Всплеск культуры в Европе на рубеже 1920-30-х годов был настолько мощным, что его волны до сих пор ощущаются нами в нашей сегодняшней культурной ситуации. Сальвадор Дали, Луис Бунюэль, Марсель Дюшан, Андрэ Бретон, Рене Магритт, Макс Эрнст, Хоан Миро... Именно в этой среде, в русле сюрреализма, зародилось творчество великого фотохудожника Ман Рэя.
Всегда будут люди, которые смотрят только на технику исполнения — главный их вопрос «как», в то время как других, более любознательных, интересует «почему». Лично для меня вдохновляющая идея всегда значила больше чем другая информация.
(с) Ман Рэй
Ман Рэй (Man Ray) родился 27 августа 1890 года в еврейской семье недавно эмигрировавшей в Америку из Ковенской губернии Российской Империи. В то время его звали Эммануэль Радницкий, только в 1912 году его родители, опасаясь антисемитских выпадов, сменили фамилию на Рэй. В 1897 году семья переехала в Нью-Йорк и поселилась в Бруклине. Двадцатидвухлетний Эммануэль, которого родственники и друзья звали Манни (Manny), взял себе имя Ман. Вскоре его стали называть Ман Рэй, не подразделяя эти два слова на имя и фамилию.
Ман Рэй рано увлекся живописью и, получив аттестат о среднем образовании, решил стать художником. Молодой человек часто посещал галерею «291» Альфреда Стиглица – в то время одну из самых влиятельных галерей современного искусства, много экспериментировал, пробовал себя в абстракции, кубизме, футуризме. Он первым стал использовать в живописи распылитель краски, введя его в обиход художников под названием аэрограф. В 1915 году состоялась первая выставка молодого художника; в этом же году вместе с Марселем Дюшаном и Франсисом Пикабиа он стал активным участником дадаистского движения в Нью-Йорке, немало способствуя распространению дадаизма в США.
В 1920 году Ман Рэй с Марселем Дюшаном издали обозрение «Нью-Йорк Дада» («New York Dada») – по замыслу авторов это должно было стать первым выпуском периодического издания, однако в связи с рядом организационных и финансовых трудностей второй номер журнала так и не вышел. «Дада не может жить в Нью-Йорке», – бросил раздосадованный художник и в 1921 году уехал в Париж.
В Старом свете Ман Рэй вошел в круг лучших представителей европейского авангарда и получил признание как один из крупнейших дадаистов и сюрреалистов. Он участвовал в выставках, поддерживал тесные отношения с Тристаном Тцара, Жаном Кокто, Максом Эрнстом, Сальвадором Дали, Полем Элюаром, Пабло Пикассо, Андре Бретоном, многими другими представителями художественной элиты.
Первые эксперименты с фотографией относятся к началу 1910-х годов; в то время молодой художник использовал фотоаппарат, чтобы фотографировать собственные произведения. Много лет спустя он, может быть несколько преувеличивая, напишет: «Только фотографируя свои картины, я обнаружил то, что в них было скрыто». В 1914 году он приобрел собственный фотоаппарат и, пользуясь советами Альфреда Стиглица, быстро освоил его. Сначала он фотографировал родственников и знакомых, посетителей галерей рассматривающих картины и, конечно, художников.
К профессиональному занятию фотографией Ман Рэя подвигла ... нужда. Несмотря на успех, на толпы народа, посещающие его выставки, молодой художник не мог ничего продать. Он предложил услуги фотографа своим друзьям художникам – фотографировал их работы; их за работой или после нее; их любовниц, жен, детей и клиентов и так далее и тому подобное. Круг постоянно расширялся, Ман Рэй получал все более выгодные и престижные заказы: вскоре он стал одним из самых востребованных и высокооплачиваемых парижских фотографов.
Вскоре в жизни Ман Рэя состоялась очень важная встреча. «Однажды я сидел в кафе, – вспоминал он позднее, – Появился официант, чтобы принять заказ. Потом он подошел к столику, где сидели какие-то девушки, но отказался обслуживать их: на них не было головных уборов. Разразился жуткий скандал». Ман Рэй пригласил девушек за свой столик и заказал им выпивку. Так он познакомился с Кики де Монпарнас (настоящие имя Алиса Прэн), знаменитой певицей и моделью, настоящей королевой парижской богемы – например, Эрнест Хемингуэй говорил, что она обладает не меньшим влиянием, чем английская королева. Вскоре Кики стала музой фотографа, его натурщицей и любовницей. Одно это сделало его знаменитым – в глазах парижан избранник Kiki de Montparnasse априори не мог быть бездарностью или посредственностью.
В 1924 году Ман Рэй опубликовал одно из самых знаменитых произведений фотографического искусства – коллажное изображение Кики под сюрреалистическим названием «Скрипка Энгра» («Le Violin d'Ingres»). Эта работа стала своего рода "визитной карточкой" мастера.
С самого начала своей карьеры фотографа Ман Рэй постоянно экспериментировал с новыми техническими приемами. Одним из таких его приемов была соляризация – интересный эффект, который получается при повторной экспозиции негатива. Он превратил соляризацию в художественный метод, в результате которого обычные предметы, лица, части тела трансформировались в фантастические и таинственные образы.
Кроме авангардной фотографии различных стилей и направлений Ман Рэй прославился как мастер фотопортрета, как один из лучших фотографов для журналов мод сотрудничавший с «Harper's Bazaar», «Vogue», «Vu» и «Vanity Fair».
В 1940 году Ман Рэй вернулся в Соединенные Штаты. Это решение далось ему нелегко, он постоянно откладывал отъезд, до последнего дня надеясь на лучшее: сначала, что войны не будет; потом, что Франция останется в стороне от военных действий; когда немецкие войска вошли в Париж, что ему удастся отсидеться где-нибудь в провинции. В конечном итоге обстановка стала слишком взрывоопасной, и Ман Рэй уехал в Америку, оставив во Франции дом, друзей, славу художника-авангардиста и одного из лучших парижских фотографов, практически все свои картины (они, к счастью, уцелели) и очередную большую любовь – молодую танцовщицу Эди Фиделин.
В Америке для него было тяжким ударом узнать, что его знают только как фотографа, никто даже не догадывался, что он имеет какие-либо другие художественные таланты. Вероятно, от обиды Ман Рэй совсем забросил фотографию. Он писал картины и даже иногда продавал их, но большой популярностью они не пользовались и больших доходов не приносили. Он проживал привезенный из Франции капитал, но, несмотря на грядущее безденежье, отказывался – за очень редким исключением – от предложений вернутся к фотографической деятельности. Это один из самых ярких примеров бунта художника против механических средств искусства: «Я рисую то, что невозможно сфотографировать, что идет от воображения или фантазий, – говорил он, – Я фотографирую вещи, которые мне не интересно рисовать: вещи, которые уже существуют». И еще: «Создавать - это божественный удел, копировать – человеческий». И он отказался от «человеческой» доли: занимался дизайном шахматных фигур, писал картины, читал лекции...
В 1951 году Ман Рэй с женой (он женился в 1946 году на танцовщице и фотомодели Джульетт Браунер) возвратился в Париж, где в течение четверти века продолжал заниматься живописью и скульптурой. Его репутация как фотографа была по-прежнему на высоте, несмотря на то, что он почти не брал в руки фотоаппарат. Изредка он выполнял ту или иную коммерческую работу: так, в конце 1950-х годов компания «Polaroid» наняла его протестировать новую пленку. Он отнесся к заданию как истинный сюрреалист – сделал серию фотографий направляя камеру в разные стороны не целясь, случайным образом нажимая на кнопку.
В 1940-1950 годах Ман Рэй не принимал участия в фотовыставках, считая ниже своего достоинства участвовать в групповых и не получая предложения устроить персональную. В 1960-х ситуация изменилась: в 1961 году он получил золотую медаль на Венецианском Фотобиеннале, через год состоялась выставка в Париже, в 1966 году – ретроспективная выставка в Лос-Анджелесе. С тех пор его выставки проходят регулярно по всему миру. В 1999 году журнал «ARTnews» назвал его одним из 25 наиболее влиятельных художников ХХ века.
Ман Рэй умер в 1976 году в своей студии в Париже в возрасте 86 лет. Эпитафия на его могиле гласит: «Беспристрастный, но не равнодушный».
При написании поста использован вот этот [url=http://buy-books.ru/photographers/man_ray/]текст[/url].
Следующие две части поста про Ман Рэя - "слишком человечная" и "бесчеловечная" - будут состоять только из фотографий.
Ман Рэй (Man Ray)
Всегда будут люди, которые смотрят только на технику исполнения — главный их вопрос «как», в то время как других, более любознательных, интересует «почему». Лично для меня вдохновляющая идея всегда значила больше чем другая информация.
Ман Рэй
Ман Рэй (англ. Man Ray, настоящее имя — Эммануэль Радницкий; 27 августа 1890, Филадельфия — 18 ноября 1976, Париж) — французский и американский художник, фотограф и кинорежиссёр.В 1999 году был признан журналом «Арт-Ньюз» одним из 25 наиболее влиятельных художников XX века.
В 1917 году он взял обычный писсуар, разместил его на постаменте, поставил подпись и дату (совсем как художник на картине) и под именем «Фонтан» представил на художественной выставке. Два года спустя он приобрел небольшую репродукцию Джоконды, пририсовал ей усы и бородку, глубокомысленно назвал свое творение «L.H.O.O.Q.» и ... тоже вынес на суд публики. Скандал был ошеломляющий, но еще более грандиозным был успех – как самого художника, так и нового направления в искусстве