Название"Пинакотека"происходит от греческого слова pinakes,обозначающего рисованные таблички из дерева или обожженной глины.Согласно античным источникам-это самые первые образцы живописи великих мастеров Древней Греции.Впоследствии эта техника была перенята римлянами,как и обычай развешивать эти табличка на стенах.Pinakes известных мастеров выставлялись в богатых частных коллекциях,а также в общественных зданиях.Правила античных пинакотек сильно отличались от режима работы современных музеев:двери античных пинакотек открывались только от случая к случаю,в основном в целях демонстрации престижа и богатства владельцев.
Так и в Ватикане довольно быстро поняли необходимость создания коллекции картин к собранию Музеев Ватикана.Папа Пий VI(Браски,1775-1799 гг.) стал основателем коллекции,ставшей ядром будущей Ватиканской Пинакотеки,разместив ее в Галерее Картин.Она была продолжением Галереи Канделябров, оформленной Симонетти.Папа Пий VII(Кьярамонти,1800-1823 гг.) после возвращения картин из Парижа распорядился учредить новую Ватиканскую Пинакотеку,и под экспозицию были отведены пять залов Апартаментов Борджиа.Впрочем,вскоре выяснилось,что в Апартаментах Борджиа было недостаточно света ,и в связи с этим было принято решение перенести картины в Зал Болонья и на четвертый этаж Лоджии.Папа Григорий XVI(Каппеллари,1831-1846 гг.) восстановил собрание картин в Галерее,называемой сейчас Галереей Гобеленов,но потом выяснилось,что она тоже не подходит для хранения живописных работ,и коллекцию перевели в апартаменты Святого ПияV.Наконец Папа Пий XI(Ратти,1922-1939 гг.) торжественно открыл новое здание в 1932 году,в котором сейчас размешается Ватиканская Пинакотека.Экспозиция размещена в 18 просторных залах,и в соответствии с современными критериями,картины были расположены в хронологическом порядке.В подземных помещениях размещаются вместительные хранилища и реставрационные мастерские,в то время,как на втором этаже располагается библиотека и фотографический архив.
Зал I (XII—XV вв.):Средневековые сиенская,умбрийская и тосканская школы.Работы Николо и Джованни.
Начав это воображаемое путешествие в мир изобразительного искусства со средневековых канонических форм живописи,важно проанализировать следующие аспекты:
-каков сюжет или тема изображения;
-каковы вариации в технике рисунка и изображения цвета;
-присутствует ли золотой фон;какова композиция картины,и как использована перспектива,светотень,какова роль пейзажа;
-возможно ли идентифицировать персонажей;качество портрета,детали одежды и обстановки;
-какова использованная техника письма и материал основы картины;
-кто заказчик и какова история создания.
Самой стариной картиной собрания является Страшный Суд-работа круглой формы с прямоугольной приставкой снизу;возможно подобная форма была выбрана художником,чтобы подчеркнуть вселенский масштаб события.Ведь в Средние Века верили ,что Земля имеет форму диска.Скорее всего доска,датированная 12 веком,использовалась как алтарный образ.
Большинство картин в Средние Века исполнялись на досках,на религиозные темы и по заказам религиозных институтов для украшения святилищ.Картины характеризовались отсутствием динамики,так как произведение служило всего лишь звеном между молящимся и священной сущности.Фигуры изображались в двухмерном пространстве с бесстрастными лицами,как правило рисунок выполнялся на золотом фоне с делением композиции на регистры,как диктовала жесткая иерархическая схема тех времен.В первых двух залах Пинакотеки экспонируются серия средневековых деревянных панно,в свое время названных"Примитивы".Они были частью Ватиканской Библиотеки и в частности -Христианского Музея,основанного Папой Бенедиктом XIV(Ламбертини,1740-1758 гг.) с целью продемонстрировать притягательную красоту христианской истины с помощью художественных свидетельств.Предпочтение отдавалось изображениям Христа и картинам со сценами из жизни Спасителя;богата коллекция и изображениями Пресвятой Девы;интересно также собрание изображений Святых, идентифицировать которых в большинстве случаев можно по атрибутам,связанных с историей их жизни.
Витале да Болонья - Мадонна,XIV в.
Антонио Венециано - Св. Мария Магдалина,XIV в.
Аллегретто Нузи-Мадонна с Младенцем,Св.Михаилом и Св.Урсулой,XIV в.
Школа Джунта Пизано-Св.Франциск и сцены из его жизни,1260-70 гг.
Зал II (XIII—XV вв.):Представлены картины сиенских художников треченто,Джотто ди Бондоне(1267—1337)и учеников:триптих Стефанески (1330—1335 гг.);Симоне Мартини,Бернардо Дадди («Мадонна»),Пьетро Лоренцетти.
Триптих Стефанески был написан для главного алтаря Собора Святого Петра в Ватикане,построенного при императоре Константине по повелению Кардинала Якопо Каэтани Стефанески-заказчика всех работ Джотто.Алтарная картина написана как с лицевой(recto),так и с оборотной(verso)стороны,чтобы ее видели и Папа,восседающий на троне в апсиде,и верующие за ходом литургии со стороны нефа.На стороне,обращенной к прихожанам,в центральной части изображен Святой Петр на троне,к ногам которого склонился заказчик картины-Кардинал Стефанески в церемониальных одеждах и с моделью триптиха в руках;в боковых створках по правую руку изображены Святой Иоанн Богослов и Святой Андрей,а слева-Святой Иаков и Святой Павел,от нижней части осталась только одна створка с изображением других Святых.
На стороне,обращенной к апсиде,изображен Христос на троне,у его ног вновь склоняется заказчик,хотя на этот раз в более скромных одеяниях;на боковых створках вместо обычных изображений Святых присутствуют две сцены:Распятие Петра,и Обезглавливание Святого Павла.Произведение датируется первыми годами четырнадцатого века,и для его исполнения Джотто привлек подмастерьев,что было обычно для средневековых мастерских.
Джентиле да Фабриано-Благовещение,1425 г.
Сано ди Пьетро-Бегство в Египет,1440 г.
Зал III (XV в.):Флорентийская живопись времен Ренессанса:работы Фра Беато Анжелико(1387—1455):Мадонна на троне между святыми Екатериной и Домеником (ок. 1435),Сцены из жизни св. Николая (1437 г.),Святой Франциск Ассизский получает стигматы (ок. 1440 г.);Филиппо Липпи: «Венчание Богоматери»,«Мадонна» работы Беноццо Гоццоли.
Художники Возрождения отказались от золотого фона,предпочитая строить сюжеты своих картин в естественной обстановке или в современном им архитектурном антураже:картины как бы становились окном в созданную художником реальность,и это означало,что человек в качестве наблюдателя становился центральной фигурой сцены,а картина,выполненная с учетом закона перспективы-как бы его зрительным восприятием.Истории из жизни Святого Николая Барийского исполнены на небольших четырехугольных дощечках художником из Перудджи,Фра Джованни да Фьюзоле,по прозвищу Беато Анджелико(1400-1455 гг.).Беато Анджелико воскрешает в памяти главные чудеса совершенными Святым Николаем -начиная с самого рождения и завершая его смертью в середине IV века.Святой Николай родился в Малой Азии в благородной семье,стал епископом,сотворил много чудес и оказывал помощь нуждающимся.Самым известным как раз и является эпизод,изображенный последним из серии ,и повествующий о трех молодых девушках,которых отец,впавший в нищету,вынуждал торговать своим телом.Однажды ночью Святой Николай подбросил в дом девушек три мешочка с золотыми монетами,чтобы они могли найти себе достойную партию и выйти замуж.Эта картина представляет собой яркий пример historia figurata-художественного метода.Пластические формы,согласованные между собой и гармонирующие с архитектурными сооружениями эпохи Возрождения,и следуя правилам построения перспективы,являлись частью логичного повествования,изображающего героя в различные моменты его жизни.
Фра Беато Анджелико-Истории из жизни Святого Николая Барийского:Рождение Святого,Призвание,Дар трем бедным девушкам,1437 г.
Фра Беато Анжелико-Мадонна на троне между святыми Екатериной и Домеником,1435 г.
Фра Беато Анджелико-Стигматы Святого Франциска,1440 г.
Триптих,изображающий Коронование Богородицы кисти монаха-кармелита Филиппо Липпи(1406-1469 гг.),выполнен по заказу монастыря.Ф.Липпи был в курсе новых веяний в живописи-его стилю не чужда пластичность поз,а лица персонажей выражают чувства,заимствованные из реальной жизни.Трон Богоматери установлен на приподнятом помосте со ступенями,изображенными в перспективе и украшенными цветным мрамором,так же как и перила.Фоном композиции служит голубое небо,а не абстрактный золотой цвет.
Беноццо Гоццоли-Мадонна,1450 г.
Зал IV (XV—XVI вв.)Фреска Мелоццо да Форли-«Сикст IV основывает Ватиканскую библиотеку»,фрагменты мозаики апсиды из церкви Санти-Апостоли.
Специальной буллой,датированной 15 июня 1475 года,Папа Сикст IV официально утверждает Библиотеку Ватикана и назначает ее Управляющим и Хранителем ученого-гуманиста Бартоломео Сакки,по прозвищу Платина. Библиотека делилась на три отделения- греческий,латинский кодексы и папский архив.Булла не только устанавливала правила доступа ,хранения и каталогизации томов и обязанности библиотекарей,но и закрепляла за Библиотекой дополнительные помещения.Более того,Сикст IV привлек лучших художников того времени по оформлению новых Залов:Доменико Гирландайо,уже занятому к тому времени работами в Сикстинской капелле,было поручено украсить люнеты Библиотеки портретами античных философов,Учителей и Отцов Церкви;Мелоццо из Форли(1438-1494 гг.) взялся за создание центрального цикла фресок,посвященные истории создания Библиотеки.Фреска Мелоццо была снята со стены в девятнадцатом веке и после переноса на холст выставлена в Пинакотеке.На первом плане картины изображены Сикст IV,сидящий на троне,и Платина,преклонивший перед ним колено в момент получения назначения;по бокам Папского кресла стоят кардиналы,среди которых можно узнать племянника Сикста IV,Джулиано делла Ровере -будущего Папу Юлия II(1503-1513 гг.)
Платина указывает на расположенную ниже памятную надпись, перечисляющая все деяния,которые Сикст IV совершил во благо Рима,что с очевидностью демонстрирует цель создания фрески-прославление Папы.Церемония проходит на фоне грандиозного строения с колоннами, изображенной с учетом перспективы,под кессонным сводом,великолепно украшенной мрамором,золотом и лазуритом.Здание столь впечатляющей архитектуры,должно олицетворять торжество гуманистической культуры,величие Папы и просвещенного двора.
Вскоре после окончания работ над фресками Ватиканской библиотеки Мелоццо была поручена роспись круглого свода римской церкви Святых Апостолов на тему Вознесения Христа.Фреска была заказана Кардиналом Джулиано делла Ровере(будущим Папой Юлием II),затеявший кардинальную реконструкцию церкви.В 18 веке в ходе очередной реконструкции церкви апсида была полностью разрушена,а фрагменты фрески были сняты со стен и переданы на хранение в различные музеи.Фрагмент Христа Благословляющего,был помещен в конце парадной лестницы Квиринальского Дворца(в то время -Апостольского Дворца и официальной резиденции Пап до объединения Италии)Про Квиринальский Дворец пост здесь.
Фрагменты с ангелами,играющие на музыкальных инструментах и Головами Апостолов нашли свое место в экспозиции Пинакотеки.
Революционным нововведением Мелоццо стало использование в этой работе "ракурса"-изображения фигур в направлении снизу вверх с учетом изображаемой точки зрения посетителя,находящегося прямо под потолочной росписью апсиды,как того требует наука создания иллюзии перспективы.После открытия в 15 веке и последующего изучения эффекта перспективы на плоскости,встала более сложная задача:как создать потолочное изображение правильных пропорций с точки зрения зрителя,находящегося прямо под ней?
Именно Мелоццо первым опробовал возможные пути решения этой проблемы,впоследствии блестяще разрешенной Рафаэлем и Микеланджело.Композиция предусматривала фигуру Христа в центральной части,окруженного ангелами играющие на каком-нибудь музыкальном инструменте,сопровождая таким образом чудесной симфонией акт возвращения Спасителя на небеса;в нижней,земной части были помещены изображения Апостолов-свидетелей Божественного Чуда.Набор представленных музыкальных инструментов свидетельствуют о непрестанном внимании к религиозной музыке, рассматривающаяся как необходимый инструмент духовного развития.
Зал V(XV в.)
Эрколе де Роберти(итал.Ercole de Roberti,1450 — 1496 гг.)-один из крупных художников феррарской школы,наряду с Козимо Тура и Франческо Косса.В Болонье он работал для «Полиптиха Гриффони» в церкви Сан Петронио,он написал пределлу «Чудо Святого Винсента Феррер»,отмеченную замечательной силой воображения.Несмотря на раннюю смерть,Эрколе оставил много работ.Юный Микеланджело сказал о фресках де Роберти в капелле Гарганелли в соборе Св. Петра(впоследствии разрушенных),что они стоят половины Рима.
Пределла «Чудо Святого Винсента Феррер» рассказывает о деяниях монаха-доминиканца Винсент Феррер.
Начиная с 1401 года Феррер посвящает себя миссионерской деятельности среди катаров и вальденсов.Его проповеди на юге Франции,в Швейцарии и Савойе были успешными,большое число еретиков вернулось в католицизм.Феррер был канонизирован папой Каликстом III в 1455 году.Картины, посвящённые святому создали также Тициан,Фра Беато Анджелико,Беллини,Франческо дель Косса,Гирландайо и другие.Святой Феррер считается покровителем Валенсии и всего валенсианского региона.В его честь названы два бразильских муниципалитета—Сан-Висенти-Феррер и Сан-Висенти-Феррер (Мараньян).
Антонио Виварини-Святой Антоний Аббат,оплакиваемый Христос и святые. Бартоломео ди Томмазо-Коронование Святой Марии. Николо Алунно-Распятие среди Святых
Лукас Кранах Старший (1472—1553 гг.)-немецкий живописец и график эпохи Ренессанса,мастер живописных и графических портретов,жанровых и библейских композиций,синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения.
Лукас Кранах Старший - Пьета
Зал VI(XVв.)
Карло Кривелли(1430-1495гг.)-автор множества полиптихов для церквей,в настоящее время большей частью разрозненных и сохранившихся частично.
Полиптих«Пьета» работы Карло Кривелли
Витторио Кривелли(1440-1502 гг.)- автор картин на религиозные сюжеты в позднеготическом стиле,в котором заметны и достижения эпохи Возрождения.Светских картин Кривелли почти не писал.Произведения отмечены чертами феодально-рыцарской культуры. Автор преимущественно богато декорированных алтарных картин с изящными мадоннами и нарядно одетыми святыми.Свои картины он подписывал-«Витторио Кривелли,Венецианец».
Витторио Кривелли-полиптих «Богоматерь на престоле со Святыми»,1481г.
Антонио Виварини (Антонио да Мурано) (1418-1484гг.)-один их ранних представителей венецианской школы живописи.Антонио Виварини-Святой Антоний Аббат,оплакиваемый Христос и святые. Бартоломео ди Томмазо-Коронование Святой Марии. Николо Алунно-Распятие среди Святых