Reginald Gray (Irish, 1930 - 29 марта 2013) Portrait of Bernard Buffet. Paris. 1964 г.
Французский художник, член анти-абстрактной художественной группы «L' Homme témoin», известен своим чётко выраженным «зарисовочным» стилем, сериями автопортретов и клоунов.
Бернар родился в парижском квартале Батиньоль в семье директора фабрики Шарля Бюффе и его супруги Бланш Коломб. С 1939 по 1943 год Бюффе учился в Лицее Карно. В 1943 году юноша поступил на вечерние курсы Школы рисунка, а в декабре этого же года, в возрасте 15 лет, поступил в Высшую национальную Школу изящных искусств, где проучился два года (1943-1945). Параллельно Бюффе работал в мастерской своего преподавателя, профессора Школы, живописца Эжена Нарбонна (Eugène Narbonne, 1885-1966). Среди его однокурсников были Морис Буатель (Maurice Boitel, 31 июля 1919 - 11 августа 2007) и Луи Виллермо (Louis Vuillermoz, родился 31 декабря 1923).
Профессиональный взлет художника был стремительным. Уже в 1946 году на Салоне «Des Moins de Trente Ans» в Галерее изящных искусств Бюффе дебютировал своим автопортретом.
Bernard Buffet Autoportrait. 1946 г.
Bernard Buffet Autoportrait. 1948 г.
В 1947 году художник выставил картину «Опирающийся человек» (l'Homme accoudé) на Салоне Независимых (Salon des Independants), а в декабре этого же года провел свою первую персональную выставку в парижском книжном магазине «Art Impressions». Кстати, на этой выставке картину «Натюрморт с курицей» (Nature morte au poulet) приобрел для своей коллекции Парижский национальный музей современного искусства. В апреле 1948 года картина Бюффе «Пьяница» (Le buveur) экспонировалась на «Выставке молодых живописцев» в галерее «Drouant-David» на улице Фобур Сент-Оноре в Париже. Работа осталась без награды, но известный коллекционер современного искусства доктор Жирарден так расхваливал талант молодого Бюффе, что хозяин галереи Давид Эммануэль обратил внимание на молодого художника. Мало того, спустя несколько дней после закрытия выставки мсье Эммануэль лично пришел к художнику домой и предложил заключить эксклюзивный выгодный контракт с его галереей. Впоследствии в рамках этого контракта Бюффе стал сотрудничать с арт-дилером Морисом Гарнье.
Bernard Buffet Autoportrait. 1949 г.
В июне 1948 года художник был удостоен премии критиков в парижской галерее «Saint-Placide», в июле в этой галерее прошла очередная «персоналка», а осенью художник дебютировал на Осеннем Салоне. Уже к двадцати годам Бюффе за свои работы, несущие хмурое, меланхолическое настроение и отражающие атмосферу, царившую после Второй мировой войны, был широко признан публикой и прессой.
Bernard Buffet
Уже в 1949 году журналист, искусствовед, фотограф, писатель и художественный критик Пьер Дескарк (Pierre Descargues, 22 сентября 1925 - 20 января 2012) опубликовал монографию о художнике. Один из поклонников Бюффе предоставил ему под мастерскую дом в западном пригороде Парижа – Гарше, а в качестве арендной платы Бернар каждые три месяца дарил хозяину свою картину. В 1950 году Бюффе стал одним из членов-учредителей Салона молодых художников, организованного его другом Дескарком.
Bernard Buffet Autoportrait. 1949 г.
В 1951 году друг художника, известный у нас автор «Служанок», писатель и драматург Жан Жене (Jean Genet, 1910-1986) сдал ему небольшой домик в городке Маноск (Manosque) в регионе Прованс, куда Бернар перебрался жить. Позже он арендовал старую «овчарню» в Нанси, в 17 километрах от Маноска, где жил и работал до 1954 года.
Bernard Buffet
Bernard Buffet Autoportrait. 1952 г.
Bernard Buffet Autoportrait. 1953 г.
Bernard Buffet Autoportrait. 1954 г.
В 1955 году Бюффе возглавил список «10 лучших послевоенных художников» по мнению журнала «Знатоки искусства» (Connaissance des arts) и был удостоен первой премии журнала. В том же году он познакомился и близко сдружился с Жоржем Сименоном, работая над эскизами декораций и костюмов к балетному спектаклю «Дом» по пьесе Сименона для Балета Ролана Пети.
Bernard Buffet Autoportrait. 1953 г.
Bernard Buffet Autoportrait. 1955 г.
В 1956 году Бюффе приобрел дом в Шато Ль’Арк, недалеко от города Экс-ан-Прованс, на берегу реки Ль'Арк, и этот дом оставался главной резиденции художника до 1964 года.
В 1958 году 30-летний художник провел большую ретроспективу своих работ в известной галерее Шарпантье, к этой выставке аннотацию в каталоге написал Пьер Берже, речь о котором впереди.
Bernard Buffet Autoportrait. 1956 г.
Bernard Buffet Autoportrait. 1957 г.
Дело в том, что семейная жизнь Бернара была так же насыщена, как и творчество. 23 ноября 1948 года он женился на своей однокурснице по Школе изящных искусств Агнес Нанкветт (Agnès Nanquette), но брак был непродолжительным. Как творческий человек и француз, Бернар в молодости попробовал все типы любовных взаимоотношений. В 1950 году Бюффе провел свои летние каникулы у моря, где познакомился с тогда еще молодым промышленником Пьером Берже. Между ними вспыхнул роман, и уже в июле месяце этого года художник подал на развод с Агнес. С Берже Бернар прожил несколько лет, но позже Пьер бросил художника ради Ив Сен-Лорана. Пьер Берже и вошел в историю, как партнёр модельера, как промышленник и меценат, один из основателей Дома моды «Yves Saint Laurent».
Bernard Buffet
Yves Saint-Laurent et Pierre Bergé
Впрочем, существует и другая версия, якобы, Бюффе сам бросил Берже, познакомившись со своей второй супругой Аннабель. В мае 1958 года друг Бернара, художник Ксавье Севако (Xavier Zevaco)(по другой версии – это был художник Люк Фурнель (Luc Fournol ) представил ему Аннабель в Сан-Тропе, где у певицы проходили успешные гастроли. «Это было, словно удар молнии» - вспоминал позже художник.
Bernard et Annabel Buffet
Роман был страстным и короткосрочным, и хотя у Аннабель было много любовников – более известных и богатых, она выбрала Бернара. Уже 12 декабря этого же, 1958 года Бюффе женился на певице, а позже писательнице Аннабель Швоб (Annabel Schwob, 10 мая1928 - 3 августа 2005).
Bernard Buffet Annabel
Бюффе любил писать портреты жены, в 1961 году он устроил выставку под названием «Тридцать портретов Аннабель Швоб». Аннабель Бюффе подарила художнику трех детей: дочерей Вирджинию (род. 26 марта 1962), Даниэль (род. 24 апреля 1963) и сына Николя (род. 13 мая 1973).
Bernard Buffet Famille. Daniele, Annabel, Nicolas et Bernard Buffet. 1993 г.
Bernard et Annabel Buffet
Еще в 1961 году Бернар написал серию картин, посвященных жизни Христа, они предназначались для украшения часовни в Шато Ль’Арк (Chateau l'Arc). Десять лет спустя, по просьбе секретаря Папы Павла VI – монсеньера Паскуале Мацци художник передал эти картины в музей Ватикана, где они сейчас находятся в постоянной экспозиции. В том же 1961 году Бюффе вернулся в Париж, но часто посещал дом в Провансе. Три года спустя художник покупает усадьбу «Долина» в Сан-Касте, и между 1965 и 1971 годами живет попеременно в столице и в Бретани.
Bernard Buffet
В мае 1971 года художника удостоили звания Кавалер ордена Почетного легиона, а 13 марта 1974 года он был избран академиком Академии изящных искусств, а спустя еще девять лет (1993) – получил титул «Рыцарь искусств и литературы» (Chevalier des Arts et lettres). В честь рождения своего первого сына Николя, Бюффе в 1973 году купил замок Вилье- ле-Майе , где жил с семьей до апреля 1978 года, а в 1975 году – еще и квартиру в курортном Сан-Тропе.
Bernard Buffet
Bernard Buffet Autoportrait. 1977 г.
Bernard Buffet Autoportrait. 1977 г.
23 ноября 1973 года в далекой Японии, в городке Суругадаира был открыт музей Бернара Бюффе.
В 1978 году по просьбе французской почтового департамента художник разработал эскиз марки, по этому поводу Почтовый музей Парижа устроил у себя большую ретроспективную выставку Бюффе.
В 1979 году художник вернулся жить в Париже, но уже в следующем году купил поместье в Нормандии, где проживал до 1986 года. В 1986 году было приобретено еще одно поместье - в Туртуре, где Бюффе остался жить до конца своих дней. Видимо, азарта ради или для вложения денег в недвижимость, в 1989 году им был куплен еще и дом на Монмартре, в Париже.
Bernard Buffet
Bernard Buffet Autoportrait en clown. 1975 г.
Bernard Buffet Autoportrait en clown. 1975 г.
Все критики и историки утверждают, что художник создал самобытный стиль, соединивший модернизм с салонным искусством. Его творчество было близко к неореалистическим тенденциям, но чаще его называли ведущим представителем мизерабилизма. Это художественное течение, основоположником которого считается Франсис Грюбер (Francis Gruber), зародилось именно во Франции в середине 1940-х годов и выражало настроения неудовлетворённости и разочарования, бывшими популярными в послевоенной Европе. Мизерабилизм пропагандировал трагическую обреченность и «покинутость» человека в мире, что выражалось в изображении одиноких фигур в интерьере, истощенных, удрученных, поникших людей, словно затерявшихся в пустом пространстве.
Bernard Buffet Autoportrait. 1948 г.
Bernard Buffet Autoportrait. 1948 г.
Bernard Buffet Autoportrait. 1949 г.
Название течения происходило от французского слова miserable – несчастный. Меланхолически-тусклые, почти монохромные портреты и автопортреты Бюффе, его жанровые сцены с тоскливо-отчужденными фигурами удлиненных пропорций в неуютных и скудных интерьерах, а также угловатые натюрморты на кухонном столе – всё это как нельзя лучше подходило именно мизерабилизму. Позже картины художника стали ярче, да и размером побольше (вплоть больших панно). Художник любил писать темы целыми сериями. Среди известных – «Страсти Христовы» (1952), «Цирк» (1956), «Парижские пейзажи» (1957), «Жанна д`Арк» (1958), «Пейзажи Нью-Йорка» (1959), «Птицы» (1960), «Коррида» (1967), «Умалишенные» (1970), «Ад из «Божественной комедии» Данте» (1977), «Французская революция» (1978), «Дон Кихот» (1989) и многие другие. Одних автопортретов с 1946 по 1993 год Бернар написал около пятидесяти. Фирменным знаком Бюффе являлись его «колючая» графика, как ее окрестили искусствоведы, и крупная подпись.
Bernard Buffet Autoportrait. 1958 г.
Bernard Buffet Autoportrait. 1964 г.
С 1964 года художник часто переводил мотивы своих картин в скульптурные композиции, часто обращался к гравюре. Сотрудничая с Давидом Эммануилем, а позже с Морисом Гарньером, Бернар непрерывно работал. Ежегодно, с 1952 года, он проводил традиционно в феврале месяце персональные выставки в Галерее Дрюона-Давида, которая с 1957 года стала именоваться галереей Давида и Гарнье, а в 1968 году перешла полностью к Морису Гарнье.
Bernard Buffet
Кроме вышеназванных, популярностью пользовались представленные серии – «Ужасы войны» (1955), «Портреты Аннабель» (1961), «Церкви Франции» (1969), «Снежные пейзажи» (1976), «Двадцать тысяч лье под водой» (1990) и др. Бюффе часто выставлялся за рубежом, в том числе, в Нью-Йорке, Чикаго, Монреале, Ванкувере, Токио (1963, 1987, 1995), Осаке, Сеуле, Йоханнесбурге, Лондоне, Амстердаме, Брюсселе, Берлине (1958), Варшаве, Базеле, Касселе, Цюрихе, Женеве, Риме, Венеции, Милане, Мадриде и Тайвани. В 1991 году выставки Бюффе проходили в Пушкинском музее в Москве и Санкт-Петербургском Эрмитаже. Иногда после поездок художник представлял на своих выставках тематические серии, созданные под впечатлением от посещения той или иной страны. Например: «Япония» (1981), «Нидерланды» (1986), «Виды Венеции» (1987), «Сумо и Кабуки» (1988), «Воспоминания об Италии» (1991), «Санкт-Петербург» (1992), «Пекин» (1996) и др.
Bernard Buffet La villa Camélia et le Fuji. 1980 г.
Bernard Buffet Autoportrait. Vacances en Bretagne. 1988 г.
Bernard Buffet Autoportrait dans la salle de bain. 1988 г.
Исследователи подсчитали, что за всю свою творческую карьеру художник создал более 8000 картин. Кроме того, он активно занимался книжной иллюстрацией и пробовал себя в театральной сценографии. Бюффе проиллюстрировал произведения Жана Жене (1953), Жана Кокто (1957), Франсуазы Саган (1964), стихи Верлена, Рембо и Бодлера (1962, 1970), книги своей жены Аннабель «Сан-Тропе» (1979) и «Путешествие в Японию» (1981).
Bernard et Annabel Buffet
Для театра Бюффе создал декорации и костюмы к драматическим спектаклям «Упущенные назначения» Франсуазы Саган (1955) и «Босс» Марселя Эме (1959), к музыкальным постановкам «Кармен» Жоржа Бизе в Марсельской опере (1962) и «Вальс» Мориса Равеля в парижской Комической опере.
О художнике было написано несколько книг и монографий, самыми известными из которых являются книги Мориса Дрюона, Алины Алексис Авила и двухтомник Янн Ле Пишон, получивший литературную премию имени Эли Фор.
Bernard Buffet
В 1997 году, в возрасте 71 года, у Бюффе появились симптомы болезни Паркинсона. Болезнь прогрессировала, и художник не мог уже работать так активно, как ему хотелось. По мнению историков, это и стало причиной самоубийства Бюффе 4 октября 1999 года у себя дома в Туртуре на юге Франции. Полиция утверждала, что художник умер около 4 часов вечера, надев на голову пластиковый пакет и закрепив его клейкой лентой вокруг шеи.
Завершить материал хочется автопортретами художника, написанными в 1981 году. В течение года 53-летний Бюффе создал около 20 портретов, на которых изобразил себя молодым, в разных костюмах и образах. Единственное, что объединяло все портреты - узнаваемый стиль художника, изможденность фигуры, трагизм во взгляде - всё то, что позволило историкам живописи причислить Бюффе к лидерам мизерабилизма. Предполагаю, что все эти автопортреты были написаны специально к очередной персональной выставке в Галерее Гарнье, поскольку в 1982 году в этой галерее была проведена выставка Бюффе под названием "Автопортреты".
Bernard Buffet Autoportrait. 1981 г.
Bernard Buffet Autoportrait. 1981 г.
Bernard Buffet Autoportrait. 1981 г.
Bernard Buffet Autoportrait. 1981 г.
Bernard Buffet Autoportrait. 1981 г.
Bernard Buffet Autoportrait. 1981 г.
Bernard Buffet Autoportrait. 1981 г.
Bernard Buffet Autoportrait. 1981 г.
Bernard Buffet Autoportrait. 1981 г.
Bernard Buffet Autoportrait. 1981 г.