О художнике Льве Самойловиче Баксте писать невероятно трудно. Трудно потому, что его творчество не укладывается ни в какие стандартные рамки: он не только портретист, но и пейзажист, он не только иллюстратор, но и театральный декоратор, он не только реалист, но и большой фантазер и сказочник. Александр Николаевич Бенуа в своем труде "Русская живопись в XIX веке" дал вот такую, несколько ироничную, характеристику Баксту: "У Бакста «золотые руки», удивительная техническая способность, много вкуса, пламенный энтузиазм к искусству, но он не знает, что ему делать. Бакст лихорадочно мечется и раскидывается, а между тем годы уходят и положительно становится досадно, что он не желает смириться, не желает понять круга своих весьма выдающихся способностей. На таких художников, как Бакст и, отчасти, как Врубель, в особенности пагубно сказывается современное положение искусства и художественной критики. В былое время «золотые руки» Бакста нашли бы применение. Он не стыдился бы посвятить себя тому, к чему он, в сущности, призван. Бакст был бы декоратором, ювелиром, быть может, миниатюристом — мелким, но интересным и истинным художником." И все же Лев Бакст - художник! Хороший и интересный художник, художник эпохи модерна, художник эпохи "Русских балетов" и "Мира искусства"...
Бакст Л.С. Эскизы костюмов к балету "Спящая красавица"
Как и заведено биография любого человека начинается с его рождения. Но перебрав множество источников, любопытный читатель так и не узнает доподлинно точной даты рождения Льва Бакста. Одни источники (такие как Википедия) утверждают, что Бакст родился в феврале, другие утверждают, что в марте-апреле, третьи же ссылаются на май месяц. Остановимся на последнем варианте и тогда получится, что 10 мая этого года Льву Самойловичу Баксту исполнилось бы 145 лет, ибо рожден он был на свет в 1866 году. Место рождения - город Гродно, имя при рождении - Лев Самойлович Розенберг.
Бакст Л.С. Автопортрет
Пропустим графу о родителях, т.к. опять-таки разные источники пишут по-разному о них, их роде занятий и происхождении. Вскоре после рождения родители мальчика переехали жить в Петербург, где и прошла большая часть жизни художника. Приобщение к искусству началось с чтения книг, обучения музыке и общения с дедом, который прожил много лет в Париже и превратил свою квартиру на Невском проспекте в подобие шикарного парижского салона. Мебель, картины, необыкновенные статуэтки - все это создавало вокруг мальчика сказочную атмосферу. Сказку продолжил театр, куда родители стали вывозить сына едва тот достиг сознательного возраста.
Бакст Л.С. Руины. Средиземноморский пейзаж
Бакст Л.С. Дорога к храму
В 1883 году Лев Бакст поступает на обучение в Академию художеств в Петербурге. Не имея материальной поддержки, Л.Бакст вынужден был во время учебы подрабатывать, в связи с чем он вынужден был освоить профессию иллюстратора книг, что и давало возможность продолжать учебу. Но проучившись в Академии четыре года и разочаровавшись в академических методах преподавания, он в 1887 году оставил учебу. В 1889 году художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним - сокращенную фамилию бабушки по материнской линии - Бакстер. В 1890 году Бакст поступил в мастерскую Альберта Николаевич Бенуа, изучая там рисование акварелью. В 1891 году Бакст отправился в путешествие по странам Европы, где брал уроки живописи в частных академиях.
Бакст Л.С. Портрет Сергея Дягилева с няней 1906
Бакст Л.С. Дама, сидящая на диване
Бакст Л.С. Портрет графини М.А. Келлер 1902
Бакст Л.С. Портрет Зинаиды Гиппиус 1906
Бакст Л.С. Портрет мужчины 1907
Бакст Л.С. Африканка
Бакст много времени проводит в Париже и там знакомится с А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым и С. П. Дягилевым. Результатом становится создание объединения "Мир искусства" (1898). В этот период он занимается живописью в парижской студии Ж.-Л.Жерома, в академии Р.Жюльена, учится у А.Эдельфельда. Одновременно Бакст не отходит и от портретной живописи - им исполнены отличные графические портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина (1899), и А. Белого (1905) и 3. Н. Гиппиус (1906), живописные портреты В. В. Розанова (1901), С. П. Дягилева с няней (1906). А картина "Ужин" (1902) стала своеобразным вызовом обществу, манифестом стиля модерн в русском искусстве.
Бакст Л.С. Ужин 1902
Бакст Л.С. Портрет герцогини с собакой 1924
Бакст Л.С. Осень (ваза) 1906
Бакст Л.С. Портрет Вальтера Федоровича Нувеля
Бакст Л.С. Портрет литератора Дмитрия Владимировича Философова
Бакст Л.С. Кошка
В 1907 году совместно с Валентином Серовым Бакст совершил путешествие по Греции, где он создал серию пейзажей и масштабное декоративное панно "Древний ужас", считающееся вершиной его творчества (только вот почему???). В 1910 году Бакст поселился в Париже. С эти пор он всего несколько раз посетил Петербург.
Бакст Л.С. Портрет Л.П. Гриценко, жены художника 1903
Бакст Л.С. Андрюшенька, портрет сына художника
Бакст Л.С. Автопортрет 1906
Его пребывание в столице было осложнено тем, что в 1914 году (по другим источникам в 1910 году) царским правительством ему было отказано в виде на жительство и как иудей он должен был соблюдать черту оседлости. (Хотя опять-таки есть другая трактовка, связанная с тем, что Бакст якобы демонстративно вернулся в иудаизм после того, как развелся со своей женой Л.П.Гриценко (урожденной Третьяковой) и за это был примерно "наказан".). Тем не менее в мае 1914 года Лев Бакст был избран академиком Императорской Академии художеств, что давало ему право свободно передвигаться по стране, но художник уже не воспользовался этим правом, оставшись во Франции.
Бакст Л.С. Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя "Нос"
Бакст работал и в области книжной графики, иллюстрируя, например, Н.В.Гоголя или же А.Блока. Но все же самые значительные его достижения относятся к театру.
Бакст Л.С. Декорации к балету "Шехерезада" 1910
Бакст Л.С. Эскиз костюма к балету "Шехерезада" 1910
Бакст Л.С. Декорации к балету "Послеполуденный отдых фавна" 1912
Бакст Л.С. Декорации к балету "Дафнис и Хлоя" 1902
Бакст Л.С. Пробуждение
Бакст Л.С. Эскиз костюма к балету "Клеопатра" 1909
Бакст Л.С. Менаде 1916
Бакст Л.С. Эскизы костюмов к постановке "Магазин фантазий"
Талант Бакста развернулся в балетных спектаклях "Русских сезонов", а затем "Русского балета С. П. Дягилева". Это и "Клеопатра" (1909), "Шехерезада" и "Карнавал" (1910), это "Нарцисс" (1911), "Синий бог", и "Дафнис и Хлоя" и еще многие довольно экзотические театральные постановки, о которых мы сейчас даже уже и не вспоминаем. Это был просто сказочный мир балета, театральных фантазий и сказок... До сих пор эскизы к этим постановкам вызывают живейший интерес у любителей живописи и коллекционеров.
Бакст Л.С. Эскиз костюма к балету "Нарцисс" 1911
Бакст Л.С. Эскизы костюмов к разным балетам
Лев Самойлович Бакст
Могила Льва Бакста на кладбище Батиньоль (фото с сайта Findgrave.com)
Первая мировая война окончательно отрезала художника от России. В 1918 году Лев Бакст покинул труппу С.Дягилева. А смерть от отека легких в 27 декабря 1924 года в Париже, в больнице Риэль-Мальмезон поставила точку на его блистательной карьере. Последнее место упокоения художника - парижское кладбище Батиньоль.
Благодарю! Вы подобрали такой яркий, убедительный материал, в котором талант этого многогранного художника представлен нам всесторонне, в очень увлекательной, всем доступной форме. А об искусстве Л.Бакса хочется сказать словами Микеланджело: "...Творец уйдёт,природой побеждённый, Однако образ, им запечатлённый, Веками будет согревать сердца."