Юньган. Самый крупный в Китае буддийский пещерный монастырь
"Юньган - место, где человек становится Богом."
В 16 км от индустриального города Датун находится самый крупный в Китае буддийский пещерный монастырь - Юньган. Его пещеры вырубались с 460 г. по 524 г. Главными заказчиками строительства были императоры государства Северная Вэй, созданного кочевыми племенами табгачей. Тоба или табгачи первоначально кочевали в Северной Монголии и были скорее всего предками современных монголов. В 439 году они смогли объединить под своей властью весь Северный Китай. Императоры династии Тоба первыми оказали широкую государственную поддержку буддизму. Именно под их чутким руководством были построены крупнейшие пещерные буддийские монастыри в Китае. Статуя Будды Майтреи.
Пещеры Юньган располагались рядом с первой столицей Северной Вэй городом Пинчен, ныне Датун. Впоследствии, когда столица была перенесена южнее, в город Лоян, монастыри потеряли свое царское покровительство, но все еще продолжали активно отстраиваться. По сути, гроты Юньган служили делу укрепления праведной дхармы в Китае вплоть до маньчжурской династии Цин, последние поновления предпринимались в 17-18 веке. Самые ранние пещеры датируются 460-465 годами, в них находятся пять крупнейших статуй Будды в Юньгане. Стоящий Будда Гаутама, одна из древнейших статуй.
Статуя сидящего Гаутамы, его поднятая рука (абхая-мудра) означает открытость и бесстрашие.
Статуя Большого Будды ( второй по величине в Юнгане) находится в центральном гроте. По бокам от него - Будды будущего и прошлого. Статуя справа не видна, так как находится в полузакрытой пещере, слева аналогичный грот обвалился.
Предполагается, что этим статуям придан облик императоров Тоба Вэй. Буддизм всегда был "царской" религией, обожествление правителей всегда доходное занятие. Как только спонсорство табгачской династии прекратилось, статуи Будд начали мельчать, так как строились они уже на деньги "среднего класса" - чиновников и богатых купцов. Статуя Будды Майтреи - Будущего Спасителя мира.
Многочисленные отверстия в статуе - остатки крепежа штукатурки, все фигуры в древности были богато украшены и расписаны. Сейчас элементы внешнего оформления присутствуют только на немногих скульптурах.
В древности все статуи были укрыты дополнительными деревянными сооружениями, об это свидетельствуют многочисленные отверстия в стенах, предназначенные для балок-крепежей.
Общая длина утеса, где выбиты пещеры, составляет около одного километра. Не все гроты доступны для осмотра, многие находятся на большой высоте.
Деревянные павильоны, построенные цинским императором Шуньчжи в 1651 году. Они аналогичны всем несохранившимся деревянным сооружениям Юньгана, прикрывавшим пещерные гроты.
Павильоны позволили сохранить внутреннее убранство нескольких пещер.
Самая большая статуя Будды Гаутамы в Юньгане, высота 17 метров. Она была оштукатурена и раскрашена в эпоху Тан (618-907 г.г. н.э.)
Эта пещера также была укрыта деревянным павильоном. В ней статуя Будды заменена на центральный столб в виде богато украшенной пагоды.
Не все фигуры дошли в хорошем состоянии, многие сильно пострадали от времени. Буддийская "святая троица" - Будда прошлого - Прабхутаратна , настоящего - Гаутама и будущего - Майтрея.
Статуя Будды Майтреи. На ней частично сохранились следы цветной штукатурки.
Образ Будды Майтреи - Будды будущего, был заимствован буддизмом из западных монотеистических религий - зороастризма и христианства. В нем воедино слились представления о Будущем Спасителе, Великом Саошьянте - грядущем спасителе мира и прочих мессиях.
Иконографически Майтрею часто изображают на "европейский" лад, сидящим на стуле, а не в йогической позе, как Будду Гаутаму. Здесь он сидит на небольшом троне, скрестив ноги.
Ниже богато украшенные пещеры позднего периода, конца правления династии Тоба Вэй. Впоследствии, в эпоху Тан и далее, они не раз подновлялись.
Будда Амитабха - владыка Западного Рая.
Огромный Будда Амитабха в незаконченной пещере. Грот начали выдалбливать еще в эпоху Северной Вэй, но сами статуи, скорее всего относятся к периоду династии Тан (618-907 г.г. н.э.)
Идея сострадательного Будды Амитабхи была также заимствована в Иране или Средней Азии. Впоследствии, амидаизм - вера в Будду Амитабху и его Западный Рай, стал одним из главных направлений в буддизме Дальнего Востока, так как он был очень популярен среди простого народа.
Более поздние пещеры, сооружавшиеся на деньги богатых мирян, уже не имели огромных размеров "царских" гротов, зато число их исчисляется сотнями. Правда, для осмотра доступны далеко не все пещеры.
Моя страница, посвящённая, гениальному китайскому художнику Ван Вею :