На речечке Днестр, через двенадцать столетий, думаю о Ван Вэе и впервые сам пишу тушью, в моей авторской технике. В разных странах, на всех континентах, близкие мне по духу люди. Неважно, что кто-то из них отделён от меня тысячами километров, а кто-то – веками. Важно, что с ними я не чувствую себя одиноким, и творчество прёт рекой!
Осеннее озеро. Ван Вэй.
Ван Вэй является одной из самых значительных и загадочных творческих фигур танской эпохи*. Точные годы его жизни неизвестны. По одним данным, он родился в 701 и умер в 761 г., по другим — в 699 и 759 гг. Согласно его воспоминаниям о своем детстве, мать происходила из провинциального чиновничьего семейства, и более 30 лет провела в буддийском монастыре, но без принятия монашеского обета. Предположительно, там же родился и Ван Вэй. Воспитывался он также в монастыре. Однако, несмотря на это, а также – близость к буддийскому духовенству, Ван Вэй в возрасте 20 лет (в 721 г.) успешно сдал столичный экзамен на должность чиновника и получил почетное для своего возраста и происхождения назначение на пост музыкального распорядителя при императорском дворе. Но, столь успешно начавшаяся официальная карьера вскоре неожиданно прервалась: в наказание за ошибку, допущенную придворными актерами во время исполнения церемониального танца, он был отрешен от должности и сослан на малозначительный пост в отдаленную восточную провинцию. Там он пробыл 10 лет, после чего опять был вызван в столицу, где очутился в центре придворных интриг. Ситуация, сложившаяся при дворе, вызвала у Ван Вэя разочарование, и он, занимая на протяжении второй половины 40-х — начале 50-х гг. VIII в. ответственные посты в различных правительственных учреждениях, старался чередовать официальные обязанности с периодами уединения, уезжая в загородные имения, где полностью отдавался творческой деятельности. В целом, его жизненный путь представляет собой довольно характерный для танского времени пример «чиновника-интеллектуала» и художника, творящего для собственного удовольствия.
Примечательно, настойчивое обращение Ван Вэя к зимнему пейзажу, о чем свидетельствуют названия его картин, перечень которых сохранился в сунских живописных каталогах: «Снежный перевал», «Любование рекой, покрытой снегом», «Поэтические чувства, навеянные покрытой снегом рекой», «Прощальная трапеза среди снега». Между тем «снежность» произведений Ван Вэя прямо противоречит воспроизводимым в них природным реалиям. В его пейзажах без труда угадывается ландшафт южных регионов Китая, где Ван Вэй неоднократно и подолгу бывал по служебным делам. Но в этих районах подобных снежных покровов не могло быть по причине местных климатических условий. По этой причине, снег в его живописи представляется символическим образом, который олицетворяет собой пустотность Дао и чистоту его постижения-наития.
Из литературных источников известно, что Ван Вэй успешно занимался росписью в храмах, станковой живописью, работал в жанре портрета, преимущественно историко-легендарного и религиозного характера. Об особенностях творческой манеры Ван Вэя как портретиста можно судить по сохранившемуся портрету древнего конфуцианского ученого Фу Шэна, знаменитого тем, что он, рискуя жизнью, спас некоторые конфуцианские книги от уничтожения при Цинь-ши-хуан-ди. Это — небольшой по размеру вертикальный свиток (Музей Абе, Осака), на котором изображена данная вполоборота фигура старика, облаченного в ветхую одежду, сидящего на соломенной циновке перед низеньким столиком и держащего в руке книжный свиток. Несмотря на серьезные повреждения свитка, восхитительны совершенство линий рисунка, и мастерство исполнения фигуры человека, в первую очередь лица. Картина была выполнена в пастельных тонах с легким локальным усилением цвета, и считается одним из лучших образцов танского портрета.
Портрет ученого Фу Шэна. Ван Вэй.
Но в историю китайской живописи Ван Вэй вошел, прежде всего, как художник-пейзажист, основоположник нового, для национального изобразительного искусства, пейзажно-живописного направления. Главным новшеством в творчестве Ван Вэя считается смена полихромной техники на монохромную, в которой им использовались графические линии выполненные тушью, в сочетании различными размывами. Необходимость работы в пейзажной живописи исключительно тушью обосновывается им и в теоретическом сочинении «Тайны живописи», которое открывается фразой: «Средь путей живописца тушь простая выше всего». Параллельно, Ван Вэй изменил эстетические принципы изображения природы, заменив фантастическое нагромождение деревьев и скал на мягкий по силуэтным очертаниям ландшафт, объединяющий в себе горы, водное и воздушное пространство. В этом смысле, показательный пример — горизонтальный свиток «Просветы после снегопада в горах у реки» (копия, Собрание Огава, Киото): весь передний план картины занимает изображение поверхности застывшей и потемневшей от холода реки. Вдоль дальнего (от зрителя) берега тянутся скалы, перемежаемые островками и переходящие, на заднем плане, в горную гряду, очертания которой сглажены снежным покровом. Белизна снега подчеркивается неравномерно расположенными, но идущими в определенной ритмической последовательности группами елей и обнаженных деревьев, которые выписаны тончайшими штрихами туши. В правой части берега еле заметны очертания хижин, застывших между рекой и отдаленной горной вершиной.
Просвет после снегопада в горах у реки. Ван Вэй.
Если в предшествующей живописи, пейзаж выступал ареной человеческой деятельности, то в творчестве Ван Вэя он впервые приобретает художественную и содержательную самостоятельность, имея при этом отчетливый религиозно-философский смысл, берущий начало от даосско-буддийских мировоззренческих концепций. В этом аспекте, пейзажная живопись становится прямым семантическим аналогом пейзажной лирики, что более всего прослеживается на примере творческой деятельности самого Ван Вэя.
«Его картины подобны стихам, а стихи подобны картинам». Столь верную по смыслу оценку творчества Ван Вэя дал один из наиболее известных деятелей культуры Сунн – Су Ши. Действительно, поэзия и пейзажная живопись Ван Вэя представляют соединение ряда философско-эстетических взглядов, единство которых обусловлены общностью тем, мотивов и образов. Его живописные и поэтические произведения воспроизводят, в сущности, одну и ту же картину окружающей действительности, в которой выделяются горы, водные элементы, облака и образы, передающие пустоту и белизну в их даосско-философских значениях. Глубинный философский подтекст пейзажной живописи Ван Вэя не мог не повлечь за собой сдержанность и лаконичность ее изобразительных средств, где каждый композиционный и графический элемент наполнялся особым смыслом. И в этом, новаторство и особая значимость его творчества несомненны.
* Династия Тан (18 июня 618 — 4 июня 907, кит. Танчао) — китайская императорская династия, основанная Ли Юанем. Его сын, император Ли Шиминь, после окончательного подавления крестьянских восстаний и сепаратистских феодальных сил начал проводить прогрессивную политику. Именно эпоха династии Тан традиционно считается в Китае периодом наивысшего могущества страны, когда она опережала в своем развитии другие страны.
По материалам http://www.en.wikipedaia.org
Публикация подготовлена с учетом пожелания Алёны Алексеевой.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:01. http://www.en.wikipedaia.org
Иллюстрации к публикации
Евгений Сарнов, 2011
Ссылка на публикацию:
Ван Вэй. Поэт, художник, философ |
Изобр.и прикл. искусство > Из истории |
22 Мая 2011, 15:33 |
Евгений Сарнов |
Ван Вэй является одной из самых значительных и загадочных творческих фигур танской эпохи. Точные годы его жизни неизвестны. По одним данным, он родился в 701 и умер в 761 г., по другим — в 699 и 759 гг ... |
|