Николай Цискаридзе: никто никогда не увидит моего провала
Два месяца назад имя Николая Цискаридзе пробуждало в памяти лишь воспоминания о движущемся в пространстве теле, об идеале балетного танцовщика, тотчас возникавшем в сознании зрителя. Позднее нам удалось найти возможность проникнуть в Академию русского балета им. Вагановой. Интервью, которое вы прочтете, вызвало у всех наших сотрудников неподдельное восхищение этим искусством и артистами балета. Разговор нашего соучредителя Ольги Малик с народным артистом России - это попытка заглянуть в тот мир, где исполнительское совершенство – желанная, но трудная награда, которая достается далеко не всем. Надеемся, вам будет интересно узнать как добиться успеха и все-таки достичь совершенства.
Говорят, что звездами рождаются, а не становятся, но это лишь наполовину правда. Цискаридзе родился в Грузии и с самых первых шагов стал одним из первых учеников Тбилисского хореографического училища. Благодаря тому, что на него обратил внимание худрук балета Большого театра Юрий Григорович его звезда засияла на небосклоне, когда ему исполнилось всего 20 лет. Вскоре после этого герой нашего рассказа стал самым молодым Заслуженным артистом России. Такой карьере и такой ранней славе могут позавидовать многие звезды Голливуда.
Однако молниеносный творческий взлет Цискаридзе может породить ложное впечатление о том, что в его жизни не было трудностей. Первая большая беда приключилась во время репетиций в 2003 году, когда у танцовщика случилась тяжелейшая травма колена. Девять операций, последовавшие за развитием смертельно опасной инфекции, и необходимость заново учиться ходить, но вопреки всему Цискаридзе снова вернулась на сцену. Травма, которая положила бы конец карьере большинства футболистов национальной футбольной лиги едва ли устрашила этого несгибаемого артиста. Как оказалось, позднее Николаю предстояло еще более сложное испытание по сравнению со всем пережитым: политические игры и интриги, которые зачастую преследуют цель управлять творческими начинаниями и всецело их контролировать. Известный своим идеализмом и бескомпромиссной честностью, звезда Большого оказался впутан в серьезный конфликт. Резюмируя эту долгую историю, стоит сказать, что и здесь актерское терпение, страсть и темперамент одержали победу, поскольку теперь он – ректор самой престижной в мире балетной школы, Академии им. Вагановой, которой исполнилось уже 277 лет.
Именно здесь в перерыве между выпускными спектаклями Вагановской академии соучредитель журнала “Our Russia” Ольга Малик поймала Николая
Цискаридзе накануне самого важного для него на сегодняшний день события – представления самых ярких танцовщиков из своего первого выпуска. Предлагаем вашему вниманию фрагмент беседы г-жи Малик с Цискаридзе в его офисе на Невском проспекте в Санкт-Петербурге.
Our Russia: Почему вы взяли художественный курс на русский классический балет? Вы когда-нибудь могли помыслить себя звездой балета за пределами России?
Nikolay Tsiskaridze: Я убежден, что русская балетная школа – одна из немногих (если не единственная), которая сохраняет традиции классического балета. Осмелюсь сказать, что это самая аутентичная система обучения из всех балетных школ. Ни один артист балета, прошедший обучение за пределами России, не может прикоснуться к той атмосфере и проникнуться духом искусства балета, как русские танцовщики. По этой причине, русские артисты балета самые знаменитые и самые лучшие в мире. По правде сказать, я всегда испытываю сожаление, когда наши артисты балета покидают страну.
Our Russia: Каков ваш самый главный совет вашим ученикам или последователям – тем из них, кто хотел бы достичь того же уровня совершенства на сцене, какого удалось достичь вам?
Nikolay Tsiskaridze: Для тех, кто пытается и становится лучшим из лучших в этой области, искусство попросту должно стать приоритетом в жизни. Важно также создать художественный образ. Каждый артист должен создать на сцене нечто интересное, нечто привлекательное. К сожалению, многие артисты балета сосредотачиваются лишь на физических задачах и считают шаги и пируэты, когда танцуют.
Our Russia: Не секрет, что педагоги играют одну из определяющих ролей в профессиональном росте танцовщика. Что вы стараетесь привить маленьким детям, когда как педагог объясняете основы искусства балета?
Nikolay Tsiskaridze: Прежде всего, я объясняю разницу между искусством и спортом. Любой артист балета должен вкладывать смысл в свои движения, иначе балет становится абсурдным. Еще одним важным аспектом балета является понимание музыки. Я стараюсь с самых первых шагов воспитать в своих учениках понимание музыки, когда они приходят в академию в возрасте 9 лет. Тем не менее, я должен сказать, что без строгой дисциплины балет перестает быть искусством. По этой причине, так же как и педагоги, которые учили меня, я приучаю детей к самодисциплине. На занятиях царят фактически армейские порядки. Я очень строгий педагог, должен признать.
Our Russia: В чем источник вашего вдохновения и счастья?
Nikolay Tsiskaridze: Самое лучшее, что может выпасть на долю артиста балета – счастье пережить мгновения быть лучшим исполнителем. Я очень счастлив, что меня помнят по самым ярким моментам моей балетной карьеры. Никто никогда не видел моего провала. И никто этого никогда не увидит, поскольку я вовремя ушел со сцены. Я испытываю сочувствие к артистам балета, которые вынуждены танцевать, когда им уже 40 лет и даже больше.
Our Russia: Теперь, когда Вы стали ректором Академии русского балета, что нужно сделать, чтобы сохранить это искусство? Нужны ли этому искусству, с вашей точки зрения, реформы?
Nikolay Tsiskaridze: Я не думаю, что нужно что-либо менять. Академия им. Вагановой – уникальное и ни на что не похожее учебное заведение. В отличие от других образовательных заведений, диплом академии им. Вагановой самый востребованный в сфере искусства в России, и во всем мире. Я говорю не только о балете, но и о музыке и о других предметах, которые у нас преподаются. Мы – одно из старейших и самых уважаемых учебных заведений в мире. Осмелюсь сказать, что нас считают «законодателями» в сфере искусства. Наша академия – настоящая альма-матер русского балета, и для меня большая честь быть ее ректором. Я сделаю все, чтобы сохранить и сберечь традиции русского классического балета.
Подводя итоги, видится важным указать читателю на то, сколь важную роль играет Николай Цискаридзе и насколько значим выпуск этого года. Это первая группа выпускников с того момента, как в 2013 году министр культуры России Владимир Мединский назначил Цискаридзе ректором, что поднимает звездный статус артиста на новую высоту. Любимый всеми танцовщик, который некогда блистал на сценах всего мира, занял сегодня лидирующее положение в сохранении почти священных традиций и истинной сути русского балета. Беседуя со своей коллегой о встрече с Цискаридзе, я нашла ключ к разгадке того, почему Мединский выбрал его на эту важную роль. Процитирую ее слова:
“У меня сложилось о Цискаридзе очень хорошее впечатление, вне всяких сомнений. Он очень вежлив, хотя знает себе цену и дает это понять. Но это совершенно нормально и оправданно. Меня особенно поразило то, как человек, оказавшийся вовлеченным в грязные политические скандалы и ставший жертвой нечестной развязанной в прессе шумихи сумел выйти из всей этой ситуации, не потеряв ни грамма достоинства. Он совершенно удивительный человек!”
В завершении мне вспомнился один из многочисленных эпизодов из жизни Цискаридзе, о которых известно широкой публике - слова его матери, когда он впервые стал настаивать на том, чтобы его отдали в балетную школу в Грузии. Родители в итоге пошли на попятный. «Но тебе придется быть лучшим, – сказала его мать. - Иначе я тебя оттуда заберу». Так что, судите сами, может ли быть лучшая кандидатура на роль хранителя величайшего мирового танцевального наследия, чем самый строгий педагог Вагановской академии – тот, чьего провала мир никогда не увидит?