Жан Эдуар Вюйар (Jean Edouard Vuillard) (1868-1940) - французский художник, представитель символизма и модерна. Родился в Кюизо, с 1886 года учился в Школе изящных искусств и академии Р.Жюльена в Париже. Совместно с М.Дени и К.Русселем основал группу "Наби" (1892), сотрудничал в символистском журнале "Ревю бланш". Сперва писал в манере, близкой к голландцам 17 века и Ж.Б.С.Шардену, со временем включая в картины все больше элементов импрессионизма. Испытал большое влияние П.Гогена, А.Тулуз-Лотрека и японской гравюры. Наиболее типичные его символистские вещи (1890-х годов) решены в духе "интимизма": это интерьерные сцены с фигурами, составляющими нерасторжимое красочное единство с фоном; нарочитая смутность персонажей усиливает таинственное обаяние этих образов. Излюбленной его темой, помимо интерьера, были сады. Увлеченно работал также в сфере настенной живописи, высветляя колорит и превращая композиции в "ковровые" красочные арабески. Выступал как сценограф, в частности, сотрудничал в конце 1910 - начале 1920-х годов с антрепризой С.П. Дягилева. В поздний период писал светские портреты.
Женщина в свободной блузе
Элегантность
Вы
созерцаете
звезду
по двум
причинам:
потому,
что
она
сверкает,
и потому,
что
она
непостижима.
Но
рядом
с вами -
сияние
более
нежное
и тайна
более
глубокая:
женщина! В. Гюго
Чтобы не оставалось пустых зон, картины собираются из сложных, как головоломка, комбинаций кусочков. В интерьерах фоном являются цветочные узоры, пестрые пятна, похожие на обои гостиниц. При созерцании таких картин глаз не отдыхает, потому что и одежда персонажей обычно пестрая. При этом человеческие фигуры, как правило, теряют свою значимость, они играют ту же роль узоров, что и листья деревьев, пятна солнца на земле, цветы и т. д. Подобное снижение значимости человеческого изображения уже было и у импрессионистов. В этой тенденции, считает Дориваль, нашел свой логический конец традиционный антропоцентризм в искусстве, начало которому положила эпоха Возрождения.
К уже сказанному много ценных мыслей добавил Г. Монер, другой видный ученый второй половины XX века. Он писал: "Все художники наби в период с 1890-го по 1896 год показали единую цель: передать мистическую жизнь духа”. Этому все наби, по мнению автора, остались верны до конца. Далее Монер пишет:
"Из всех наби, из всех художников, подпавших под влияние символизма, наиболее выдающимся был Вюйар. Он один с предельной полнотой реализовал возможности теорий наби.Это несколько спорное утверждение, так как среди наби было много талантливых мастеров, своим творчеством доказавших верность идеалам молодых лет, но тем не менее это утверждение подчеркивает значимость искусства Вюйара."
Пожилая дама.
Выбор вечернего чтения для ребенка.
А. Н. Бенуа, заметивший Вюйара еще в самом начале его творческого пути, писал: "…более всего меня трогает именно это созвучие, эта органическая связь художника со средой. Дело не в сюжете, не в том, что Вюйар пишет скромные, низенькие комнаты, обставленные банальной мебелью и оклеенные дешевыми обоями, а в том, что все это у него почему-то оказывается чем-то значительным, живым и чарующим”.Отмечая умение Э. Вюйара передать колорит эпохи, А. Н. Бенуа так отзывается о его работах: "Это шедевры; это картины для музеев, иначе говоря, — то самое, из чего и мы, современники, „вычитываем целые поэмы", и то, благодаря чему, несомненно, будущие поколения действительно познают нашу эпоху, смогут окунуться в атмосферу, которой мы дышим. А ведь если прямым назначением искусства и не является создание какой-то связи между эпохами, то все же эта связь лучше всего устанавливается именно благодаря искусству, и в этом как раз особенно драгоценная и, я бы сказал, магическая его сила”.
Henry AiKeSi dimension
Свадебный салон.
Музыка.
Ольга с детьми.
Художник — поэт будней, и хотя, как правило, героем его картин является человек, но главное заключается не столько в нем, сколько в его тесном взаимодействии с окружением. При этом немалая роль отводится свету. У Вюйара это зачастую искусственный свет — лампы, например. Ведь он редко писал людей на открытом воздухе, обычно они находились в уютном интерьере собственного жилища.Вюйар любил мотив окна, как правило, приоткрытого. Оно напоминало об окружающем мире, а льющийся через него свет давал ощущение свежести, ясности и покоя. При этом невольно возникают ассоциации с детскими воспоминаниями, когда мир за окном кажется невыразимо желанным, волнующим, полным тайн и счастья. Чтобы подчеркнуть замкнутость добропорядочного домашнего быта и его отгороженность от волнений большого мира, оба художника использовали мотив приоткрытой двери. Уводя через нее взгляд зрителя на улицу или в соседнее помещение, они таким образом расширяли пространство, напоминая о существовании иной жизни, лишенной спокойствия и гармонии, жизни, где кипят страсти и царят другие законы.
Три женщины на диване.
Портрет Симоны.
Будуар.
Вюйар был мастером интерьера. У Вюйара множество типов интерьера.Вюйар, как все наби, имел богатую палитру красок. А. Н. Бенуа о его картинах вспоминал так: "Все они — скромны донельзя, скромен формат, скромен выбор мотива, блестящая нота — но почти каждая картина живет своей жизнью и чарует. Значительную долю этого очарования нужно отнести краскам Вюйара — одного из самых тонких красочников всей французской школы. Изысканность каждого тона в отдельности не имеет себе подобных. Это всегда как раз тот самый тон, который нужен, и дозирован он с чувством абсолютной меры. Кроме того, при всей скромности этих красок, они соединяются каждый раз в один чудесный аккорд”.Не случайно А. Н. Бенуа употребил это слово: ведь живопись Вюйара удивительно музыкальна.
Маргарет играет с её щенком.
Две бретаньских подруги.
Нетрудно заметить, — чтобы "расшифровать” картины Вюйара, их нужно долго рассматривать. Они воздействуют, как музыка, которую так боготворили все символисты. Ведь еще Верлен сказал, что "музыка — прежде всего”. Так что полотна художников наби, а в особенности Вюйара, кто так последовательно воплощал в своем творчестве их теории, не просто декоративны, а именно музыкальны. Во многих полотнах Вюйара есть определенная "тональность”, помогающая понять замысел мастера. Как правило, она дана преобладающим цветом. Вюйар любил писать женщин. Ведь именно женщина , с ее тонкостью, сложностью духовной жизни, с ее красотой и хрупкостью как нельзя более подходит для передачи настроения, для воплощения мечты художника о возвышенном и прекрасном. Тем не менее у художника не столько сам человек является центром их внимания, сколько человек в среде его обитания, в привычной для него обстановке, в связи с окружающим интерьером.
Девушка за уборкой комнаты.
Врач-кардиолог Вакуез с ассистентом.
Анютины глазки.
Мадам Вюйар за шитьем.
Штопальщица.
Мастер внимательно относился к изображению людей за их каждодневным занятием. Что можно сказать и о "Штопальщице” Вюйара? Сюжет самый непритязательный: за повседневной нехитрой работой художник изобразил свою сестру Мари. Здесь нет привычной светотеневой моделировки объемов, все отдано цвету. Живописное полотно строится на столкновении нескольких цветовых пятен — коричневого дивана с крупными цветами рисунка обивки, пестрой накидки и зеленоватого в клетку платья Мари. Светотеневую моделировку заменяет именно цвет: рисунки тканей так смещаются и изгибаются по воле кисти художника, что выявляют формы как тела модели, так и окружающих ее предметов. В хаосе беспорядочных пятен при внимательном рассмотрении улавливаются закономерности, находятся пространственные ориентиры. Художник сам явно любуется красочной стихией и заставляет это делать зрителя.Такая работа в творчестве Вюйара не случайна: он часто мог наблюдать нечто подобное в детстве в пошивочной мастерской матери. Еще тогда впечатлительный ребенок начал постигать удивительную музыку цветовых сочетаний и, наконец, дав волю своим детским воспоминаниям, уже зрелым художником воплотил это в своих произведениях.В картине Вюйара— полная гармония между человеком, занятым повседневным трудом, и окружающей его средой. Ощущение поглощенностью своим делом, глубокой сосредоточенности и отрешенности ото всего остального. У Вюйара — полный их хаос при единстве колорита.
Камин.
Кимоно.
Портрет девочки.
Вюйар, как все наби в раннюю пору их творческого пути, увлекался ковровыми мотивами и арабесками, вводя пестрые и замысловатые узоры не только ковров, но и обоев, платьев героинь, накидок, занавесок и других предметов убранства комнат, и давая зрителю возможность насладиться их прихотливыми комбинациями и фантазией художника.Он прекрасно знал законы декоративной живописи и умело их использовал в своих целях, достигая при этом поразительных результатов.
Детский обед.
Ночь.
Вюйар достигал ощущения интимности происходящего, поэзии домашнего уюта, используя почти одинаковые средства, но с учетом живописной манеры своего времени. При этом большая смысловая роль отводилась натюрмортам. Сами же люди, в основном девушки, изображались в свете того же живописного восприятия, что и неодушевленные предметы, — они зачастую тоже были элементами декора.Как правило, героини картин тесно связаны с окружающим их миром вещей. По замыслу художника и фигура человека, и предметы домашнего интерьера, написанные с использованием строго продуманного освещения и палитры красок, — все имеет свой смысл, все подчинено определенной гармонии, подобной музыкальной. Такая соподчиненность вносит совершенно особую атмосферу — более тонкую, поэтичную, иногда даже волшебную, ведь мастер воссоздаёт мир героинь, порой далекий от реальной жизни, полный недосказанности и тайного очарования. Созерцая такие полотна, зрители невольно с ним соприкасаются, им передается чувство безмятежного покоя, тишины, тайной радости, ожидания и, наконец, — счастья.
Дама в шляпке.
Вилла.
Супруга Жана Де Полиньяк.
Портрет в интерьере.
Библиотека.
Автопортрет.
Портрет Эдуарда Вюйара. 1893 Феликс Валлоттон (фр. Felix Vallotton, 28 декабря 1865, Лозанна — 29 декабря 1925, Париж) — швейцарский художник и график
Мать с ребенком Гостиная с тремя лампами Сидящая обнаженная Дама за фортепиано
Портнихи Женщина в шляпе Утро в саду Клод де Вилье Бернгейм Читающая Кимоно Трапеза в саду Платье с листьями Женщина у окна Под лампой Интерьер Маргарет играет со своим щенком *** Сад Мадам Артюр Фонтен Ателье и жених Графиня Жан де Полиньяк Шарлотта Лисье
Мастер обладал магическим даром отражать сокровенную сущность вещей. Тем самым он в лучших своих произведениях донес до нас совсем другой, давно ушедший мир, воссоздав с необычайным мастерством самое главное — колорит своей эпохи, который позволяет почувствовать трепет и биение давно угасшей жизни. А ведь в этом высшая ценность искусства. !)