Музей д’Орсе (Musée d'Orsay) — музей Парижа, расположенный на левом берегу Сены, размещенный в бывшем железнодорожном вокзале - Gare d'Orsay. А еще раньше здесь располагался Суд Счетов, разрушенный во времена Парижской Коммуны. В 1898 году Компания железных дорог Париж-Орлеан получила архитектору Виктору Лалу строительство вокзала д'Орсэ. Работы двигались очень быстро и новый вокзал был готов как раз ко времени открытия Всемирной выставки 1900 года. В основном, музей посвящен французскому искусству 1848 - 1915 годов, представленному картинами, скульптурами, предметами мебели и фотографиями, и наиболее известен своей значительной коллекцией шедевров таких импрессионистов, как Моне, Дега, Ренуар и Сезанн. До открытия Музея в 1986 году многие из этих работ хранились в Национальной галерее игры в мяч (Galerie nationale du Jeu de Paume).
Лалу соорудил огромный центральный неф 135х40 метров, металлическая конструкция которого была искусно покрыта снаружи имитацией мрамора светлых тонов. Вокзал вместил в себя не только 16 платформ, но также рестораны и гостиницу на 400 номеров. Вестибюли вокзала были настолько роскошными, что один художник, как бы предвидя будущее, назвал Орсе «дворцом искусств». Даже ресторан здесь выглядит как произведение искусства.
С 1939 года вокзал д'Орсэ был заброшен и переживал период длительного упадка, грозящего его сносом, несмотря на неоднократные попытки спасти его.
В 1973 году президент Помпиду объявил вокзал национальным памятником и решил создать музей, какого еще не было в Париже - музей, вмещающий полвека искусства: со времен Второй Империи до начала кубизма. Идеальное звено между Лувром - храмом классического искусства и Центром Помпиду - храмом современного искусства. Работы по переоборудованию вокзала, которые начались в 1978 году, были поручены группе АСТ, а внутренняя отделка - архитектору-женщине из Италии Гае Ауленти. В настоящее время в музее на площади более 45 тысяч квадратных метров выставлено более 4 тысяч произведений искусства, включающих живопись, скульптуру, графику, мебель.
Музей Орсе -один из самых приятных музеев Парижа. В отличие от соседнего Лувра (их разделяет только Сена) здесь никогда не бывает давки и толп оголтелых туристов. Тихо, просторно, светло. Огромное здание старого железнодорожного вокзала оказалось идеальным домом для полотен французских импрессионистов. Солнечный свет, падающий сквозь стеклянный купол Орсе, усиливает сияние и без того лучащихся картин Ван Гога, Моне, Мане, Сезанна, Дега, Гогена, Ренуара и еще трех десятков выдающихся импрессионистов конца XIX-начала XX веков.
Собрание Музея Орсэ включает в себя не только картины, но и фотографии, скульптуры, мебель.
Великолепные главные часы, сделанные еще во время бытности здесь вокзала, и сейчас украшают музей.
Сейчас Музей Орсе готовится начать новую жизнь «Вторым рождением» называет реконструкцию знаменитого Музея Орсэ (Musee d’Orsay) его директор Ги Кожеваль (Guy Cogeval). Он уверяет, что теперь представленная в Париже коллекция импрессионистов и постимпрессионистов предстанет перед посетителями в совершенно новом свете. Нынешнему директору музея удалось привлечь немалые средства на реконструкцию галереи. Главное, к чему стремился г-н Кожеваль,-- избавиться от традиционного представления о музее, где посетители, двигаясь по коридорам, смотрят на картины, висящие на белых стенах. Например, существенно увеличены выставочные площади, ушли в небытие узкие коридоры и тупики. Вместо «больничного» белого колера стены залов теперь выкрашены в различные цвета, коридоры расширены, а свет, падавший со стеклянных сводов, заменён на искусственное освещение. «Не забывайте, что изначально полотна писали не для музеев, они висели в домах», – объясняет такое решение Ги Кожеваль. Музейное пространство обрело совершенно другой вид – и выглядит великолепно. Насколько удачным окажется эксперимент Кожеваля, покажет время.
Орсе – от вокзала к музею
Музей Орсе был открыт в 1986 году в реконструированном здании бывшего железнодорожного вокзала, созданного Виктором Лалу в начале двадцатого века. В нем собраны работы, относящиеся к периоду с 1848 по 1914 год. Таким образом, музейная коллекция является связующим звеном между экспозициями Лувра и Центра Жоржа Помпиду.
Музей Орсе имеет длинную предысторию. За период с 1782 по 1788 год, незастроенный район Парижа, где суждено было появиться вокзалу Орсе, полностью меняется, а с появлением отеля «де Салм» становится одним из любимых мест французской аристократии.
В 1810 году Наполеон решает построить здесь здание министерства иностранных дел, в котором впоследствии размещались контрольно-ревизионное управление и государственный совет. Огромное здание, похожее на римский дворец.[more]
Во время кровавых событий 24 мая 1871 года здание было уничтожено огнем и оставалось в руинах до 1898 года. Из оранжерей соседних особняков сюда попадали семена экзотических растений, и в результате вокруг вырос удивительный сад. Этот сад так описан в одном из парижских журналов за 1888 год: «На входе в сожженное здание, мои друзья остановились, изумленно глядя на растительность, покрывшую все вокруг всего за каких-то 17 лет: заросли ежевики непроницаемые даже для света, мох, покрывающий пилястры, пучки выбивающейся из трещин густой травы. Импровизированный девственный лес, чьи корни взломали плиты пола и разрушили камень лестниц, сделав эти современные останки похожими на прекрасные античные руины». В течение долгого времени оставалась неясной судьба старого дворца: будет ли здание восстановлено и возвращено к жизни? На этом месте предполагали построить музей декоративного искусства, для которого в 1880 году Огюст Роден уже получил заказ на «Врата ада» (оригинал которых находится сейчас в музее Орсе). Однако в ответ на жалобы Орлеанской железнодорожной компании, находившейся вдали от центра города и обращавшей внимание на неудобство своего расположения в преддверии Всемирной выставки 1900 года, на этом месте было предложено построить железнодорожный терминал. Символично, что в одном из разделов Всемирной выставки была представлена полная ретроспектива французского искусства XIX века, – для которого музей Орсе стал в будущем одним из главных хранилищ.
Многие парижане опасались, что один из прекраснейших видов города будет навсегда обезображен шумным и грязным примером индустриальной архитектуры. Чтобы успокоить общественность, Орлеанская компания обратилась к известным архитекторам: Эмилю Бенару, Люсьену Магне, Виктору Лалу – из которых, общим голосованием в апреле 1898 года, был избран Лалу. Его задачей стало создание здания, готового принять огромное количество пассажиров и в то же время стать частью архитектурного ансамбля исторического центра Парижа. С этой целью огромная конструкция высотой в 32 метра, сделанная из металла и стекла, была спрятана за каменным фасадом. Здание строилось очень быстро, и уже 14 июля 1900 года вокзал был официально открыт. Он был первым вокзалом, построенным с расчетом на электричество, что позволило устроить в нем шикарный центральный холл, украшенный скульптурами и росписью в стиле, напоминающем римские бани или базилики. В здании вокзала все приковывало внимание современников: громадный неф, невероятная высота, циклопические портики, светящиеся часы.
Багажные конвейеры, пассажирские лифты, пять подземных железнодорожных линий вот чем был главный вокзал юго-западного направления Орсе в течение 40 лет, отправлявший почти по двести поездов в день. В одной из частей здания, располагался отель на 400 номеров, о пышности которого можно судить по бальному залу и ресторану, сохранившимся до наших дней. Дизайн отеля в целом определил Лалу, а работу над ним доверили разным художникам. Однако со временем этот апофеоз промышленного века перестал соответствовать все ускоряющемуся ритму жизни. Быстрый технический прогресс скоро сделал использование вокзала нерентабельным, и движение поездов было прекращено в 1939 году. Творенье Лалу было покинуто Орлеанской компанией и впоследствии использовалось в разных целях. В 1945 году оно было центром отдыха для узников лагерей, вернувшихся домой; в 1962 году здесь снимался фильм Орсона Уэллса «Процесс». И, наконец, в 1973 году двери отеля и бывшего вокзала закрылись
Жан Леон Жером. Юные греки, наблюдающие бой петухов. 1846
Александр Кабанель. Рождение Венеры. 1863
Джеймс Тиссо. Две сестры. 1863
Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863
Эдуард Мане. Олимпия. 1863
Джеймс Тиссо. Молодая девушка в красном жакете 1864
В шестидесятые годы говорили о сносе здания, который, по мнению некоторых тогдашних критиков, никого не должен был огорчить: «Хотя творение Лалу и было построено в самом начале века, в нем нет изящества, присущего той эпохе, а под камнем оно скрывает металлическую конструкцию, тяжелее которой нет во всем Париже». Предполагалось построить на этом месте отель. Но затем решение о строительстве отеля было отменено. В 1978 году вокзал признали историческим памятником, и его приобрело Министерство культуры Франции. Вот тогда-то и возникла идея превратить вокзал в музей искусства XIX столетия – с новейшей экспозиционной технологией, но с минимальным изменением архитектуры и структуры самого вокзала, его интерьеров и декора.
Принятое решение переоборудовать вокзал в музей родилось вскоре после размещения национальной коллекции современного искусства в Центре Жоржа Помпиду в 1977 году. Основной акцент в этой экспозиции сознательно делался на новациях модернизма, начиная с фовистов. Всё, что располагалось между импрессионизмом и модернизмом –постимпрессионизм Понт-Авенской школы, неоимпрессионизм, символизм, традиционалисты, зарубежная школа и так далее – было представлено или бедно, или никак. Чтобы отыскать картины этих школ в Париже, зрителю приходилось идти в Лувр ради Коро и Курбе, в Зал для игры в мяч – за импрессионизмом от Ренуара до Сезанна, в Музей современного искусства – ради творчества Матисса и Пикассо. Итак, для искусства, охватывающего период с 1848 по 1914 год, просто необходим был отдельный музей.
Фредерик Базиль. Розовое платье. 1864
Анри Фантен-Латур. Цветы и фрукты. 1865
Жан Батист Карпо. Принц со своей собакой Неро. 1865
Поль Дюбуа. Флорентийский певец 15 века. 1865
Эдуард Мане. Флейтист. 1866
Гюстав Курбе. Источник. 1868
Создание этого музея стало в 1970-х годах значительным событием в культурной жизни Франции. Крупнейший вокзал Орлеанской компании, утративший свое функциональное назначение, должен был превратиться из вокзала в музей. Одной из главных задач было не только сохранить вокзал в первозданном виде, но и включить его в современную жизнь, придать музею-вокзалу двойную функцию – как носителя исторической памяти, так и художественного явления современности.
Проект нового музея рождался как бы из диалога с первым архитектором – Виктором Лалу. Новый проект ставил своей задачей создать уникальную среду для произведений искусства XIX века, но в то же время сохранить и собственную архитектуру вокзала. Однако вокзал Орсэ по своим прежним функциям никак не совпадал с задачами музея искусств. Сложнейшая проблема была все-таки решена группой «АКТ-архитектор», которая завоевала первое место в конкурсе по реконструкции этого вокзала. Архитекторы отдали предпочтение входу с Рю де Бельшас, расположив коллекцию вдоль большого холла и разделив пространство и само здание на две части, использовав купол старого вокзала. Наверху почти сливается с небом длинная галерея, сейчас там выставлены импрессионисты. Металлические колонны и балки, лепные украшения, использованные Лалу, были сохранены, восстановлены и выставлены на всеобщее обозрение. Старое здание не исчезло после реконструкции.
Прежде чем размещать коллекции, нужно было решить вопрос интерьера выставочных залов, выбрать материал и цвет мебели. В 1980 году был проведен еще один конкурс, который выиграла на итальянский архитектор Гаэ Ауленти.
Само собой, возникли некоторые технические проблемы: здание необходимо было гарантировать от проникновения воды; была изменена и акустика здания – этого добились, установив резонаторы в круглых окнах центрального холла. Это огромное пространство 32 метра в высоту и 130 метров в длину должно было вентилироваться, к тому же картины должны быть хорошо освещены.
Эжен Буден. Пляж в Трувиле. 1869
Эмиль-Огюст Райбе. 1869-1880
Джеймс Уистлер. Портрет матери. 1871
Эдгар Дега. Урок танцев. 1871-1874
Жан Франсуа Милле. Букет ромашек. 1871-1874
Эдуард Мане. Портрет Берты Моризо. 1872
Альфред Сислей. Канал Святого Мартина. 1872
Альфред Сислей. Площадь в Аржантее. 1872
Наконец реконструкция была завершена, но при этом сохранился оригинальный роскошный стиль большого холла, созданного Лалу, цветовое великолепие бальной залы и столовой. Вокзал был построен за два года, но прошло почти десять лет, пока открылся музей Орсэ. Реконструированное здание в точности подходит под описание, данное художником Эдуардом Детелем в 1890 году: «Вокзал превосходен; он выглядит как дворец искусств».
Основа концепции проекта данной группы была такова: «Сделать не музей в вокзале, а музей из вокзала». Программа реконструкции предусматривала, что новый музей должен стать музеем многодисциплинарным, то есть включать в свои экспозиции и демонстрировать живопись, графику, скульптуру, декоративную мебель, произведения фотографии и зарождающегося киноискусства, архитектуру, градостроительство, исторические и документальные материалы. К новшествам музея относится ротационный принцип экспозиции и огромное её разнообразие. Первые коллекции нового музея формировались из произведений, хранившихся в Лувре – сняты со стен или взяты из запасников. Картины импрессионистов и их ближайших последователей перешли из Зала для игры в мяч, бывшего парижского Музея импрессионизма. Многие произведения были перевезены из Музея современного искусства. Преобладающее большинство ключевых с современной точки зрения произведений поступило в национальные коллекции от дарителей. Современные посетители музея навсегда в долгу перед такими людьми, как Атоннен Персонназ, художник Гюстав Кайботт, банкир Исаак де Камондо и многие другие. И конечно семьи самих художников позволили достойно представить творчество Курбе, Базиля, Тулуз-Лотрека, Ренуара, Синьяка и других
Клод Моне. Регата в Аржантее. 1872
Арман Гийомен. Набережная де ля Гар в снегу. 1873
Клод Моне. Маки в окресностях Аржантея. 1873
Берта Моризо. Ловля бабочек. 1874
Гюстав Кайботт.Циклевщики. 1875
Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар. 1877
Огюст Роден. Бронзовый век. 1877-1880
Клод Моне. Хризантемы. 1878
Как сказано выше, коллекции музея Орсэ по хронологическим рамкам занимают место между Лувром и Национальным центром искусств имени Жоржа Помпиду. В экспозиции произведения представлены в более или менее точной хронологической последовательности и охватывают один из выдающихся периодов французского искусства: вторую половину XIX века – начало XX века.
Самым масштабным помещением нового музея стал большой неф, в котором выставлены коллекции скульптуры – Родена, Карпо и других. Стеклянный свод обеспечивает равномерное освещение зала, а это является для скульптур самым безопасным и оптимальным режимом. Грандиозные размеры самого нефа придают еще большую монументальность всей скульптурной экспозиции.
С главным нефом соседствуют залы, где выставлены произведения живописи и декоративно-прикладного искусства. С одной стороны – это залы Домье, Коро, Милле, с другой – Давида, Энгра, Делакруа. В пересечении нефа расположились залы Гюстава Курбе и декоративного искусства времен Первой и Второй империй. Коллекции импрессионистов и постимпрессионистов расположились в залах верхней галереи. Естественное специфическое освещение этих залов наилучшим образом отвечает цветовой гамме живописных полотен Моне, Сислея, Сезанна, Ренуара, Ван Гога. Овальные залы первого этажа отданы произведениям академической, натуралистической и символической школ. А также здесь представлены произведения ар-нуво – это работы Гимара и Ван де Вельде.
В музее весьма оригинально экспонируются архитектурные макеты. Гранд-Опера, например, оказывается прямо под ногами посетителей – под прочным слоем стекла. С высоты этот макет предстает во всем своем великолепии. Макеты крупнейших сооружений прошлых времен выстроены в большую колонну – один над другим. Посетители могут их осматривать, поднимаясь на эскалаторе в большие залы башен.
Для размещения произведений декоративного искусства и графики (рисунков, фотографий, пастелей и литографий) созданы специальные небольшие темные помещения. Естественное освещение здесь практически отсутствует, а разработанная система подсветки высвечивает лишь экспонаты.
Пьер Пюви де Шаванн. Молодые девушки на берегу моря. 1879
Уильям Адольф Бугеро. Рождение Венеры. 1879
Анри Фантен-Латур. Портрет Шарлотты Дюбур. 1882
Огюст Ренуар. Танец в деревне. 1883
Огюст Ренуар. Танец в городе. 1883
Эдвард Берн-Джонс. Колесо Фортуны. 1883
Жорж Сера. Стоящая модель. 1886-87
Клод Моне. Цветущий сад в Сент-Адрес. 1886
Клод Моне. Эскиз. 1886
Винсент Ван Гог. Звездная Ночь. 1888
Гюстав Кайботт. Снег на крышах. 1888
Гюстав Кайботт.Парусники в Аржантее. 1888
Поль Гоген. Алискан. 1888
Поль Серюзье. Талисман.1888
Поль Гоген. Ваза с карикатурным автопортретом. 1889
Поль Гоген. Натюрмотр с веером. 1889
Альбер Бенар. Семья художника. 1890
Поль Сезанн. 1890-1892
Поль Сезанн. Купальщики.1890-1892
Жорж Сера. Цирк. 1891
Жак Эмиль Бланш. Портрет Марселя Пруста. 1892
Огюст Ренуар. Девушки за пианино. 1892
Поль Синьяк. Женщины у колодца. 1892
Поль Сезанн. Натюрморт с луком.1895-1900
Анри Руссо. Женский портрет. 1897
Эктор Гимар. Диван для курительной комнаты. 1897
Жан Франсуа Раффаэлли. Гости в ожидании регистрации брака. 1898
Александр Шарпантье. Столовая. Александр Биго. Керамика. 1901
Эмиль Андре. Жак Грубер. Эжен Валлен. 1901
Поль Фойо. Кофейный сервиз. 1904
Эктор Гимар. Балконная решетка. Деталь. 1909
Эдвард мунк. Летняя ночь в Асгардстранде.1904
Морис Дени. Модель купола театра на Елисейских полях. 1911-1912