Владелец небольшого дома. 1912
Апельсины в корзине. 1930
Старая Руза. 1913
Обнаженная в кресле. 1922
Backyard в Крыму 1916
Backyard. 1910
Лиза В солнечном свете. 1907
Лиза в кресле. 1910
Лала Фальк 1905
Пейзаж с мостом. 1912
Пейзаж с парусом 1912
Пейзаж с лодкой 1926
Леди в красном 1918
Khot'kov Монастырь 1954
Жасмин в стеклянной банке 1940
Церковь Ilya Obydensky 1912
В окресностях Парижа. 1937
Чеснок. 1935
Дом. 1943
Книги. 1921
Аллея. 1933
A Fichus Plant. 1956
Хмурый день 1926
Мост в пригороде Парижа. 1934
Париж, Канал Сен-Мартен 1930
Париж, Сена 1936
Женский портрет 1910
Портрет женщины в розовом 1914
Портрет Александра Габричевского 1953
Портрет Елизаветы Сергеевны Потехиной. 1910
Портрет Midkhad Refatov 1915
Портрет Нарышкиной, Париж 1929
Картофель. 1955
Красная мебель 1920
Отдых под деревьями 1943
Автопортрет у окна 1916
Автопортрет в красной феске 1957
Пароход набережной, в облачный день 1911
Натюрморт 1910
Натюрморт
Натюрморт
Натюрморт с фикусом
Натюрморт 1956
Натюрморт с африканской скульптурой. 1944
Натюрморт с рыбой. 1933
Натюрморт с батоном. 1933
Натюрморт, Кувшин и фрукты
Натюрморт, Бутылки и кувшин. 1912
Натюрморт Хлеб и кувшин 1914
Натюрморт, цветы в Супница 1951
Stormy day 1937
Солнце, Крым, 1916
Булонь-Буа де Зимой 1930
Регистан 1943
Три дерева, Сена набережная, Париж 1936
Женщина в желтой кофте. 1944
Дама в голубом 1935
Woman With A White Bandage.1923
Фальк
Фальк Роберт Рафаилович (1886-1958) - русский живописец. Переводчик, педагог Ангелина Щекин-Кротова, которая в 1939 году стала женой Роберта Фалька, вспоминала, что он, когда писал портреты, не раз повторял: "Я хочу довести лицо до лика". И вглядываясь в тех, кто был с ним рядом,- жену, сына, он добивался необыкновенной одухотворенности. С Ангелиной Щекин-Кротовой художник познакомился в 1938 году на выставке в Доме писателей. Ангелина, пораженная "звучанием" фальковской живописи, стала приходить на выставку каждый день после работы.
"Меня поразило,- рассказывала она позже,- удивительное сочетание классического мастерства и острое чувство современности, проявляющееся не в сюжете, а в трепетной ткани самой живописи и хрупкой гармонии колорита, в затаенном дыхании ритмов наших дней. Городские пейзажи, серебристо-серые, с уходящими в глубь картины домами, крыши которых словно таяли в дымном небе, изысканно простые натюрморты, составленные из самых обыденных предметов, но овеянные тончайшей поэзией, наконец, портреты, то есть люди, населяющие этот трепетный, живой и погруженный в чуткую тишину мир".
Однажды к ней подошел сам Фальк и спросил:
- Я часто вижу вас здесь. Вам нравятся мои картины?
Художник пригласил ее в свою мастерскую. Так началась эта романтическая история - пролог к созданию целой серии удивительно тонких, трепетных портретов. В 1944 году Фальк написал портрет Ангелины "В желтой кофте", в 1946-1947 - "В белой шали", в 1953 - "В розовой шали". Меняется колорит, меняется внутреннее свечение полотен, но остается, да, действительно, остается не лицо, а лик его возлюбленной...
Один из основоположников группы "Бубновый валет", Фальк начинал очень ярко, даже озорно. Он пробовал соединить в своем творчестве стилевую систему Сезанна и традиции народного примитива. А потом начал создавать очень лиричные, элегические полотна. Он видел поэзию в каждом образе, умел быть проницательным и романтичным, чувствовал, знал свое время и умел говорить на его языке.
Родился Роберт Рафаилович Фальк (Роман Фальк) 27 октября 1886 года в Москве, в семье юриста. Имя Роман он получил только в 1909 году при крещении. Фальк покрестился перед браком с Е. Потехиной.
Окончив Петропавловское реальное училище в Москве, в 1904-1905 годах он занимался в классах рисования и живописи К. Юона и И.Дудина, в частной студии И.Машкова, а в 1905-1912 годах, с перерывом,- в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Архипова, Ан. Васнецова, Пастернака (отца поэта), Серова, Коровина, принимал участие в самых разных выставках не только в Москве, но и в Петербурге, Одессе и других городах. В 1910-1916 годах он довольно активно участвовал в деятельности общества "Бубновый валет".
В 1911 году Роберту Фальку посчастливилось совершить путешествие по Италии, где он посетил Рим, Флоренцию, Венецию и другие города. В 1917 году художник стал членом объединения "Мир искусства".
Одно время Фалька привлекали яркие, контрастные сочетания красок, он обобщал и подчеркивал темным контуры, но, как сам признавался, и "тогда, как всю жизнь, любил серый колорит, серебристую гамму пасмурного дня". Добиваясь эмоциональной выразительности, Фальк некоторое время был очень увлечен кубизмом. Это особенно ярко выявилось в его натюрмортах, пейзажах 1913-1914 годов. Даже экспериментируя, Фальк умел сохранять и передавать в своих произведениях внутреннее чувство гармонии.
После Октябрьской революции Фальк активно работал в Московской коллегии по делам искусства и художественной промышленности Отдела изобразительных искусств Наркомпроса. А в 1918-1928 годах был профессором живописи сначала 1-х Государственных свободных художественных мастерских, потом Вхутемаса, Вхутеина. Во Вхутеине в 1926-1928 годах был деканом живописного факультета.
Роберт Фальк участвовал в выставках АХРР, Общества московских художников, оформлял многие спектакли: в 1922-1925 годах - спектакль "Ночь на Старом рынке" И. Переца в Госете, в 1930-м - "Уриель Акоста" К. Гуцкова в театре "Габима" (постановщик А. Грановский) в Париже, в 1940-1941 годах- "Заколдованный портной" Шолом-Алейхема в Белорусском государственном еврейском театре (постановщик Н. Лойтер). В послевоенные годы Фальк оформил спектакли "Леса шумят" A. Брата и Г. Линькова в Госете (постановщик С. Михоэлс, 1947), "Лев на площади" И. Эренбурга в Государственном московском Камерном театре (постановщик А. Таиров, 1948), "Только правда" Ж.-П. Сартра в Театре сатиры (постановщик B. Плучек, 1955-1956) и др.
В 1929-1938 годах Фальк работал в Париже, а во время Великой Отечественной войны находился в эвакуации - сначала в Стерлибашево (Башкирия), а затем в Самарканде (Средняя Азия).
В 1941-1943 годах художник преподавал живопись в Узбекском художественном техникуме и в эвакуированном Московском художественно-промышленном училище, в 1942 году работал над фреской для отдела "Дарвинизм" в Самаркандском краеведческом музее.
В свое время Роберт Фальк увлекался поздним импрессионизмом и примитивизмом, переосмысливал творческие искания Сезанна. Точно разрабатывая цвето-пластическую форму, он создал такие живописные шедевры, как "Красная мебель" (1920), парижские пейзажи (1930-е годы), "Картошка" (1955), "Автопортрет в красной феске" (1957). Больше всего Фальк любил писать натюрморты, пейзажи и портреты и практически никогда не делал сюжетных композиций. В каждой своей картине он предлагает зрителю задуматься, сосредоточиться, понять тонкий внутренний мир героя. В произведениях Фалька всегда очень точно сконструирована пластическая форма, а из колористических соотношений он предпочитал мягкие, тонкие. Его Париж не ярок. Он грустен, сосредоточен, порой даже печален и одинок. Натюрморты Фалька поражают очень ясным композиционным построением и особой одухотворенностью.
Фальк всегда был чрезвычайно требователен к себе. Так, в 1931 году он писал из Парижа: "Опять есть некоторые перспективы. Живопись моя вступила в благоприятную фазу. Появляется (я это так называю) некоторая ритмическая свобода, фактура иногда начинает оживать. До чего мне странно, насколько ощущение фактуры у меня было совершенно утеряно многие годы. Конечно, о фактуре не нужно много думать, ее нельзя делать, но она должна быть сама собой".
Он был требователен к себе и к своим ученикам. Известный русский художник С. Чуйков вспоминал, что в 20-е годы во время его учебы во Вхутемасе больше всего учеников записывалось, как правило, именно к Фальку.
Был такой случай. Студенты второго курса пожаловались Фальку, что им надоело рисовать голову, они хотели бы рисовать обнаженную фигуру. Фальк, посмотрев их работы, сказал, что и за головы им, к сожалению, приниматься еще рано. И поставил перед ними... табуретку.
В 1957 году Роберт Фальк перенес тяжелый инфаркт. А 1 октября 1958 года умер.
Ученица Фалька - Т. Сельвинская - так написала о своем учителе: "Удивительная была его жизнь, без суеты, без зависти, без позы, истинная жизнь художника".
Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.