Богоматерь Лоретская (Лорецкая) ~ Оbraz Matki Bożej Loretańskiej
Богоматерь Лоретская (Лорецкая) ~ Оbraz Matki Bożej Loretańskiej
Икона Богородицы Лоретская (Лорецкая)
Икона Богородицы Лоретская (Лорецкая)
obraz Matki Bożej Loretańskiej
Икона Богородицы Лоретская (Лорецкая)
obraz Matki Bożej Loretańskiej
ПРАЗДНОВАНИЕ:
27 сентября
ИСТОРИЯ
Образ очень редкой иконографии находится в Третьяковской галерее. Повторяет чудотворный образ Богоматери Лоретской, известный с XVI века и связанный со Сказанием о странствующем Доме Богородицы. По преданию, Дом Божией Матери был перенесён ангелами из Назарета в Италию. Сначала он явился 10 мая 1291 года в Хорватии, в местечке Рауница в Далмации. Там в каменной сводчатой нише и был обретён чудотворный образ, получивший позже название Богоматери Лоретской. 10 декабря 1294 года Дом переместился из Далмации и появился в итальянской провинции Анкона около города Лорето. До 1507 года это чудо не было признано даже папами. До конца XVI века о нём ничего не было известно и на востоке.
Чудотворный образ Богородицы Лоретской представлял собой не икону, а скульптурное изображение, вырезанное из кедрового дерева, по преданию, евангелистом Лукой. У Младенца правая рука благословляет, в левой — держава. На голове Богоматери жемчужный венец, волосы распущены. Скульптура была раскрашена и инкрустирована бриллиантами и драгоценными камнями.
Икона Третьяковской галереи выполнена на тонком иконном щите (две доски, две накладные шпонки, без ковчега) в сложной комбинированной технике темперной живописи в сочетании с инкрустацией перламутром с применением подкраски для придания перламутру различных оттенков. Использование художником нетрадиционной техники, а также монументальность образа дают возможность предположить, что в качестве прототипа послужил не живописный оригинал. Композиция иконы близка к скульптурному изображению Богоматери Лоретской, она воспроизводит даже её расположение в интерьере итальянской церкви.
Иконографическими особенностями образа являются красная драпировка, крест в правой руке Богородицы, а также полностью скрытые под платом и короной волосы, что говорит о творческой переработке первообраза.