea huile sur toile 191,1 X 215,9 New York, Museum of Modern Art
1944 u Mark Rothko td craie aquarelle, crayon et encre sur papier 66 X 99,1 Collection Richard S Fuld Jr
1945, Mark Rothko Phalanx of the Mind huile sur toile 137,9 X 90,8 Washington, National Gallery of Art
1946, Mark Rothko Tentacles of Memory aquarelle et encre sur papier 55,3 X 76,2 San Francisco, Museum of Modern Art
1949, Mark Rothko N°1 huile sur toile 171,8 X 142,6
1949, Mark Rothko Untitled huile sur toile de 104,2 X 168,3 wbgoa
1950, Mark Rothko N°2 (n° 22) huile sur toile 297, 2X 272,1 New York, Museum of Modern Art
1955, Mark Rothko Untitled (Red, Black, White on Yellow) Huile sur Toile 266,7x236,2 WNGOA (2)
1957, Mark Rothko Light Cloud, Dark Cloud Huile sur Toile 169,6x158,6 Fort Worth, Modern Art Museum
1959, Mark Rothko Mural, Section 4 (Seagram Mural) Technique mixte sur toile 266,5x238,8 Londres, Tate Galery (2)
1960, Mark Rothko N°14 Huile sur Toile 289,6x266,7 San Francisco, Museum of Modern Art
1969, Mark Rothko Untitled Acrylique sur toile 177,2x297,2 Collection Christopher Rothko
1969, Mark Rothko Untitled Acrylique sur papier maroufle sur toile 189,9x122 Collection Christopher Rothko
Для меня эта подборка - действительно ,"путешествие в неизведанный мир" , созданный удивительным художником. Этот мир не сразу откроется каждому и не всеми примется. Не вдруг мы можем постичь дух его картин, уголок его мироздания. Но мы должны стремиться "схватывать ум, смысл, облик вещей ..." и разумом, и сердцем и не делать поспешных, поверхностных выводов. Мне далеко не всё понятно в этих работах. Но появилось огромное желание вернуться к ним ещё и ещё раз, и, надо сказать, благодаря Вам, Анатолий, за что - искреннее спасибо.