Наум Габо - один из самых значительных первопроходцев в искусстве 20 столетия. Своими идеями о современной скульптуре он революционизировал наши представления о скульптуре и ее восприятии. Долгое время казалось совершенно непонятным, почему его искусство, несомненно оказавшее существенное влияние на историю художественного развития и до сего дня во многом определяющее скульптурную мысль, лишь несколько лет назад - с большей ретроспективой 1985\86 - снова вернулось к широкому общественному сознанию в Европе и Америке. Немалую роль в этом сыграла Берлинская галерея, постоянно экспонирующая с 1988\89 свое представительное собрание работ Габо, относящихся главным образом к его берлинскому периоду с 1922 по 1932.
Наум Борисович Певзнер родился 5 августа 1890 года в Брянске. В возрасте 15 лет переезжает в Томск. С 1907 по 1910 - Наум учится в гимназии в Курске и закончил ее с особой наградой за достижения в области литературы и творчества. С 1907 он начал экспериментировать с рисунком, делая первые опыты в живописи. Потом был Париж, Цюрих. В германии он посещает известного швейцарского искусствоведа, ученого Генриха Вельфлена. Пускается в путешествие по Италии. В 1914 уезжает из Германии, так как оставаться там стало небезопасно: русские автоматически считались врагами. В 1915-1916 Наум Борисович занимался созданием первых конструкций. Благодаря брату—художнику Антону (Антуану) Певзнеру—Наум знакомится с Модильяни и Архипенко, которые оказали заментное влияние на формирование его художественного стиля. Чтобы отличить себя от брата-художникаНаум Певзнер берет псевдоним - Габо.
Наум Габо - один из пионеров конструктивизма и кинетического искусства. Часто ему и его работам приписывают связь с наукой, так как скульптуры Габо всегда выглядели научно и математично. На мастера повлияли два ученых – биолога: Ханс Хеккель и Д’Арси Томпсон, и это видно по мотиву спирали, очень напоминающей спираль генетического кода.
Красота и гармония природных форм, созданных природой, – вот, что интересовало Габо, и конструктивизм, как художественный метод, помог ему выразить, то что не лежит на поверхности – природное начало. Наум Габо не имел художественного образования, но зато имел инженерное.
Скульптура для Габо была только частью его многограной деятельности. Он был теоретиком искусства, писал статьи, манифесты, мемуары, преподавал. Наум слушал лекции Рентгена и Байера, изучал труды Эйнштейна, был знаком с Марком Шагалом, Питом Мондрианом, Генри Муром, Казимиром Малевичем, Владимиром Татлиным, Александром Родченко. Его интересовали гармония и порядок, которых так не хватало в России и Европе.
Наум Габо находился в движении и застал самые буйные времена – переезды из России в Берлин, из нацисткого Берлина во Францию, потом в Британию и Америку. Всюду его преследовали жестокость и насилие – революции, война, погромы.
Скульптор использовал очень много материалов для ваяния, это бронза, нержавеющая сталь, пластик, струны, дерево, камень.
Все его скульптуры геометрической направленности – при изображении человеческой фигуры, видны внутренние решетки и перегородки, которые рисуют нос, губы, рот, и одновременно являются необходимыми элементами конструкции. Все на своих местах и ничего лишнего.
Выставляться Габо приходилось в шикарных местах и по всему миру, как например, в Моме или залах галереи Тэйт.
Непосредственная заслуга мастера состоит в открытии струнного и спирального метода ваяния скульптур, дематериализации и эффекте прозрачности форм. Привнесение идей мира, порядка и гармонии, через искусство, в наш мир – это другая, не менее важная заслуга, скульптора Наума Габо.
Пластическим средством Науму Габо служили не масса объема, а ее противоположность - пустота. Ясная форма, современные материалы, регулярность строгой геометричности и точные расчеты вдохновленной природой инженерной фантазии служили художественными средствами для выражения совершенно новой эстетики.
В этих работах часто имевших соотнесенные с архитектурой названия - Башня, Монумент или Колодец, наглядно выражено концептуальное видение Габо; подобные пространственные конструкции, если бы была техническая возможность построить их в монументальную величину, стали бы соборами 20-го столетия.
23 августа 1977 года после продолжительной болезни Наум Габо умер в больнице штата Коннектикут.