Древняя тайна тюменского монастыря ~ Великая тайна Триглава
Это - Свято-Троицкий мужской монастырь в Тюмени. А знаете, что помещалось там раньше на почётном месте, и что лишь с большим трудом смогли оттуда изъять, потому что НАРОД ЭТО СИЛЬНО ЗАЩИЩАЛ? Только не пугайтесь. ( ссылка 1, ссылка 2) . Справа - Троицкий собор, одно из первых каменных зданий в Сибири, главная церковь города в течение уже почти трёхсот лет:
Так он выглядит сейчас внутри. Ничего интересного, всё стандартный новодел:
А знаете, что помещалось там раньше на почётном месте, и что лишь с большим трудом смогли оттуда изъять, потому что НАРОД ЭТО СИЛЬНО ЗАЩИЩАЛ? Только не пугайтесь:
Подробности под катом. Совершив недавно квест по получению доступа к одному редкому краеведческому изданию, прочитал там вот что: Молодых В. Г. Материалы к истории иконописания и живописи в Западной Сибири // Записки Тюменского общества научного изучения местного края. Тюмень: Гостипография, 1924. С. 151-165.
"Характерны указы Тобольской консистории 1748 и 1770 г. Тюменскому монастырю, дающие картину упадка иконописания в XVIII в. Оба они трактуют об исправлении церковного неприличного иконописания, о смесоипостасном образе Св. Троицы, который вошло в обычай писать с тремя лицами и четырьмя глазами, поэтому, согласно указа Св. Синода 11 июня 1764 г., предписывается "чтобы в иконных изображениях, странные и нелепые непристойности (как Е. И. В. в том 1764 г. в походе на Волге от одного купца образ, изображающий Св. Троицу с 3 лицами и 4 глазами на подобие еллинских богов, был поднесен), все конечно пресечены были "и потому имеющийся над царскими вратами Троицкой церкви такой образ немедленно должен быть выставлен, или, если от этого будет повреждение иконостаса, то переписан на другой образ по рассмотрению настоятеля"". Прим. Е.И.В. – Его Императорское Величество.
Итак, что мы видим из текста? На Руси были очень распространёнными и крепко укоренившимися вот такие вот иконы, которые всего через лет триста вызывают ступор у православных. Их даже дарили царям. Несмотря на развернувшиеся гонения и запреты, этот образ несколько десятилетий занимал элитное место над царскими вратами главного собора Тюмени.
Подробнее про "эллинских богов":
Данные изображения - весьма характерные для западной Европы 13-16 вв иконописные изображения святой троицы. В Европе были признаны "еретическими и кощунственными" в 1628 году папой Урбаном 8. Были подобные иконы и в России.
В западноевропейском искусстве X—XVI вв. встречаются изображения Св. Троицы в виде трех совершенно одинаковых фигур с ликом Иисуса Христа, иногда восседающих на одном троне. Несмотря на запрет изображения Св. Духа в облике человека, художники, вероятно, стремились подчеркнуть сходство Отца, Сына и Духа, что связано с укреплением понятия "филиокве" (лат. filioque — "и Сына") об одновременном исхождении Св. Духа от Отца и Сына. Это понятие отстаивал Карл Великий, король франков (768—814), на церковных соборах в Эксе и Франкфурте. Догмат сформулирован на соборе в Толедо в 589 г. и утвержден Папой Римским Николаем I в 860 г. Трехликие изображения были запрещены в XVI в. Тридентским собором (см. трентино) и повсеместно уничтожались. Запреты повторялись в 1628 и 1745 гг. В восточной церкви их распространение, вероятно, связано с текстом "Видение Св. Петра Александрийского". В ортодоксальной (православной) догматике принята формула: все наделено бытием от Отца через Сына и существует в Духе, ибо получает от него жизненную целостность.
"Иконографический мотив трехликой Троицы обычно предполагает изображение Христа с совмещенными изображениями его лица анфас и в трехчетвертном повороте вправо и влево. Впервые зафиксирован в стенописях притвора церкви св.Климента в Охриде (1295) и в фресках черногорской церкви Рождества Богородицы в Матейче (около 1360 года). В Западной Европе известен с 15 до 18 века, несмотря на неоднократные запрещения этого образа".
Самые необычные иконы «Святой Троицы» – смесоипостасные. Слово «ипостась» означает сущность бытия или форму, способ его проявления. Название «смесоипостасная» дано потому, что лики Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа на иконе не отличаются друг от друга. Все лица сведены в один образ: глаза центрального лика принадлежат одновременно ещё двум, расположенным справа и слева. Неизвестный иконописец стремился таким образом выразить единство, неразделимость Святой Троицы.
Смесоипостасная икона «Святая Троица» - большая редкость, хотя так было не всегда. Те, что сохранились до наших дней, датируются 17-18 веками. В 18 веке Священный Синод (государственный орган управления церковью) запретил такие изображения, что косвенно свидетельствует об их распространении в то время. В результате до нас дошли иконы, хранившиеся далеко от столиц.
Более древние изображения троицы (12-13 век) отличаются от этих несколькими моментами. Троица имеет одно туловище и 3 головы, после сие дело "мутировало" в одно тело, одна голова, но три разные лика. Но в итоге все дело пришло к одному триединому лику.
Смесоипостасное изображение из старинного календаря (фото фрески):
Ещё одно:
А вот это - наше, тобольское:
Про него пишут: Икона «Троица» (смесоипостасная). 1729 г. Неизвестный мастер из Тобольска (Западная Сибирь). До 1926 года находилась в Ново-Тихвинском женском монастыре близ Тобольска, сейчас – в Свердловском областном краеведческом музее. Доска 31×24×2 см, темпера, масло, оклад утрачен. Из сборника «Сибирская икона». Омск, 1999. Ещё более удивительным выглядит образ Троицы (смесоипостасной) из коллекции Свердловского областного краеведческого музея. Икона датирована 1729 г. Предположительно, написана мастером из Тобольска. Иконография этой иконы, представляющей изображение с тремя составляющими нерасторжимое единство головами, восходит к богу галло-римской триады. В эпоху барокко еще более стерлась грань между ликом и лицом. Постепенное превращение на иконе средневекового лика в индивидуализированное человеческое лицо могло диагностировать серьезные изменения в системе ценностных ориентацией, поскольку всегда сопрягалось с проблемой соотношения в культуре сакрального и мирского. “Доза” мирского в системе барочной культуры увеличилась. Причиной этого увеличения явилось новое отношение к личности. Личность теперь понималась не онтологически, когда в основе человеческой сущности лежал образ Божий, а психологически, как духовная индивидуальность. (ссылка) И ещё немного икон смесоипостасной троицы. Тут Европа и Россия, и разный разброс по времени. Неизвестное:
Троица – тройное лицо. Неизвестный немецкий художник начала 17 века. Холст, масло, 35,5×26 см. Тирольский музей народного искусства. Инсбрук, Австрия:
По неподтверждённым данным, это фресковое изображение находится в Перудже (Умбрия, Италия) в церкви св. Анастасии:
Ещё неизвестные:
А это Румыния день сегодняшний:
Трёхликое божество. Рельеф в антрвольте внутренней колоннады кьостро (дворика) базилики Сан Паоло фуори ле мура в Риме. 1220—1230 гг.:
Ещё одно нашлось, из собрания Е. Ройзмана:
Источник фото, ещё один источник и ссылка на обсуждение Кстати резные деревянные скульптуры святых и ангелов (сохранившиеся ныне лишь у католиков), продержались в тюменском монастыре до 1835-го года (ссылка). Пока всё, что удалось найти. Директор анти-религиозного музея Сергей Кузьмин, 1941 г., Ленинград, Исаакиевский собор
Великая тайна Триглава Сварог-Перун-Свентовид состоит в том, что «бог и един, и множествен», что Сварог может одновременно проявляться и как Перун, и как Свентовид, и как прочие Триглавы Великие и Малые.
Неразрывное единство и взаимоперетекание – вот сущность Великого Триглава, взаимодействующего с субстанциями Яви-Прави-Нави.
Обращаясь к цветовому исполнению знака, следует отметить, что Великий Триглав является отображением трёх времён года, трёх сезонов, существовавших у славяно-ариев в древности, - это пора земледельческих работ (весна), пора cозревания и сбора урожая (охватывала лето и осень) и пора отдыха земли (зима).
Владыкой Весны является Свентовид, в эту пору всё пробуждается, появляется первая зелёная трава - символ жизни. Поэтому цвет Свентовида - зелёный.
Перун - знак Огня, солнечный бог, его стихия - Лето, цвет - жёлтый.
Сварог - бог Неба, имеющий голубой, «модрый», «мондрый» цвет. Это и цвет Нави, из которой Сварог сотворил Явь по закону Прави. В сфере времён года Нави соответствует Зима.
Таким образом, в знаке Великого Триглава нашёл отображение славянский земледельческий цикл ВЕСНА-ЛЕТО-ЗИМА.
Образы древнеславянской мудрости отличаются многомерностью, и образ Великого Триглава не исчерпывается только указанными значениями. В его символе запечатлены также три основных стихии, почитаемые нашими предками - ВОЗДУХ-ОГОНЬ-ЗЕМЛЯ, обозначенные тем же сине-жёлто-зелёным трицветьем.
Сварог - соответствует голубому или синему цвету, цвету Неба и цвету Нави, где обитают боги и души умерших пращуров, ставших Перуничами и Сварожичами. Продолжая поддерживать связь с оставшимися на земле сородичами, они в трудную минуту приходят на помощь, давая мудрые советы во снах либо «материализуясь» в образах птиц, животных, людей. А в часы войны они нисходят целыми ратями с облаков на землю и помогают одолевать врагов. Зная об этом. живущие всегда чтят своих «навьих» сородичей и в молитвах обращаются к ним со словами просьб и благодарности. Разве это не связь, как мы сейчас говорим, с Ноосферой?
Таким образом Сварга - это Воздух, это атмосфера и ноосфера, воздух физический, которым дышат, и воздух духовный, которым питаются души и помыслы.
В знак почтения Сварога, а также умерших родичей, пребывающих в Нави. славяне носили в левом ухе серьгу с синим камешком. Такая серьга была у князя Святослава, чтившего заветы ведической Руси.
Перун - стихия Огня. Он мечет огненные стрелы и разит недругов огненным мечом-молнией, ослепляет их искрами и нестерпимо ярким светом. В этот миг он принимает лик Индры - грозного беспощадного Бога-Воина. Однако для своих детей славян он является Защитником и зачастую выступает как Перун-Вергунец, покровитель урожая. Рассекая своим мечом тучи, он проливает на поля благодатный дождь. Первая утренняя молитва, которую творили славяне, была посвящена Заре, поднимающемуся Солнцу - Сурье и Перуну, огнище которого хозяйки разжигали поутру.
Цвет Перуна от жёлтого до оранжевого, соответственно цвету огня. И, подобно огню, Перун может быть неукротимым и ласковым, испепеляющим пожаром и домашним огоньком, на котором готовят еду. Самим пламенем ведает Огнебог, но возжигает его Перун. Он - Небесный Кузнец, Мастер, кующий мечи и раздувающий горнило. Это его небесный огонь принесла славянам на своих крыльях Птица-Слава.
Перун - солнечный бог, бог Лета, Тепла, Света, Огня, всего, что связано с активным жёлто-оранжевым спектром.
Свентовид - стихия Земли. Это возрождение, весна, зелёная трава, пробуждение всего живого. Зелёный цвет - цвет жизни. Именно весной славяне справляют свадьбу Отца - Сварога и Матери - Земли, детьми которых они являются, поют песни, радуются, подбрасывают к Сварге венки, сплетённые из цветущих трав. И Земля, оплодотворённая Сварожьим Небесным Быком, пролившим в её лоно серебряные дожди зачинает новую жизнь, вынашивая её в чреве, чтобы к осени разродиться тучными плодами, злаками и прочими щедрыми земными дарами.
Стихия Земли неразрывно связана со стихией Воды и является её неотъемлемой составляющей, поскольку реки протекают по ней, озёра простираются на ней, моря - океаны примыкают к ней и дожди проливаются на неё.
Сварог и Земля глядятся в воду, чтобы быть многоплодными, и рождают сына Вергунца-Перунца, соединяющего Небо и Землю, поскольку он является владыкой Огня и Воды. И когда приходит Жара и Сушь, Мать - Земля вздымает руки к небесным хлябям и молит сына послать дождь. И Вергунец проливает благодатные потоки на иссохшую землю, и она насыщается влагой и даёт урожай. Либо сам Сварог оглаживает белую бороду и таким образом посылает дождь на огнищанские нивы.
В индоевропейской мифологии также Дьяус (бог Неба) и Притхиви (Земля) имеют сына Параджанью (Перуна).
Земля - Мать - Кормилица и Роженица, она - священна. За неё славяне - русы проливали кровь на полях сражений, отстаивали её, берегли и славили.
Славяне почитали себя детьми Солнца, детьми и внуками богов Света: Сварога, Даждьбога, Перуна, Хорса, Яра, Купалы, Свентовида. А «для того, кто является детьми Солнца, трава зелёная - знак божеский. И мы должны собирать её в сосуды и осуривать на Солнце нашем, чтобы пить её во славу богов, пребывающих в синей Сварге» (ВелесКнига).
Подобный обряд сотворения и питья сурицы соединяет в себе почитание всех трёх вышеуказанных стихий как воплощение Великого Триглава. Зелёная трава (знак Земли-Свентовида) собирается в сосуды, заливается мёдом с водой и ставится на три дня для брожения на Солнце (знак Огня-Перуна). Готовую сурью славяне пьют, восславляя богов, пребывающих в синей Сварге (знак Воздуха-Сварога).
Этот же смысл вкладывается и в обряд возжигания священного Живого Огня, когда кострище (стихия Огня) разжигается и поддерживается ветками и брёвнами (стихия Земли), чтобы пламя его вздымалось аж до небес (стихия Воздуха). Разделение пламени вверху на три огненных языка символизировало единение всех трёх стихий и считалось добрым знаком - ответом самих богов.
Триединство Сварог-Перун-Свентовид иногда заменялось троицей Сварог-Перун-Даждьбог, которая в земном воплощении именовалась Дид-Дуб-Сноп. Дид (Сварог) обозначал голубой цвет. Дуб (Перун) - зелёный и Сноп (Даждьбог) - желтый. Видимо, это более древняя Троица, и хотя здесь Дуб (Перун) перемещается в зелёный спектр, а жёлтый занимает Сноп (Даждьбог), общая цветовая гамма триединства остаётся прежней: голубой-зелёный-жёлтый.
В землях Южной Руси (преимущественно современной Украины) славяне издавна почитали Сварога-Перуна-Даждьбога и соответственно – их проявление в сине-жёлто-зелёном цвете.
С течением времени зелёный цвет как-то потерялся (очевидно, после того, как были вырублены священные Перуновы Дубравы-Боголесья), и нынче вместо Великого Триглава на украинском знамени представлен «жёлто-блакитный» двуколор.
Три круга-кола в знаке Великого Триглава также имеют свои цвета: белый, красный, синий. Это символы Яви, Прави и Нави.
Явь - это «белый свет», окружающий мир, стихия, в которой царствуют Свентовид и Белобог. Поэтому она имеет белый цвет - цвет чистоты, радости и мира.
Правь - основной закон мироздания, на котором зиждется Явь.
Правь - это качественные и мировоззренческие принципы, которыми руководствовались наши предки. Правь - это Истина, знание которой даёт возможность «одолевать силы тёмные и ведёт ко благу». По стезе Прави славян ведёт Перун, Даждьбог, Сварог и иные боги и пращуры, и стезя эта - Млечный Путь, который сияет в небе россыпью звёзд. За Правь приходилось порой сражаться и проливать кровь. Но проливший кровь обретает вечную жизнь в Ирии и вечную славу, и слава эта прекрасна! Вот почему Правь имеет красный цвет - цвет священной крови, цвет геройства. доблести и красоты.
Навь - символ Зимы и Мрака, то, что существует до и после Яви. Это ТОТ СВЕТ, куда уходят после смерти и становятся «навьими» людьми.
Цвет Нави синий (вплоть до фиолетового). Это цвет волшебства, тайны, сна, цвет грядущего и ушедшего.
Не случайно в большинстве славянских держав символом государственности является бело-красно-синий триколор (Россия, Югославия, Чехия, Хорватия, Словакия, Словения). Это цвета Яви, Прави и Нави - основополагающих принципов Бытия в философии наших предков.
Обычно мрак ассоциируется с чёрным цветом, но у славян он синий, поскольку их религиозно-философское воззрение было жизнеутверждающим. Они знали, что Явь естественно проистекает из Нави и опять уходит в Навь, подобно тому, как после зимы приходит весна, а потом опять наступает осень. Этому солнечному жизнеутверждающему явлению соответствует золотой фон, на котором изображён Великий Триглав. И всё вместе составляет «семицветье завещанное от наших богов» БЕЛЫЙ (Явь). КРАСНЫЙ (Правь), СИНИЙ (Навь), ГОЛУБОЙ (Сварог), ЖЁЛТЫЙ (Перун). ЗЕЛЁНЫЙ (Свентовид) на ЗОЛОТОМ фоне.
Семь цветов перечисляет «Велесова книга» в описании сияния Птицы - Славы: «И каждое перо Её чудесно переливается КРАСНЫМ, СИНИМ, ГОЛУБЫМ, ЖЁЛТЫМ, СЕРЕБРЯНЫМ, ЗОЛОТЫМ И БЕЛЫМ...»
В данном перечне отсутствует зелёный цвет, который, как уже отмечалось, имел большое значение у славян. В ВК он упоминается в других местах: «любите свет зелёный», «трава зелёная знак божеский». Поэтому мы ввели зелёный цвет вместо серебряного. По нашему мнению, серебряный цвет - цвет Луны - Макоши - это воспоминание о древнейших временах, когда летоисчисление велось ещё по лунному календарю. В новом же, солнечном календаре, серебряный цвет уступил место золотому (смена лунных календарей на солнечные произошла, как отмечает академик Ю.А. Шилов, в 2300-1700 г. до н.э.). Началом этого календаря стал земледельческий сезон - весна, которой соответствует зелёный цвет.
Если пристально вглядеться в древний символ, то в нём можно увидеть и фигуру сидящего в позе «Лотос» человека; и голову Тельца - Быка, особо почитаемого у древних славян; и птицу в полёте, поскольку славяне гадали по полёту Вещих птиц, называя это «кобью», и лепестки цветка; и три языка пламени, обозначающих ответный знак богов.
В этом ярком символе, который является идеальным объектом для медитации, можно увидеть даже схематическое изображение атома с движущимися по орбитам электронами, и многое другое, ибо это - знак Вечности, Бесконечности и Вселенского Единения всего сущего!
____________________________________________________________________
(Гнатюк Валентин Сергеевич и Юлия Валерьевна)
ПРАВОСЛАВИЕ
Русское ~ 1
Источник: http://bioplant.livejournal.com/104186.html |