«Одинокий гений, безразличный и последовательный мыслитель, который является одновременно страстным и странным мечтателем». Поль Синьяк.
Портрет Анри Эдмона Кросса - Максимильен Люс
Провел детство и юность в Лилле.
Единственный выживший ребенок Алсида Делакруа, французского авантюриста и бизнесмена, и британки Фанни Вуллетт, Анри еще в юности был поощрен развивать свой художественный талант кузеном отца, доктором Огюстом Суаном.
В возрасте десяти лет, он брал уроки рисунка и живописи у E.A. Каролюса-Дюрана.
В1878 он поступил в Школу Академии дизайна и архитектуры в Лилле, где учился в течение трех лет у Альфонса Коласа (1818-87).
После этого Анри приехал в Париж, где учился со своим земляком Эмилем Дюпонтом - Джипси (1822-65), которого потом называл в числе своих учителей.
В Париже он подружился с Франсуа Бонвеном, работы которого влияли на него в течение некоторого времени.
Начал показывать свои работы в Салоне с начала 1880-х. В 1881 Делакруа показался в Салоне под английским псевдонимом Кросс, который он выбрал, чтобы его не путали с Анри - Эженом Делакруа, который выставлялся в Салоне в тот же самый период.
Его работы этого периода, существующие в малом количестве - реалистичные портреты и пейзажи, окрашенные мрачной палитрой.
Self Portrait with Cigarette, 1880
Corner of the Garden in Monaco, 1884
Уголок сада в Монако 1884
At Luxembourg, 1885-89
В Люксембурге, 1885-89
Под влиянием импрессионистов, особенно после его поездок в 1883 в юг Франции и его встречи с Моне, Кросс изменил свой стиль от темных цветов реализма к более ярким импрессионизма.
В мае 1884 Кросс принял участие в первой выставке Салона Независимых художников и в 1891 был избран Вице-президентом Общества Независимых художников. К тому времени он стал одним из ведущих художников неоимпрессионизма. Его стиль резко изменился. Он красил прямоугольными разделенными ударами, создавая холсты полными цвета, например «Берег на Средиземноморье», «Вечерний бриз».
The Mediterranean Coast
Средиземноморское побережье
The Mediterranean, East Wind, 1902
Средиземноморский восточный Ветер, 1902
Многие из его друзей поддерживали анархизм и рисовали иллюстрации для их журналов. Летом 1904 Кросс провел в Сан-Тропезе с Полем Синьяком. Там он познакомился с Матиссом.
Кросс часто посещал Италию, и в 1908 он провел июль и август в Тоскане и Умбрии, посещая Флоренцию, Пизу, Ассайс и другие итальянские города. Здесь он нарисовал много эскизов природы, которые потом использовал для своих пейзажей в 1909 и 1910 годах.
A Venetian Canal, 1903-05
Canal de la Guidecca, Venice, 1904
Rio San Trovaso, Venice, 1903-04
San Giorgio Maggiore, Venice, 1903-04
Сан - Джорджо Маджоре, Венеция, 1903-04.
Из года в год палитра Кросса становилась более богатой, сильные цвета его последних работ близки к фовизму.
Ревматизм заставил художника проводить каждое лето на юге Франции. Он обосновался в Сент - Клере, где и умер 16 мая 1910.
Plage de la Vignassa, 1891-92
Пляж де ла Vignassa, 1891-92
Peasant Woman Stretched out on the Grass, 1890
Крестьянка на траве, 1890
Coast Near Antibes, 1891
Beach on the Mediterranian, 1891
Les Iles d'Or, 1891-92
Mme. Hector France, nee Irma Clare and Later, in 1893
Study for 'Excuirsion', 1894
Исследование для 'Excuirsion », 1894.
Evening Breeze, 1893-1894
By the Mediterranean, 1895
Средиземноморье, 1895
Goats, 1895
Regatta, 1895
Fisherman, 1895
Landscape, the Little Maresque Mountains, 1896
Le Ranelagh, 1899
Provence Landscape, 1898
Family of Swans, 1899-1900
Bathers, 1899-1902
Portrait of Madame Cross, 1901
Garden in Provence, 1901
Aguttes, 1902
A Place in the Shade, 1902
Rocks at Trayas, 1902
Скалы у Trayas 1902
Ponte San Trovaso, 1902-05
Sailboats near Chicago, 1903-05
Парусники вблизи Чикаго, 1903-05.
Bathers, 1892-95
A Pine Tree, 1905
La Dogana, 1903
La Donana, Venice, 1903
Siesta by the Water, 1903
Сиеста у воды, 1903
Still Life with Bottle of Wind, 1904
Натюрморт с бутылкой Ветер, 1904
A Pine Wood, Provence, 1906
Bathers, 1906
Before the Storm (also known as The Storm), 1907-08
Afternoon in Pardigon, 1907
Antibes, 1908
Antibes, Afternoon, 1908
Antibes, Morning, 1908
Around My House
Barges
Bathers, 1906-07
Beach at Cabasson
Boats in the Port of St. Tropez
Boats
Cabasson Landscape (study), 1896-99
Cape Layet, Provence, 1904
Coast of Provence, Le Four des Maures, 1906-07
Coastal View with Cypress Trees
Provence Landscape, 1900
Cypress Trees at Cagnes,1908 3
Cypress, April, 1904
Cypresses, 1904
Landscape, 1896-1899
Excursion
Flowers in a Glass, 1904
Flowers
La Chaine des Maures, 1906-07
La Ronde
Land by the Sea
Landscape 01
Landscape with Stars, 1905-08
Landscape with Sunset
В 2005 году ценовая лихорадка настолько охватила рынок искусства, что даже не слишком известные работы неоимпрессионистов уходят за неоправданно высокие суммы. Последний пример тому — картина Анри Эдмона Кросса (1856–1910) «Сбор винограда» (Vendanges), проданная за 3 миллиона фунтов. Имя этого художника — представителя неоимпрессионизма — упоминается рядам с именами таких грандов живописи, как Жорж Сера, Поль Синьяк, но далеко не в каждой художественной книжке, посвященной нео- или постимпрессионизму, можно найдете его биографию.
Картина «Сбор винограда» является самой известной в творчестве Анри Эдмона Кросса, но в данном случае известность не повод для почти шестимиллионного результата. Найти иные объяснения невозможно. До этого максимум, уплаченный за работу Кросса, составлял 600 тысяч долларов. А тут вдруг и эстимейт 1,3–1,8 миллиона фунтов, и сенсационный результат. Немного странно, что прежний максимум отличается от нынешнего в 10 раз. Кроме того, по статистике artprice.com, 100 евро, условно вложенные в картины Кросса в 1997 году, к июню 2005-го превратились бы в 538 евро.
The Grape Harvest
Сбор винограда
Нельзя сказать, что полотна Кросса постоянно участвуют в крупных аукционах, а его имя привлекает большое количество покупателей. Возможно, причина сенсации кроется не в художественных особенностях работы, а в попытке создать новое имя на рынке искусства, чему в последнее время мы были свидетелями не раз.