С днём рождения!!! Это не только выдающийся скульптор, но и фронтовик. Монументальные памятники, созданные этим выдающимся мастером, разбросаны по всей Земле – от северных регионов России до Египта, от Вашингтона до Москвы.
«Для меня дело не в правде, а в подлинности...» «Отец — белый офицер, мать — биолог и поэтесса. Наконец, сам я, солдат и офицер, прошедший всю войну…» Родился в семье врача Иосифа Моисеевича Неизвестного и детской поэтессы Беллы Абрамовны Дижур (1903—2006), репрессированных в 30-х годах. В возрасте 17 лет Неизвестный записался добровольцем в Красную Армию. В конце Великой Отечественной войны был тяжело ранен и находился в состоянии клинической смерти. Неизвестный был посмертно награждён Орденом Красного Знамени, и его матери было послано официальное уведомление о его смерти. Но Неизвестный выжил. «Я воевал в составе Второго Украинского фронта. Был контужен, был ранен, последний раз — очень тяжело. Был награжден, один раз посмертно, орденом "Красная Звезда", который достиг меня лет через 25» Лейтенант Неизвестный Эрнст. На тысячи верст кругом равнину утюжит смерть огненным утюгом. В атаку взвод не поднять, но сверху в радиосеть: "В атаке - зовут - твою мать!" И Эрнст отвечает: "Есть". Но взводик твой землю ест. Он доблестно недвижим. Лейтенант Неизвестный Эрнст идет наступать один! И смерть говорит: "Прочь! Ты же один, как перст. Против кого ты прешь? Против громады, Эрнст! Против - четырехмиллионнопятьсотсорокасемитысяячвосемь- сотдвадцатитрехквадратнокилометрового чудища против, - против армии, флота, и угарного сброда, против - культургервышибал, против национал-социализма, - против! Против глобальных зверств. Ты уже мертв, сопляк?.. "Еще бы", - решает Эрнст И делает Первый шаг! В 1947 году Неизвестный поступил в Академию искусств в Риге. Затем он продолжил своё образование в Суриковском институте в Москве и на факультете философии Московского университета. После войны тяжелые послевоенные годы, университет. И там занятия, в том числе и катакомбной культурой. «Понятием "катакомбная культура" воспользовались я и мои друзья в 1949 году для того, чтобы определить, чем мы хотим заниматься. Я в то время учился в Академии художеств и одновременно на философском факультете МГУ и обнаружил, что при существующей системе образования мы, после огромных трудов и нагрузки, выйдем из университета безграмотными людьми. О Ленине мы узнавали от Сталина, о Марксе мы узнавали от Ленина и Сталина, о Дюринге мы узнавали из "Анти-Дюринга"». Но тогда и знание было политикой, поэтому все разыгрывали веселых пьяниц.» В Институте имени Сурикова Академии художеств СССР Эрнст Неизвестный был хорошим студентом. Работа третьего курса получила международную медаль и была приобретена Третьяковской галереей. Работа пятого курса "Строитель Кремля Федор Конь" была выдвинута на Сталинскую премию и куплена Русским музеем. «Такие могикане соцреализма, как скульптор Манизер, мой профессор, которого я глубоко уважаю до сих пор, ко мне очень хорошо относились. Кроме того, я не гнушался работой помощника скульптора ни у кого: ни у Меркулова, ни у Вучетича, ни у Томского, ни у других крайне официальных художников. Я был идееносен, я много им подсказывал, выполняя не только обычную черновую работу, делал эскизы, и они меня рассматривали как своего, как некоего преемника и продолжателя, будущего академика. Все это давало мне основания для гладкой карьеры». «Разногласия с соцреализмом в институте возникали в первую очередь у фронтовиков. Многие из этих молодых людей были даже коммунистами, но их переживания, их жизненный опыт не соответствовали гладкописи соцреализма. Мы не теоретически, а экзистенциально выпадали из общепринятого, нам требовались иные средства выразительности. На меня выпала судьба быть одним из первых, но далеко не единственным. К тому же кругу относились Юрий Васильев, Оскар Рабин, Сидур и другие. После смерти Сталина, когда началось некоторое послабление, я показал несколько своих экспериментальных, полуэкспрессионистических работ на молодежных выставках: в том числе "Война это" и "Концлагерь". Это вызвало чудовищный гнев и художественных властей, и идеологических». «Первые мои работы назывались "Война это". Я воспринимал войну не как парад победы, а как трагическое, противоречивое и противоестественное человеку явление. Так возникла эта серия. Часть человека превращаясь в машину, в железо, которое олицетворяло войну, которое входило в плоть, как боль. Потом эта тема переросла в тему "Роботы и полуроботы", где человек уже сознательно боролся с мертвым металлом, потом это переросло в "Гигантомахию", затем в "Древо жизни". Человек уже овеществлен в делах своих, он породил вторую природу, предметы, продолжающие его руки, мозг, глаза, нервы и сердце, и задача изобразительного искусства в современном мире — создать некие всеединые символы и метафоры, чтобы показать растерявшемуся от обилия информации человеку ценность и беспредельность человеческого "я"». Манеж, Хрущев и Неизвестный На знаменитой выставке в Манеже в 1964 Неизвестный говорил с Хрущевым - долго и неосторожно старался убедить его, что все происходящее – «это провокация, направленная не только против либерализации, не только против интеллигенции, не только против меня, но и против него». И - «кончилась наша беседа с Хрущевым следующим образом. Он сказал: "Вы интересный человек, такие люди мне нравятся, но в Вас одновременно сидят ангел и дьявол. Если победит дьявол, мы Вас уничтожим. Если победит ангел, то мы Вам поможем"». После смерти Хрущева к Эрнсту приехал Сергей Хрущев с просьбой сделать надгробие на могиле отца. «"Я знаю, — сказал я, — что найдутся такие, кто обрушится на меня за мое решение. Я считаю, что это месть искусства политике. Впрочем, это — слова! В действительности, я считаю, что художник не может быть злее политика, и поэтому соглашаюсь. Вот мои аргументы. А какие у Вас аргументы: почему это должен делать я?" На что Сергей Хрущев сказал: "Это завещание моего отца"».
В 1976 Эрнст Неизвестный уезжает из СССР «из-за эстетических разногласий с режимом», как он сам определил причины отъезда. Поэтому Неизвестный был выслан из СССР в Швейцарию.
Моя свобода - Одиночество «Я всегда знал, что история — это не девушка, и в ней было очень много насильников, злодеев и садистов, но я не представлял, что великую державу, весь мир и саму историю могут насиловать столь невзрачные гномики, столь маленькие кухонные карлики, и это меня всякий раз оскорбляло. Я был согласен на ужас, но мне нужно было, чтобы этот ужас был сколько-нибудь эстетичен. Этот же, бытовой, мещанский ужас людоедов в пиджаках, варящихся в собственной лжи, морально разрушал меня».
Древо жизни. "Что такое "Древо жизни"? Это семь витков Мебиуса, сконструированных в форме сердца. Для меня символы и знаки — не пустое место. В Библии "древо" синоним "сердца", а "сердце" синоним креста. Таким образом, "Древо жизни" объединяет эти три понятия. будут очень значимы». «Все это — попытка совместить несколько начал, попытка совместить вечные основы искусства и временное его содержание. Низменное, жалкое, ничтожное соединяется постоянно и вечно в вере, чтобы стать благородным, величественным, осмысленным». Сегодня Эрнст Неизвестный профессор философии Колумбийского университета, действительный член Шведской королевской академии наук, Нью-Йоркской академии искусств и наук и Европейской академии искусств, естественных и гуманитарных наук. В Уттерсберге (Швеция) устроен музей «Древо жизни», посвященный творчеству Неизвестного.
В Уттерсберге (швед. Uttersberg) (Швеция) музей скульптур Неизвестного.
В октябре 2004 г. Эрнст Неизвестный «посадил» в Москве свое «Древо жизни» – в вестибюле торгово-пешеходного моста «Багратион». Это семиметровое раскидистое «Древо жизни», в кроне которого можно разглядеть христианское распятие и ленту Мебиуса, портреты Будды и Юрия Гагарина, сюжет изгнания из рая и эзотерические символы. На фото: фрагмент скульптурной композиции «Древо Жизни».
Монумент «Цветок лотоса» для Асуанской плотины , одна из самых больших в мире скульптур.
По эскизам Эрнста Неизвестного выполнены: главный приз Всероссийского телевизионного конкурса ТЭФИ – статуэтка Орфея и приз российской независимой премии «Триумф» – статуэтка «Золотой Эльф», а также призовая статуэтка народной премии «Светлое прошлое». На фото: статуэтка ТЭФИ.
В 1996 году Неизвестный закончил своё монументальное (высотой в 15 метров) произведение «Маска скорби», посвященное жертвам репрессий в Советском Союзе. Эта скульптура установлена в Магадане. В этом же году Неизвестный удостоился Государственной премии Российской Федерации.
В 2003 году в Кемерове на берегу реки Томь был открыт монумент "Память шахтерам Кузбасса" работы Эрнста Неизвестного.
ГОЛОВЫ Но выше Жизни и Смерти, пронзающее, как свет, нас требует что-то третье, - чем выделен человек. Животные жизнь берут. Лишь люди жизнь отдают. Тревожаще и прожекторно, в отличие от зверей, - способность к самопожертвованию единственна у людей. Единственная Россия, единственная моя, единственное спасибо, что ты избрала меня. Лейтенант Неизвестный Эрнст, когда окружен бабьем, как ихтиозавр нетрезв, ты спишь за моим столом, когда пижоны и паиньки пищат, что ты слаб в гульбе, я чувствую, как памятник ворочается в тебе. Я голову обнажу и вежливо им скажу: "Конечно, вы свежевыбриты и вкус вам не изменял. Но были ли вы убиты за родину наповал?"