"Автопортрет" Эль Греко (El Greco; собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто. В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий ("Изгнание торгующих из храма”, 1570, Национальная галерея, Вашингтон; "Исцеление слепого”, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден; портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте; портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция "Погребение графа Оргаса”, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо; "Святое Семейство”, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
"Изгнание торгующих из храма" 1570 Вашингтон, Национальная галерея . Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства ("Мученичество святого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал). Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью ("Главный инквизитор Ниньо де Гевара”, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом ("Портрет неизвестного рыцаря”, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
"Дама в мехах" 1577-1580 Собрание Стерлинг Максвелл, Глазго
"Мария Магдалина" 1578 Музей изящных искусств, Будапешт
"Христос, несущий крест" 1580-е Музей Метрополитен, Нью-Йорк
"Молитва святого Доминика" 1585-1590, Частное собрание
"Апостолы Петр и Павел" 1592 Эрмитаж, Санкт-Петербург
" Снятие пятой печати" 1610-1614 Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко ("Снятие Пятой печати”, Метрополитен-музей; "Лаокоон”, Национальная галерея искусства, Вашингтон, - обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция
"Вид Толедо” (1610-1614, Метрополитен-музей). Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.
Писать такое, - не во имя славы, не во имя моды, не каждый может с желанием и любовью отдаться этой теме, а ведь сколько много этих работ, все идет от чистоты внутреннего сознания этого человека, только чистые мысли о будущем человечества; через душу, сознание, понимание значимости нашего бытия к праведной жизни многих из нас - вот это и есть истинная позиция нашей жизни на века, подвиг этого Человека Вечен, имя ему Христос. Светлой всем Пасхи !
Великолепные работы знаменитого мастера!!! Особый восторг от полотна "Христос изгоняет торговцев из храма" Жаль,что о творчестве художника так мало известно,даже автопортрет его предположителен,он так же не оставил и после себя учеников. Но зато, на протяжении веков люди восторгаются его картинами. В этом и есть суть величия мастера!!!!!