Покров Пресвятой Богородицы— праздник, отмечаемый преимущественно в русском православии; в Русской Церкви считается одним из великих. Имеет фиксированную дату празднования — 1(14) октября по юлианскому календарю В основу праздника положено предание о явлении Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе в 910 году.
Покров Пресвятой Богородицы. 1399 г. Новгород
На Руси этот праздник широко отмечался в крестьянском быту, вобрав в себя многие обряды древнеславянских осенних празднеств в ознаменование окончания полевых работ
С Праздником!
В 910 году, при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, византийская империя вела войну с сарацинами — мусульманами (в ряде источников — с племенами русов) и Константинополю угрожала опасность.
Покров Пресвятой Богородицы. XV в.
В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда Влахернский храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (Андрей, созерцавший данное видение, был славянин, в молодости попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту), в четвёртом часу ночи, подняв глаза к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озарённую небесным светом и окруженную ангелами и сонмом святых (Богородицу сопровождали Иоанн Креститель и Иоанн Богослов).
Покров Пресвятой Богородицы. XV в. Новгород
Димитрий Ростовский сообщает следующие подробности о чудесном видении: Когда св. Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольно время смотрели на сие распростёртое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там.
Покров Пресвятой Богородицы. XV в. Кижи
Время установления праздника на Руси точно не определено; есть предположение, что он был заимствован от Константинопольской церкви, которая впоследствии его оставила. Большинство исследователей связывают историю появления праздника с именем князя Андрея Боголюбского.
Покров Пресвятой Богородицы. XV в.
В 1164 году князь одержал победу над врагами. Перечитывая Житие Андрея Юродивого, славянина, жившего в Царьграде в X веке, князь встретил рассказ об одном из чудесных видений подвижника. Князь Андрей Боголюбский в Слове об установлении праздника Покрова пишет: «Се убо егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение бысть без празднества. Восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая».
Покров Пресвятой Богородицы. XVI в.
На Руси храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году князем Андреем Боголюбским, которым и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зверинский монастырь); в Москве царем Иваном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).
Покров Пресвятой Богородицы. XVI в. Новгород
Гимнография
Тропарь: Днесь благовернии людие/ светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/ и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/ покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ спасти души наша.
Покров Пресвятой Богородицы. XVI в
Кондак:
Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу:
ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют:
нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога
Покров Пресвятой Богородицы. XVII в.
Величание:
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.
Покров Пресвятой Богородицы. XVIII в.
Богослужебные особенности полностью соответствуют двунадесятым праздникам, при том, что сам Покров является великим праздником, а не двунадесятым.
Покров Пресвятой Богородицы. XVIII в. Палех
Покров Пресвятой Богородицы. XIX в.
Покров Пресвятой Богородицы. XIX в.
Покров Пресвятой Богородицы. XIX в.
Покров Пресвятой Богородицы. XIX в.
Покров Пресвятой Богородицы. XIX в.
На Руси праздник Покрова издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима». Именно в этот день крестьяне начинали конопатить избы, ведь, по народной примете, снег на Покров — предвестник снежной и холодной зимы.