Вход Господень в Иерусалим - одно из центральных событий Священной истории, описанное во всех четырех Евангелиях...
День вступления в Иерусалим был избран неслучайно, это был день, когда выбирался агнец пасхальный. Тем самым подчеркивавалось вступление Иисуса на путь крестных страданий. Как истинный Агнец, Христос не мог выбрать другого дня...
"И когда вошел он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: Кто сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, пророк из Назарета Галилейского". (Матфей, 21, 10-11)
В сопровождении учеников Иисус приближается к вратам Иерусалима, где его встречает народ. Отроки влезают на дерево за ветвями, чтобы устлать ими путь долгожданному Мессии...
У евреев был обычай: цари и победители вступали в город на конях или ослах, и народ всвтречал их с пальмовыми ветвями в руках. Иисус в соответствии с пророчеством вступал в Иерусалим так же - как царь Царства небесного и победитель греха и смерти...
На Руси этот праздник издавна назывался Вербным воскресением. Ветки вербы, ивы, ветлы, которые первыми распускаются, символизируют пальмовые ветви новозаветных евреев...
По всем городам Руси проходили торжественные шествия. Самое знаменитое - это "шествие на осляти" из Успенского собора в Храм Василия Блаженного. На маленькой кобыле, загримированной под осла, ехал патриарх, "осляти" под узцы вел царь. Их единство символизировало симфонию священства и царства. Толпа на Красной площади играла роль древних евреев. Действо было отменено Петром I...
В земной жизни Иисус был беден, ходил по Святой земле босиком, ездил на ослике. На некоторых русских иконах вопреки евангельским свидетельствам мы видим лошадь. Эта подмена произошла потому, что на Руси не очень почитали осла. Цвет ослика нигде не упоминается, какждый иконописец сам выбирает его. Белый символизирует жертву, черный - скорбь. Нередко ослика изображают серым, который вбирает в себя дуализм белого и черного...
Ветхозаветный прообраз входа Господня в Иерусалим - вход Давида в город после победы над Голиафом...
Иконография входа Иисуса в Иерусалим складывалась под влиянием Евангелий, в том числе, и апокрифических (например, от Никодима). Иисус восседает на осле, как на троне, правой рукой он благословляет встречающих, в левой держит свиток с Новым Заветом...
Гора символизирует духовное восхождение. Дети на иконе изображаютсмя в белых одеждах, символизирующих чистоту детских душ. "Блаженны чистые духом, ибо они Бога узрят". (Матфей, 5,8)
Символика иконы сложна, икона говорит на языке вечности, не изображая сиюминутное событие, но только событие в вечности. Например, над головами апостолов могут быть нимбы, но не над головой Иуды Искариота...
Дети в белых одеждах могут символизировать души взрослых праведников. Иногда они изображаются вытаскивающими занозы из ног. На бытовом уровне все понятно: пальма - колючее дерево. А на символическом - путь познания истины тяжел...
"…еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма, а ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света" (Ин.12:35-36).
Толпа, радостно встречающая Иисуса, ждала от Него не того, что Он пришел ей дать. И спустя короткий срок она яростно кричала: "Распни его!" "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч" (Матфей 10:34); "Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение" (Лука12:51). Толпа ожидала победоносногго героя на коне, а Иисус ехал на осле, как царь любви и мира...
У библейских пророков был обычай прибегать к драматитческому действию, когда народ не понимал слова. Так же поступил Иисус - он въехал в Иерусалим так, чтобы все видели, что он - Мессия. Это был очень мужественный шаг, так как за его голову была назначена награда. Он сознательно шел к искупительной жертве на кресте...
Иисус обошел всю Галилею пешком и пешком мог прийти в Иерусалим, но въехал на осле. Это было не только осуществлением пророчества, но и символом того, что он он покорил новый народ язычников. Буквально каждое слово Евангелий глубоко символично: отвязывание осла и ослицы апостолами, восседание Иисуса на одежды апостолов и т.д...
Вход Господень в Иерусалим имеет поистине огромную иконографическую традицию как в Византии, так и в других христитанских странах, в том числе, в России. Существует икона, авторство которой предположительно приписывается Андрею Рублеву...
Имеется также большое число неканонических изображений. События, связанные с последним путешествием Иисуса, глубоко эмоциальны, вызывают глубокий отклик в душе верующих. Ведь таким образом начинается путь Иисуса на Голгофу...
Но одновременно это и путь к Воскресению. Поэтому праздник отмечается как радостный и светлый...
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!
В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.
С ПРАЗДНИКОМ !