Это главная достопримечательность Пекина, самый большой дворцовый комплекс в мире. В 20 веке он получил название Гугун или Бывший Дворец. Раньше комплекс назывался Цзыцзиньчэн, что значит Пурпурный Запретный Город. Это название ему больше подходит, обилие красного цвета даже утомляет глаза. Коммунисты, наверное, были рады, что цвет главного символа Пекина так хорошо сочетается с их флагом. Гугун чем-то напоминает Московский Кремль вкупе с Красной площадью, сходство не только в основном колоре, но и в массе приезжих заполняющих собой эти главные столичные достопримечательности, в Пекине их не меньше, чем в Москве.
Ворота Небесного Спокойствия Тяньаньмэнь - первые ворота при входе в Гугун с юга.
В давние времена в Запретный город простые смертные попасть не могли, сейчас же эти самые «смертные» ходят по территории дворца огромными толпами, мешая таким как я туристам-лаоваям прочувствовать торжественность и величие дворцового комплекса. Полуденные Ворота - Умэнь, главный вход во дворец.
Бастионы ворот Умэнь
Дабы хоть как то нейтрализовать народные массы, я посетил Гугун за час до закрытия, когда большинство людей уже выгоняли наружу. Правда в тот день мне не повезло с погодой, периодически шел дождь, и все было покрыто пасмурной дымкой. Пришлось приходить еще раз, чтобы взглянуть на Запретный город при более «веселом» освещении.
Ворота Высшей Гармонии - Тайхэмэнь
Зал Высшей Гармонии - Тайхэдянь, главный зал Запретного Города.
Первичный осмотр дворца мне удалось сделать бесплатным - контролеры к концу рабочего дня потеряли бдительность, чем я и воспользовался. При этом надо признаться, что оба посещения комплекса получились поверхностными – территория дворца очень велика. Второй раз я пришел пораньше с честно оплаченным билетом, но все равно времени не хватило, к тому же я всерьез заблудился в переходах и закоулках жилой части Гугуна.
Если вы хотите действительно порадовать себя величием Запретного города приходите к 8 утра к открытию, тогда можно более осмысленно осматривать дворец.
Гугун поражает, прежде всего, своей «пустотой», ведь вся его церемониальная территория это, по сути, огороженные пустые пространства. Огромные пустые площади и пустые внутренние залы дворцов павильонов. Все похоже на какие-то гигантские театральные декорации.
Внутри тронных залов почти ничего нет – возвышение для императора и ряды столбов держащих крышу. И все. Трон в зале Центральной Гармонии Чжунхэдянь.
Тронный зал Сохраненной Гармонии - Баохэдянь
Почти во все помещения дворца доступ был закрыт. На внутреннюю обстановку можно только поглазеть через открытые двери или специальные застекленные окна. И в каждый такой проем вглядываются десятки и сотни китайцев, желая увидеть хоть что-то внутри. На территории Запретного города находятся несколько музеев, но они не показались мне особо интересными. Нужно учитывать еще, что для осмотра открыта только малая часть дворцового комплекса.
Вид откуда-то сбоку на трон в зале Высшей Гармонии Тайхэдянь.
Главный Зал Высшей Гармонии Тайхэдянь - вид сзади.
Жилая северная часть Гугуна – это лабиринт, состоящий из весьма однообразных одноэтажных павильонов разной величины. Надо потратить немало времени, чтобы понять, где чьи покои, где императора, где его наложниц, тем более учитывая массы слоняющихся там китайцев, это почти невыполнимая задача.
Павильон Тысячи Осеней - Цяньцютин в Императорском саду
Круглая верхняя часть павильона Тысячи Осененей.
Лев в Императорском саду, мне он показался несколько испуганным....
Дабы не создавать иллюзий читателям о количестве людей в Запретном Городе, фото Зала Единения и Мира (Цзяотайдянь) во внутренних покоях Гугуна. Оно дает реальное представление о посещаемости дворца в обычный будний день.
Дворец поразил меня аскетичностью отделки, даже тронный зал выглядит весьма просто, наверно, большинство храмов в Пекине и окрестностях превосходят дворцы Гугуна по оформлению, уступая только размерами. Зал Высшей Гармонии (Тайхэдянь) - самое большое деревянное сооружение в Китае и самый главный зал во дворце.
При этом нужно отметить весьма высокий уровень реставрации главных церемониальных залов – они не выглядят «новоделами» как это часто бывает в Китае.
Пурпурный Запретный Город был построен во время правления минского императора Чжу Ди, правящего под девизом Юнлэ. Дворец возводили с 1406 года по 1421, почти 15 лет. Император Юнлэ известен еще своей огромной гробницей в Шисанлин недалеко от Пекина. Естественно, дворец много раз потом перестраивали, особенно после разрушительных пожаров Зал Центральной Гармонии (Чжунхэдянь) - второй главный зал в Гугуне.
Зал Сохраненной Гармонии (Баохэдянь) - третий главный зал в Запретном Городе.
Медный чан на переднем плане имеет важное практическое значение, в таких чанах хранился запас воды на случай пожара. В Гугуне сотни таких чанов.
При строительстве дворца был важен «правильный» фэн-шуй, а это означало, что на юге должна протекать река, которая гармонизирует «хорошую» южную энергию ци, а на севере должна стоять гора, отсекающая «плохую» северную энергию. Все пришлось создавать искусственно – прорыли южный канал Нэйцзиньшуй или Внутренняя Река Золотой Воды и насыпали холм на севере – Цзиншань. Канал Нэйцзиньшуй
Запретный город окружен внушительными стенами и рвом 50 метров шириной, что-что, а стены китайцы строить умеют. Угловая башня Запретного Города.
Вид на западную часть Гугуна с холма Цзиншань
Северные ворота Военной Доблести Шэньумэнь и крыши Запретного Города.
Моя страница, посвящённая, гениальному китайскому художнику Ван Вею :