С Праздником Святой Троицы! | Немного информации о празднике и живопись.
(Икона «Троица смесоипостасная». 1729)
Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.
А на селе с утра идет обедня в храме:
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.
И звонко хор поет, веселый и нестройный,
И в окна ветерок приносит аромат…
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,
Весенний праздник твой, и светлый и спокойный!
Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принес сюда в дары простые приношенья:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву – и смиренье.
(Иван Алексеевич Бунин)
Троица (икона Андрея Рублёва, начало XV века)
День Свято́й Тро́ицы, Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа (греч. πεντηκοστή [ἡμέρα]) — один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников.
Православная церковь отмечает Троицу в 50-й день по Пасхе, в воскресенье. В христианских церквях западной традиции в этот день празднуют Пятидесятницу, отмечая сошествие Святого Духа на апостолов, а день Святой Троицы, называемый Троицын день, празднуют в следующее воскресенье. Антитринитарии, не признающие Догмат Троицы, отмечают его строго, как сказано в Деяниях 2:1, на 50 день после Пасхи.
(Современная греческая икона Пятидесятницы. На первом этаже показаны представители разных народов, пришедшие на праздник в Иерусалим, во врезке — Давид и Иоиль с текстами цитируемых Петром пророчеств.)
Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Деяниях святых апостолов (Деян.2:1-18). В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:2-4).
В этот день в городе по случаю праздника находились иудеи из разных городов и стран. Услышав шум, они собрались перед домом, где находились апостолы, и, услышав, что внутри говорят на различных наречьях, пришли в изумление. Некоторые из них насмехались над апостолами и «говорили: они напились сладкого вина» (Деян.2:13). В ответ на такую реакцию:
Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.(Деян.2:14-18)
12 век
Название и толкование
Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога — «Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви». В день Пятидесятницы была образована вселенская апостольская Церковь (Деян.2:41-47).
Соответствующий текст в католицизме — молитва Veni Sancte Spiritus. Veni per Mariam.
Pentecostés, dcetalle del retablo mayor de la Catedral de Toledo (España)
В Новом Завете прямо не упоминается, что Богоматерь была вместе с апостолами при сошествии Святого Духа. Традиция её присутствия на иконописных изображениях этого события основана на указании в Деяниях апостолов, что после Вознесения ученики Иисуса «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян.1:14). По этому поводу епископ Иннокентий (Борисов) пишет: «Могла ли в момент прихода Святого Духа не присутствовать та, что зачала и родила через Его посредство?».
Как богословский термин «харизма» — это 9 особых даров Святого Духа, излитых им на апостолов в Иерусалимском храме на празднике пятидесятницы. Эти дары: мудрость, знание и умение различать духов; вера, чудеса и исцеление; пророчества, глоссолалия и толкование языков.
Народные обычаи
(К Троице (Сергей Коровин, 1902 год)
У русских День Святой Троицы (чаще просто Тро́ица) был одним из важнейших праздников годового цикла. Сохранились многочисленные народные обычаи и традиции, связанные с этим днём, а также с неделями до и после Троицы (см. Семик, Русальная неделя). В субботу перед Троицей происходило одно из важнейших в году поминовение усопших предков.
Абакумов Михаил Георгиевич . На Троицу
На Троицу было принято украшать церкви, избы, дворы и даже улицы свежими травами, цветами и ветками. Особое место уделялось молодым берёзовым ветвям.
Ф.Сычков.Сбор трав на Троицын день
Кроме того, у русских сохранился древний обычай, имеющий дохристианские корни. Он заключался в том, чтобы прийти в церковь на Троицу с пучком травы, которая должна быть оплакана. Слёзы означали дождь. Считалось, что после этого летом не будет засухи.
Описание этого обычая мы находим у А. С. Пушкина в «Евгении Онегине»
Б. М. Кустодиев. Троицын день 1920.
В день Троицын, когда народ
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три…
( Елена Юркина Хоровод на Троицу)
и у Сергея Есенина
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по берёзкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы…
Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,
Похороним вместе молодость мою.
Троицыно утро, утренний канон.
В роще по березкам белый перезвон.
1914
М.В.Нестеров Троицын день. 1881
Троица: как празднуют
В народе Троицу называют Зеленым воскресеньем. В этот день принято собирать букеты из мелиссы, мяты, осоки, чтобы принести в церковь, а затем - украсить дом. Особое место уделяется также молодым берёзовым ветвям. Зелень символизирует жизнь, и зеленую неделю предки отмечали задолго до появления христианства.
Иван Степанов. Троицын день
Верующие утверждают, что травы после освящения в церкви получают целебную силу, потому из мяты и мелисы советуют заваривать чай. Верят, что даже роса, собранная на Троицу, обретает целебную силу.
Кустодиев
В день Троицы принято посещать праздничные богослужения. Прихожане держат в руках цветы, пахучие травы и зеленые ветки, символизирующие обновление через нисходящий Святой Дух.
На праздничный обед приглашают близких людей и родственников, угощают караваем, блюдами из яиц, блинами, пирогами, киселем и дарят друг другу веселые подарки.
Можно с родственниками и друзьями выбраться на природу, устроить пикник. Накануне, в "родительскую субботу", следует помянуть усопших - посетить кладбище, навести там порядок.
Верещагин В.В. «Троицын день. Село Коломенское» 1875.
Троица: что нельзя делать
По народной традиции на Святую Троицу нельзя заниматься никаким физическим трудом, за исключением некоторой работы по обслуживанию домашнего хозяйства. Можно кормить и поить домашних животных, скот и птицу. Однако чистить, расчесывать и убирать, т.е. делать "грязную" работу нельзя.
Также нельзя шить, стирать, резать, стричься, убирать дом, копать землю, сажать растения. Ни в коем случае нельзя косить траву, рубить деревья.
Кроме того, на Троицу нельзя купаться в течение трех дней. Причем, нельзя купаться в любом водоеме: реке, озере, море и даже дома. Наши предки считали, что это время – время русалий, когда русалки могут заманить к себе на дно.
В День Святой Троицы, а также в течение всей Троицкой недели церковь не проводит венчания. В 2013 году Троицкая неделя продлится с 24 июня по 30 июня.
Куcтодиев Борис Михайлович.1915. Крестный ход
Троица: приметы и обычаи
Хорошей приметой было сватанье. Считалось, если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.
Из сельскохозяйственных примет можно отметить широко известные «дождевые»: дождь на Троицу – к урожаю, к грибам, к теплой погоде, без заморозков.
А следующий день после Троицы – Духов день. Земля считалась именинницей, на ней также не работали, а поутру ходили на поиски кладов, потому, что в свои именины хорошему человеку земля обязательно откроет что-то ценное.
(Сошествие Святого Духа (икона из Святодуховского храма Новодевичьего монастыря)
Апостолы перед свечами
В Сионской горнице, томясь,
Молились днями и ночами,
Иконным ликом обретясь
Вдруг шум с небес явил им чудо,
И взору их предстал огонь,
И взялся вроде б ниоткуда,-
Но с неба был дарован он
Огонь был необычный: яркий,
Не обжигал, лишь освещал
Их души. Был для них подарком,
Духовно их обогащал
И Дух Святой их одарил:
той речью, им неведомой доселе,
И каждый вдруг заговорил
на иноземном языке, - да так,
как будто знал его он с колыбели
А тайну Троицы умом и не постичь,
И триединость Бога - неподвластно
Он - Бог-Отец, Бог-Сын, или же Дух Святой
Всё ведь едино: благостно, прекрасно!..
Самые необычные иконы «Святой Троицы» – смесоипостасные. -----------записки Тюменского общества (изд. 1924г)------------
"Слово «ипостась» означает сущность бытия или форму, способ его проявления. Название «смесоипостасная» дано потому, что лики Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа на иконе не отличаются друг от друга. Все лица сведены в один образ: глаза центрального лика принадлежат одновременно ещё двум, расположенным справа и слева. Неизвестный иконописец стремился таким образом выразить единство, неразделимость Святой Троицы.""Икона «Троица» (смесоипостасная). 1729 г.
Неизвестный мастер из Тобольска (Западная Сибирь). До 1926 года находилась в Ново-Тихвинском женском монастыре близ Тобольска, сейчас – в Свердловском областном краеведческом музее. Доска 31×24×2 см, темпера, масло, оклад утрачен. Из сборника «Сибирская икона». Омск, 1999."
Такие иконы на Руси были очень распространёнными и крепко укоренившимися. Удивительно, что всего через триста лет они вызывают ступор у "православных". Несмотря на развернувшиеся гонения и запреты, этот образ несколько десятилетий занимал почетное место над царскими вратами главного собора Тюмени."согласно указа Св. Синода 11 июня 1764 г., предписывается «чтобы в иконных изображениях, странные и нелепые непристойности (как Е. И. В. в том 1764 г. в походе на Волге от одного купца образ, изображающий Св. Троицу с 3 лицами и 4 глазами на подобие еллинских богов, был поднесен), все конечно пресечены были и потому имеющийся над
царскими вратами Троицкой церкви такой образ немедленно должен быть выставлен, или, если от этого будет повреждение иконостаса, то переписан на другой образ по рассмотрению настоятеля»".
(За подробностями Древняя тайна тюменского монастыря )
Показательно, что уже в 1764 г. этот "Св. Синод" уже блудил по чёрному. Единственной опорой им служит "подобие эллинских богов" (от которых, кстати, они резко стали отмежеваться... что произошло то? сплошь церковные расколы!), которые в свою очередь были скопированы греками с тех образов, что уже существовали задолго до них! В этом вся суть религии - разделяй и властвуй.
Дико, конечно, что плагиат принимается и до сих пор за оригинал. Но как бы там ни было, кто у кого бы чего ни копировал, а суть то проявится всегда.
ВЕЛИКИЙ ТРИГЛАВ
Избранная мной тема — богословие смерти — должна представляться по меньшей мере странной в отношении к общему замыслу коллоквиума. Но я думаю, что именно она открывает очень важный, если вообще не самый существенный аспект социальной мысли Отцов, социальной мысли Церкви, который современные обсуждения обычно оставляют в стороне. Это касается как предмета мысли, то есть смерти и умерших, так и формы её выражения — литургической поэзии...
Небольшое пояснение:
При нажатии в верхнем правом углу на круговые стрелочки выскакивает календарь. Рядом с названием месяца есть стрелочки (← →), нажимая на которые мы передвигаем календарь вперед (в будущее) или назад (в прошлое). А нажав на календаре какое-либо число, мы увидим характеристики этого дня - какого святого почитает церковь в этот день, каков режим питания православного человека - есть ПОСТ или нет, прочтем "Мысли на каждый день Святителя Феофана Затворника".
«Как жить?» — слышался старцу со всех сторон этот весьма важный вопрос. Он по своему обыкновению отвечал в шутливом тоне: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Такой тон старцевой речи вызывал часто улыбку на уста легкомысленных слушателей. Но если серьезно вникнуть в это наставление, то каждый увидит в нем глубокий смысл...