Руфино Тамайо /Rufino Tamayo/ ~ Один из лидеров латиноамериканского авангардизма
Руфино Тамайо /Rufino Tamayo/ ~ Один из лидеров латиноамериканского авангардизма
1899 - родился Руфино Тамайони /Rufino Tamayo/ (26.08.1899 – 24.06.1991), мексиканский художник
Руфино Тамайо родился в Оахаке в семье индейцев-сапотеков, хотя внешне он совершенно не похож на чистокровного индейца. Его мать, Флоренсия Тамайо умерла в 1907 году, и его воспитанием занялась тетя Амалия, которая имела фруктовую лавку на рынке. Будущий художник охотно помогал ей торговать. Отсюда, наверно, его пристрастие к натюрмортам с фруктами.
В 1910 году Руфино вместе с тетей переезжает в Мехико. В 1917 году он поступает в Национальную школу изящных искусств, но продолжает торговать фруктами. После окончания школы, он долгое время работал там в качестве педагога, а в 1928 стал профессором. Некоторое время он возглавлял отдел этнографического рисунка Национального археологического музея в Мехико (1921–1926). Многократно ездил в США, преимущественно в Нью-Йорк (с 1926), а также в Западную Европу (с 1949). В Европе он познакомился с лучшими образцами арт-авангарда, прежде всего, А.Матисса и П.Пикассо. В раннем его творчестве доминируют портреты, ню, пейзажи и натюрморты.
Первые выставки Тамайо прошли в 1926 году Мехико и в Нью-Йорке. В Америке его приняли гораздо лучше, чем на родине. В 1936 году он женился на пианистке Ольге Флорес Ривас и поселился в Соединенных Штатах. На первых порах им приходилось жить на 100 долларов в месяц. Но в 1938 году ему дали стипендию для обучения в школе Далтона. Следующие 18 лет супруги прожили в Нью-Йорке.
С 1930-х годов тематика картин Тамайо усложняется, включая все больше мифологических индейских «шифров», символов Искусства, Жизни и Смерти, решенных то в сумрачно-землистых, то в ярких, «космически» мерцающих тонах; таинственно мифологизируются даже достаточно простые, портретные и натюрмортные мотивы. Среди образцов его самобытного неосимволизма – «Звери» (1941), «Спящие музыканты» (1950), «Поклонение индейской расе» (1952).
В 60-е годы картины Тамайо уже напоминают наскальную живопись первобытного человека или изображения инопланетян, какими их представляли фантасты.
Тамайо подобно другим великим мексиканцам расписывал стены. В числе его наиболее известных фресок и панно «Музыка и пение» (Национальная консерватория, 1933), «Революция» (Национальный музей антропологии, 1939; обе работы – Мехико), «Природа, искусство и человек» (библиотека Смит-колледжа в Нордхэмптоне, США, 1943), «Рождение нашей нации» и «Мексика сегодня» (Дворец изящных искусств, Мехико; 1952–1953), «Прометей, несущий людям огонь» (здание ЮНЕСКО в Париже, 1957–1958). Не раз обращался к гравюре, книжной иллюстрации и сценографии.
Эстетика Тамайо требовала ухода из сложившейся традиции политической и интеллектуальной ангажированности, возвращения к ремеслу как способу выражения внутреннего мира художника. Через индивидуальное - к универсальному. В 1965 году Тамайо отказался от присужденной ему премии «за гуманизм в живописи». По мнению упрямого художника, одно не имело отношения к другому.
Тамайо добился наибольшего успеха на мировом рынке искусств среди мексиканцев . На вопрос одного из журналистов, что он мог бы сказать о себе как о художнике, глядя со стороны, классик латиноамериканского авангардизма отшутился: «Если Тамайо заработал в год более миллиона песо, это что-нибудь да значит». Один из его коллег-художников не без зависти вспоминает: «Однажды вечером, когда я был в гостях..., туда же явилась чета Тамайо. Ольга, супруга мэтра, войдя, радостно заявила с порога: «Сегодня Тамайо закончил картину стоимостью в шесть тысяч долларов».
Недавно, полотно Руфино Тамайо «Арбузы» было продано за 1 миллион 200 тысяч долларов.