Аристарх Васильевич Лентулов (1882—1943) ~ Художник Солнца
Аристарх Васильевич Лентулов (1882—1943) ~ Художник Солнца
Художник Солнца - Аристарх Васильевич Лентулов (1882—1943)
«В русском искусстве XX века вряд ли можно встретить другой такой же жизнерадостный талант, такой буйный темперамент, такое покоряющее жизнелюбие, какими обладал Аристарх Васильевич Лентулов»
Виталий Манин
Аристарх Васильевич Лентулов родился 16 января 1882 года в Пензенской губернии (село Черная Пятина). Отец Аристарха был сельским священником, он умер, когда сыну исполнилось только два года. Аристарх получал образование в духовном училище, а затем в семинарии. Становится священником Аристарх Васильевич не захотел. Он поступил в Пензенское художественное училище, затем учился в Киевском художественном училище. Тяжелое материальное положение вынуждало Лентулова постоянно искать подработку: уроки, заказы.
В 1905 вернулся в Пензу, окончил Пензенское училище и затем отправился в Петербург. На протяжении 1906 года Лентулов занимался в студии Кардовского и прошел основательную школу живописи и работы с натурой, но попытка поступить в Академию художеств в 1907 окончилась неудачей.
После этого начинающий художник словно забыл все, чему его так долго учили, и начал работать самостоятельно. Уже в 1908 на выставке «Венок» появились его работы из серии «купальщиц», в которых заметно увлечение творчеством Мориса Дени. С 1907 поддерживает отношения с Давидом Бурлюком. В 1908 он пишет картину «Портрет четырех». Лентулов работает над пейзажами, его творческая манера становится все более экспрессивной. В последующие годы Аристарх Васильевич Лентулов обращался к самым разнообразным течениям современного искусства, но ни одно из них так и не привлекло его.
В 1910 Аристарх Лентулов вместе с Кончаловским, Машковым, Ларионовым, Гончаровойстал одним из учредителей объединения «Бубновый валет». Эти мастера в своем творчестве ориентировались на искусство Сезанна, но только Лентулов воспринял искусство великого французского художника в виде его следующей стадии — кубизма. Более того, он представил его самостоятельное прочтение, так как привнес в кубистическую живопись активный цвет.
Александр Бенуа горячо откликнулся на новации Аристарха Лентулова: «Картины его поют и веселят ду-шу... Нужно ценить и лелеять его ясный и радостный талант». В 1911 Лентулов по приглашению Якулова, также увлечённого проблемами цвета в искусстве,участвовал в оформлении московского «Охотничьего клуба».
Портрет М. П. Лентуловой
Осенью Лентулов уехал в Париж, где познакомился с музейными собраниями и современным искусством. В Лувре его внимание привлекли романтики Делакруа и Жерико, а в Салоне Марсова поля — современные мастера - приверженцы кубизма Дерен, Ле Фоконье и Леже, с которыми он вскоре подружился. Так как в Париже у Лентулова не было своей мастерской, он работал в студии Ле Фоконье и фактически занимался в Академии Ла Палетт, где преподавали Ле Фоконье и Метценже. Впоследствии эта Академия станет такой же Меккой для художников русского авангарда, как мюнхенская школа Антона Ашбе для мастеров предшествующего периода. В Париже Лентулов познакомился с французским кубизмом, но с первых шагов представил собственное видение этого искусства. Метод кубизма во Франции предполагал раздробление формы предмета. Лентулов форму сохранял, акцентируя внимание на строение предмета для передачи эмоционального впечатления («Автопортрет с женой», 1913; «Пейзаж. Скалы (Композиция)», 1913).
В 1912 Аристарх Лентулов написал полотно «Аллегорическое изображение отечественной войны 1812 года» к столетию этого события, в том же году оно появилось на выставке «Бубнового валета». Накануне его создания Лентулов путешествовал по Австрии и Италии, и знакомство с наследием великих мастеров итальянского Ренессанса вдохновило его на обращение к монументальным произведениям. Картина принадлежит кубизму, но основное внимание уделено не формам, а эмоциональной выразительности, возникающей при взаимодействии формы и цвета. Независимо от западноевропейских мастеров Лентулов одним из первых в России подошел к искусству кубофутуризма. С полотном«Аллегорическое изображение отечественной войны 1812 года» связана легенда. Якобы один студент пообещал, что добровольно сядет в тюрьму, если художник сможет объяснить, что изображено на картине. Лентулов объяснил, но студент на суд не пришел.
Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года
Полотна Аристарха Лентулова этого времени представляют разнообразие плоскостей, отличающихся яркой окраской («Звон», «Москва», «Василий Блаженный»). Они отразили распространённый в художественной среде интерес к русской народной культуре и искусству Востока.
Василий Блаженный. 1913
Друзья: Маяковский, Волошин, Хлебников, Брюсов, Таировв шутку называли Аристарха Лентулова Ярилой за необычайную солнечность его картин. В нем было что-то от русского богатыря - большой, дружелюбный, увлекающийся, музыкально одаренный человек широкой и доброй души. В творческие Аристарха Васильевича поиски и открытия сменяли друг друга, каждый раз поражая новыми гранями таланта. По словам Скрябина Лентулов был ближе всех к его цветомузыке.
"Нижний Новгород". 1915
В 1915 Лентулов написал и выставил автопортрет, вызывающе названный «Le grand peintre», то есть «Великий художник». Он написал себя во весь рост — дородный, чернявый, краснолицый, в какой-то фантастической желтой хламиде, расшитой едва ли не серебром, с рукой, залихватски упертой в бок, с ногтями, крашенными зеленой краской.Веселость и уверенность в себе — эмоциональная атмосфера автопортрета и других вещей молодого Лентулова. Он и правда был уверен в себ и для этого были немалые основания. Аристарх Васильевич уверенно и свободно распоряжался линией, цветом, объемом, созидая совершенную гармонию своих кубистических фантазий. Работал играючи и радовался работе-игре.
"Автопортрет". 1915
В 1915—1916 Аристарх Васильевич оформил спектакль «Виндзорские проказницы» Шекспира для Камерного театра Таирова. Театр, очевидно, подтолкнул Аристарха Лентулова к созданию панно на тему «Купальщиц». В 1916 году после прекращения деятельности в объединении «Бубновый налег» Лентулов удалился в Новый Иерусалим под Москвой, где работал над серией пейзажей на тему древнерусской архитектуры, вернувшись к цветовому многообразию и богатству её форм.
"Москва I". 1916
В 20-е годы Лентулов становится председателем Общества московских художников, работает над натюрмортами, портретами, пейзажами («Овощи», «Закат на Волге»).
"Закат На Волге". 1928
Аристарх Васильевич Лентулов работал над оформлением театральных постановок (опера «Демон», спектакль «Испанский художник»). Театрализация, связанная с игровым началом, вообще была свойственна всем его работам. Творческую деятельность Лентулов всегда совмещал с активной преподавательской работой в Московском художественном институте и Вхутемасе-Вхутеине. Он был профессором кафедры декоративной живописи в Государственных свободных мастерских и председателем Общества московских художников.
В 1933-м в Москве состоялась персональная выставка, посвященная 25-летию художественной деятельности Лентулова.
Аристарх Васильевич Лентулов умер в Москве 15 апреля 1943 года.
Аристарх Лентулов верил, что миром правит красота! Веселый художник удивительно чувствовал свет и музыку. Дерзость, горячность, страсть к солнцу и яркому свету, ненависть к пошлости и штампу, ниспровержение всяческих авторитетов, желание утвердить новые пути в живописи и затмить парижских художников... Наш авангард будет покруче! Мы - бунтовщики!
"Лентулов работал, как жил, и жил, как работал" - А.Таиров.