В конце пути земной жизни Иисус Христос открыл ученикам, что ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть. Преображение Господне.
Павел Александрович Сведомский (1849-1904). Фреска.Владимирский собор, Киев
После этого Он возвел апостолов Петра, Иакова и Иоанна на гору Фавор и преобразился пред ними: лицо Его просияло, а одежды сделались ослепительно белыми.
Андрей Иванович Иванов. Преображение. Между 1807 и 1809 гг
Два пророка Ветхого Завета — Моисей и Илия — явились Господу и беседовали с Ним, а глас Бога Отца из светлого облака, осенившего гору, свидетельствовал о Божестве Христа.
Александр Андреевич Иванов. Преображение. 1850-е
Преображением на горе Фавор Иисус Христос показал ученикам Славу Своего Божества для того, чтобы они во время Его грядущих страданий и Крестной смерти не поколебались в вере в Него — Единородного Сына Божия.
Михаил Васильевич Нестеров. Преображение Господне.1898-1900
Борис Пастернак ...Вы шли толпою, врозь и парами, Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня Шестое августа по старому, Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени Исходит в этот день с Фавора, И осень, ясная, как знаменье, К себе приковывает взоры.
Александр Андреевич Иванов. Преображение. 1850-е.
По традиции, на Преображение Господне в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов. Поэтому в народе этот день называют вторым, или яблочным Спасом. Второй Спас, яблочный, – это большой крестьянский праздник. Преображение Господне. Мозаика по эскизу Н. А. Кошелева. 1890-е гг.
Храм Воскресения Христова (Спас-на-Крови), Санкт-Петербург
В этот день в храмах освящают плоды земные: яблоки, виноград, груши. Первыми ими одаривали бедных и больных. Кто этого не делал, считался недостойным общения.
Илларион Михайлович Прянишников. Спасов день на Севере.1887 г.
В России до праздника Преображения было грехом употреблять яблоки и другие фрукты. Яблоки, поспевшие к этому сроку, называли «спасовскими».
Православное празднование совершается 19 августа (6 августа по юлианскому календарю). В Католической церкви празднуется 6 августа (в случае если 6 августа выпадает на будний день, то празднование может быть перенесено на следующее воскресенье). Традиционно местом Преображения считается гора Фавор в Галилее, однако существует версия, что местом Преображения был один из отрогов горы Хермон в окрестностях Кесарии Филипповой.
Giovanni Bellini
В Православной церкви принадлежит к числу двунадесятых великих праздников. В праздник совершается литургия, читаются паримии, а также поётся канон, в котором подчеркивается величие Преображения. Иконография праздника
Преображение Господне. XIV в. Новгород
Преображение Господне. 1403 г. (Феофан Грек)
Преображение Господне. 1405 г. (Андрей Рублев)
Преображение Господне. XV в. Новгород
Преображение Господне. XVI в. Псков
Преображение Господне. XVI в.
Преображение Господне. XVII в. Кижи
Преображение Господне. XVIII в. Палех
Преображение Господне
Преображение Господне
Преображение Господне. XIX в.
Цвет богослужебных одежд в этот праздник — белый, символизирующий в этот день божественный нетварный фаворский свет. Праздник всегда приходится на Успенский пост
Избранная мной тема — богословие смерти — должна представляться по меньшей мере странной в отношении к общему замыслу коллоквиума. Но я думаю, что именно она открывает очень важный, если вообще не самый существенный аспект социальной мысли Отцов, социальной мысли Церкви, который современные обсуждения обычно оставляют в стороне. Это касается как предмета мысли, то есть смерти и умерших, так и формы её выражения — литургической поэзии...
Небольшое пояснение: При нажатии в верхнем правом углу на круговые стрелочки выскакивает календарь. Рядом с названием месяца есть стрелочки (← →), нажимая на которые мы передвигаем календарь вперед (в будущее) или назад (в прошлое). А нажав на календаре какое-либо число, мы увидим характеристики этого дня - какого святого почитает церковь в этот день, каков режим питания православного человека - есть ПОСТ или нет, прочтем "Мысли на каждый день Святителя Феофана Затворника".