Один из важнейших музеев не только Афин, но и всей Греции. Тут представлено более 25 тысяч артефактов, тематически связанных с Византийской империей и христианством периода III - XX вв. н.э. Это статуи, картины, керамика, старинные книги и, конечно, иконы.
Интересна история возникновения музея. Как часто бывает, это произошло, благодаря действиям энтузиастов. На волне национального возрождения в 1884 году усилиями теолога Георгиоса Лампакиса (Georgios Lampakis ) было создано Христианское Археологическое Общество, ХАЕ (от Χριστιανική Αρχαιολογική Εταιρεία – греч.). Его главной целью было коллекционирование скульптур, относящихся к первым векам христианства, а, в дальнейшем, основание Христианского археологического музея.
Georgios Lampakis
Обществу удалось в течение первых десятилетий своего существования собрать значительную коллекцию, в которую входило около 10 тысяч предметов. Коллекция экспонировалась на выставках в Афинах в 1898 и 1903 годах, а хранилась в Национальном Археологическом музее. В 1923 году коллекция ХАЕ вместе с библиотекой и фотоархивом стала основой Музея византийского христианского искусства.
Первоначально Музей занимал один этаж в здании Афинской академии, которое было частью известного архитектурного комплекса т.н. «Афинской трилогии», созданной в 1859 году по проекту датчанина Теофила фон Хансена.
В 1930 году Музей переехал в собственное здание - виллу Иллисия, выполненную в византийском стиле. Она принадлежала Софии Лебрун, герцогине Плезанской и была построена в 1948 году архитектором Стаматисом Клеантисом.
В 1993 году было принято решение расширить музейные площади - прежних явно не хватало. Были выстроены три подземных этажа, так что сегодня общая площадь музея составляет 4,5 тысячи квадратных метров.
Экспозиция музея, который еще называют Православной сокровищницей Греции, напоминает путешествие во времени - стилистически коллекция весьма разнообразна. Тут можно увидеть деревянный иконостас XVII века, фрагменты стен византийских храмов с фресками, есть даже полностью воссозданный интерьер храма XI века и базилики V века. Очень интересна коллекция “двусторонних” икон. Когда-то, в X - XIII веках они зачастую не висели на стенах храма, а как бы “парили” в воздухе.
Эта часть коллекции достаточно консервативна, но уже в следующем зале начинаются “вольности”. Особенно в этом плане интересна ионическая школа – «вторжение» искусства светского в область искусства духовного. Это выражается в цвете - он становится откровенно «кричащим» и в форме - во внешнем облике икон все большую роль начинает играть оформление. Зачастую доходит до балансирования на грани китча - некоторые иконы откровенно напоминают хохлому, другие же вполне сошли бы за итальянскую светскую живопись, но с неизменной золотой рамой. Есть даже круглые иконы.
А критская школа иконописи, хоть и далека от экспериментов Ионических островов, но все же сильно отличается от всего, что создавалось на материке. Наблюдать такую многогранность духовного искусства действительно захватывающе. Кстати, в музее регулярно проводятся выставки современного искусства - можно сравнить эксперименты наших дней с теми, что проводились много веков назад. И все это по одному и тому же билету.