Луис Комфорт Тиффани- американский художник и дизайнер, представитель модерна. Международное признание Тиффани принесли его изысканные изделия из стекла: витражи, абажуры, бижутерия. Произведения Луиса Комфорта Тиффани украшают храмы и частные дома. Крупнейшая в мире коллекция его ювелирных и стекольных изделий находится в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке. Изобретенный им способ соединения небольших кусочков стекла с помощью медной фольги, а также новые виды созданных им стекол, произвели революцию в художественном стеклоделии. А техника Тиффани стала самой распространенной во всем мире для создания витражей, ламповых абажуров и других произведений декоративно-прикладного искусства из цветного стекла.
Louis Comfort Tiffany. Витраж "Образование". 1890г. Мемориальный витраж Читтендена. Йельский университет.В 1890 году Льюис Комфорт Тиффани спроектировал и изготовил в своей Tiffany Studios витраж "Образование" для Йельского университета. Левая часть посвящена Искусству и его атрибутам: Форма, Цвет, Образ. В центральной части окна изображена наука - аллегории: Преданность, Труд, Истина, Исследования, Интуиция.
Изображения между колоннами посвящены Религии и логически связывают три сферы деятельности. Правая часть витража изображает Музыку и её составляющими: Ритм, Мелодия,Гармония,Стих, Голос.
Витраж "Образование". Искусство (левая часть)
Витраж "Образование". Наука (центр)
Витраж "Образование". Музыка (правая часть)
Витраж "Образование". Религия (правая и левая части, между колоннами)
С настоящими произведениями искусства всегда происходят какие-то мистические события, не обошли они и витраж "Образование". 1970 год - Йель похож на пороховую бочку, студенты бузят по полной программе, всем надоела война во Вьетнаме на которую уже никто не хочет идти. Вобщем бьют всех и всё. Администрация университета решает спасти витраж Луиса Комфорта Тиффани и демонтировать его (его балансовая стоимость в то время 1000000$ - маэстро опять в моде), что благополучно и делают упаковав его в 12 ящиков. Наименее ценные витражи просто затягивают брезентом. Но потом оказывается, что все 12 ящиков с надписью "Тиффани" без следа исчезли из подвалов Йельского университета и самое интересное что там были витражи других художников. Ну а что же с "Образованием" от Тиффани? А ничего, спокойно простояло смутные времена, укрывшись тряпочкой. Подробнее об этой истории можно прочитать в "Повести о двух окнах" Ричарда Кониффа (Richard Conniff).
Купол в культурном центре. Чикаго
Свою художественную карьеру Тиффани начал как живописец и уже после того, как стал известен на этом поприще, стал заниматься стеклом. Первые результаты его деятельности в области витражного искусства его не удовлетворили. Изготавливаемые в то время, в последней трети XIX столетия, стекла не соответствовали его требованиям. Тиффани чрезвычайно ценил силу света и естественную красоту материала. По его мнению, роспись красками лишь скрывала естественную красоту стекла, лишала его эффектности и производила неприятное впечатление. Свинцовые прутья, использовавшиеся в течение многих веков для соединения стекол между собой, казались Тиффани очень грубыми: он хотел создавать филигранно-тонкие и сложные произведения. Он нашел собственный заменитель свинцовым прожилкам в виде медных полосок, вырезанных из металлического листа. Они приклеивались к стеклу пчелиным воском и спаивались между собой при помощи олова. Таким образом стало возможно соединять мельчайшие кусочки стекла и создавать сложные объемные формы. Первоначально техника медной фольги применялась им для создания ламповых абажуров, и только позже — для витражей.
Христос и Апостолы. Tiffany Glass & Decorating Company. 1890г.
Ангелы Святого Духа. Tiffany Glass & Decorating Company.1890г.
Louis Comfort Tiffany. Витраж "Два Ангела".
Витраж "Нагорная проповедь". Arlington Street Church (Boston, Massachusetts).
Витраж "Ангел о Воскресении". Indianapolis Museum of Art. 1904г.
Осенний пейзаж. 1923-1924. Музей Метрополитен (Манхэттен, Нью-Йорк, США)
Иногда Тиффани использовал сочетание двух техник в одном произведении, сочетая свинцовую проволоку с медной фольгой. Иногда технику Тиффани неверно отождествляют со стилем Тиффани. Под Тиффани-стилем подразумевают яркие лампы классических форм с преобладающими натуралистическими мотивами и пестрые витражи насыщенных цветов, изображающие природные мотивы и пейзажи. Многие работы Тиффани имеют особую притягательную силу, хотя современному зрителю они могут показаться слишком яркими и перегруженными. Когда пытаются объяснить этот эффект, невольно сравнивают произведения Тиффани с живописными картинами. Творчество Тиффани всегда находилось между реалистической манерой изображения и стилизованной, близкой средневековым витражам. Без росписи поверхности стекла он создавал витражи, которые могут сравниться только с картинами. Однако сам Тиффани не считал, что пытается копировать природу. Он интерпретировал ее глазами художника.
* * * * *
Подлинные изделия самого Луиса Комфорта Тиффани сегодня можно приобрести на крупных аукционах и в антикварных бутиках. Ведь время над ними не властно. Настольные лампаы и торшеры от Тиффани до сих пор иметь их в доме считается престижным, поэтому и сейчас выпускаются современные копии изделий, которые в наши дни принято уже относить к антиквариату...
Льюис Комфорт Тиффани был семейным человеком, но счастье зависит не только от количества денег. Двое из его детей умерли в младенчестве. Первая жена, Мэри Вудбридж Годдард (Mary Woodbridge Goddard) умерла в 1884 году, оставив Льюиса после двенадцати лет брака с тремя детьми. В 1886 году он женился на своей дальней родственнице, Луизе Уэйкман Нокс (Louise Wakeman Knox), которая родила ему еще троих детей и умерла в 1904 году. Льюис Комфорт Тиффани прожил интересную, насыщенную большой работой жизнь. Умер он на 85-ом году жизни в городе Нью-Йорк, окружённый вниманием и заботой близких. Судьба этого человека удалась, ибо все его вещи были в труде.