Пинакотека Ватикана.Часть 2.
Продолжаем прогулку по Ватиканской Пинакотеки
Зал VII-Перуджино(Perugino)
Пьетро Ваннуччи по прозвищу Перуджино(1445-1523 гг.),снискал известность,как и Мелоццо,еще будучи художником при дворе Урбинского герцога.Был известным художником и его мастерская в Перудже-одной из самых крупных школ живописи 15 века.В частности,в жанре алтарных картин стиль Перуджино пользовался огромным успехом благодаря мягким очертаниям фигур,поэтичности изображаемых пейзажей и несравненной способностью оставаться близким и понятным основной масс верующих.Приоры представляли собой один из самых важных институтов в г.Перуджа,ведавших правосудием и управлением города.Именно они заказали Перуджино алтарную картину для капеллы Дворца Приоров.Закончив картину,Перуджино оставил на ступеньке трона Богоматери свою подпись,замаскированную под латинское изречение"Hoc Pertus De Chastro Plebis Pinxit",то есть"Пьетро из Города делла Пьеве написал эту картину"
Темой работы была так называемая Святая беседа.Под этим термином понимается один из самых распространенных в 15 веке иконографических сюжетов, предусматривавших помещение в центр композиции Богоматери,восседающая на троне в окружении святых,на фоне архитектурных строений или пленительного пейзажа.Богоматерь с Младенцем и Святыми,известная также,как Алтарная Картина Децевмиров.Богоматерь держит Младенца на коленях,сидя на троне,установленном на помосте,безукоризненно написанном с точки зрения перспективы и украшенный ложными барельефами,напоминающие узоры античных барельефов.Святые по обе руки от Богоматери снабжены символами,указывающие на их роль в жизни Церкви.Слева на первом плане изображен Святой Людовик-архиепископ Тулузы с епископским посохом в руках,а по правую руку Святой Лаврентий в одеяниях архидиакона.На втором плане видны Святые Эрколано и Констанцо-покровители Перуджи.
Воскресение Сан-Франческо-аль-Прато(Resurrezione di San Francesco al Prato),1499 г.
Работа получила свое название от церкви Сан-Франческо-аль-Прато из г.Перуджа.Работа оказалась в Париже в 1797 году по приказу Наполеона.В 1815 году была возвращена обратно после Венского конгресса,и Папа решил держать ее в Ватикане.Глубокое воздействие Перуджино оказал на своего ученика Рафаэля своими картинами,и есть предположение,что молодой Рафаэль имел существенную роль в написании этой картины вместе с Перуджино.
Пьетро Джовани прозванный Испанцем(1450-1528 гг.),ученик Перуджино-Мадонна делла Спинета
Пинтуриккьо-Коронование Марии
Зал VIII-Рафаэль Санти
Для Рафаэля Санти(1483-1520 гг.)было большой удачей встретить в самом начале творческого пути такого мастера как Пьетро Перуджино.Молодой художник унаследовал его идеальное и гармоничное видение мира,у него научился основам построения композиции,типов и характеристик фигур,целиком переняв все приемы и художественную манеру великого мастера.Овладев секретами мастерства,Рафаэль сумел превзойти Учителя,достигнув большего натурализма в изображении фигур и гибкости в композиции.Величайшим вкладом художника в развитие стиля Возрождения зрелого периода стало его умение создать между фигурами гармонию жестов и взглядов.Рафаэль сумел освободиться от пут традиций,достигнув крайне динамичных и драматичных эффектов.«Алтарь Одди»или«Коронование Девы Марии»-алтарная картина Рафаэля,выполненная по заказу Магдалины Одди в 1502-1503 годах.Когда картина была готова,её вместе с пределлой разместили в церкви святого Франциска в Перудже.
Картина,первоначально сделанная на доске,оставалась в капелле церкви,для которой и была предназначена вплоть до конца 18 века,когда была вывезена в Париж французскими оккупантами,где видимо из-за повреждений,полученных в ходе транспортировки-была перенесена на холст.Алтарная картина характеризуется повествовательным сюжетом,причем история развивается снизу вверх:Апостолы собравшихся у саркофага Девы Марии,находят его пустым,и на месте усопшей они находят расцветавшие цветы,среди которых-лилии.За этим неожиданным открытием следует созерцание небесного явления:в окружении херувимов и играющих на музыкальных инструментах ангелов,Дева Мария возводится Христом в сан Королевы Небесной.Исследования доски(рентгенографией и инфракрасными лучами)показали,что картина была написана в два приема:вначале была использована верхняя часть,в которой Христос коронует Деву Марию,
в то время,как завершение композиции-изображение Апостолов вокруг расцветавшего саркофага-относится к гораздо более позднему периоду.Фигуры верхней части исполнены в манере Перуджино,совсем наоборот,распределение фигур Апостолов создают эффект динамизма,в то время как пейзаж заднего плана волшебным образом сливается с фигурами на первом плане.Центральным элементом картины является пустой саркофаг,сразу же бросающийся в глаза и размещенный по диагонали,что усиливает эффект глубины сцены.
Пределла картины состоит из трех картин размером 27 × 50 см,на которых показаны три эпизода из детства Христа:
«Благовещение»
«Поклонение волхвов»
«Введение во храм»
Рафаэль-Мадонна ди Фолиньо
Картина написана в 1511-12 годах маслом на дереве,в 1802 году переведена на холст,имеет размеры 320х193 см.Это произведение предшествует такому шедевру всех времен и народов,как Сикстинская Мадонна.Картина была заказана папским историком и секретарем Сиджизмондо деи Конти для римской церкви Санта Мария Арачели в 1511 году в честь избавления от смерти,когда в его дом в Фолиньо упал метеорит.До 1565 года картина находилась в алтаре церкви святой Марии в Риме,где был захоронен заказчик,а после перевезена в церковь святой Анны монастыря в Фолиньо.В 1797 году Мадонну ди Фолиньо вывезла в Париж наполеоновская армия,где она хранилась некоторое время.После падения Наполеона возвращена в Рим,где в 1958 году была произведена реставрация.
В левой части картины изображен святой Иоанн Креститель и Франциск Ассизский.В правой святой Иероним с коленопреклоненным Сиджизмондо,устремляющим полный благодарности взгляд на Мадонну с младенцем.Мария с младенцем Христом парит в облаках на фоне золотого диска,олицетворяющего Ее небесную славу(другое название картины Мадонна в Славе),в окружении херувимов.Вертикальная композиция картины и ее разбивка на две части пусть и напоминает компоновку
обсуждаемой ранее картины «Алтарь Одди»,но в то же время содержит множество новых и современных элементов.Фигуры не изолированы одна от другой,а связаны паутиной жестов и взглядов,как бы вовлекающих в развитие действия самого наблюдателя:Святой Иоанн Креститель смотрит в сторону зрителя,указывая на Богоматерь.Святой Франциск,напротив,указывает в сторону наблюдателя,но взор его направлен в небеса.Святой Иероним не только представляет заказчика картины,но и указывает на строение,убереженное от молнии,поясняя своим жестом смысл обета.Наконец, объединяющим элементом между небесным таинством и земной сферой является радуга,подчеркивающая композиционное единство сцены.
Между этими группами,в центре,расположен необыкновенно красивый ангел держащий табличку,в которую,в соответствии с пожеланиями заказчика,должно было быть написано посвящение,поясняющая причину написания картины.Сиджизмондо умер,не оставив распоряжений о содержании надписи,но цель хорошо понятна и без этого,так как в нижней части полотна видны метеорит и молния,падающие на здание городка.
Рафаэль-Преображение Господне (1518-1520 гг.)
Вначале он намеревался писать Воскресение Христа и подготовил несколько рисунков,но вскоре оставил этот сюжет и приступил к написанию на дереве большой картины размером 405x378 сантиметров «Преображение», в которой с наибольшей остротой выражено разочарование в классических идеалах.Его чуткая натура не могла не видеть трагедию,переживаемую искусством Высокого Возрождения,главные заказчики которого-королевские дворы,высшие иерархи Церкви и аристократия-думали только о наслаждении жизнью,не замечая,что она проходит мимо и надвигается пора жестокой расплаты за излишества и забвение интересов простого люда,осуждённого на унижение,бесправие и нищенское существование.Всё это нашло отражение у Рафаэля в последнем его контрастном творении, поделенном на две части.В верхней половине-на горе Фавор,куда Христос по прошествии шести дней после памятного разговора с учениками о душе и вере поднялся вместе с Петром,Иаковом и его братом Иоанном,произошло чудо и Спаситель преобразился перед ними,дабы убедить их в своей божественной сути.Его лицо просияло,как солнце,а одежды стали белыми, как снег.В нём был источник силы и божественного света,который привлек показавшихся ветхозаветных пророков Моисея со скрижалями и Илию с книгой в руках. Ослепленные ярким сиянием ученики остались на краю горы,поражённые произошедшим чудом Преображения.Согнувшись в коленях,Пётр закрывает лицо руками от ослепляющего света.Иаков облокотился на камень,поднеся руку к поражённым сиянием глазам.Иоанн,пятясь назад,старается защитить глаза рукой,чтобы не ослепнуть.Их фигуры написаны в уменьшенном масштабе,что позволило художнику композиционно связать их с землей.Слева,вопреки евангельскому источнику,изображены по просьбе кардинала Джулио Медичи две фигуры у дерева.Одна из них,по всей видимости,святой Лаврентий,покровитель великого деда заказчика.Обе фигуры слабо освещены и не нарушают единства действия.
Вслед за свершившимся Преображением он изображает,согласно Евангелию от Матфея (гл. XVII, 15), сцену с бесноватым отроком.Если сверху покой и возвышенность чувств, то внизу-сущее безумие со всеми земными бедами и безверием.Как пишет Вазари,это была последняя вспышка гения Рафаэля при написании прекрасного лика Христа.Закончив работу,он отложил кисть в сторону,словно понимая,что ничего лучшего создать больше не сможет,да и чувствовал себя неважно.Однако до того,как он серьёзно заболел и слёг,у него созрел общий замысел нижней половины картины и он оставил эскизы почти для каждой фигуры. Считается, что выразительная поза одного из апостолов в нижнем левом углу,сидящего с книгой у пруда,целиком написана Рафаэлем.Нижняя половина как бы поделена образовавшимся проёмом между двумя группами собравшихся людей.Слева сгрудились девять апостолов,справа-бесноватый отрок с родителями,сестрой и простолюдинами,взывающими о помощи.«Преображение»-это два контрастных мира.В одном-тишина и безмолвие на горе Фавор,в другом-глубокое волнение,вызванное чудесным исцелением отрока.Как можно судить по картине,только один мальчик из всех стоящих на земле людей сподобился увидеть Преображение Господне и исцелиться.Но оба эти случая не трактуются Рафаэлем как объективные события.Он их преподносит как субъективное отражение через чувства зрителей,которые по-разному воспринимают увиденное.Завершал картину Джулио Романо.К сожалению,он использовал краску nero di fumo,обладающую предательским свойством:поначалу тона у неё прозрачные и сильные,но с годами она так темнеет,что фигуры становятся неразличимыми.
Папа Лев X,желая связать свое имя со столь престижным творением,как Сикстинская Капелла,решил украсить ее рядом драгоценных гобеленов и поручил Рафаэлю подготовить эскизы-модели.Рисунки Рафаэля были отправлены во Фландрию(теперешнюю Бельгию),где изготовлением гобеленов должны были заняться самая престижная в то время,благодаря качеству работы и используемых материалов,мастерская брюссельского художника Питера ван Эльста.Вклад Рафаэля в развитие шпалерного искусства Европы велик и бесспорен.Его раскрашенные картоны,которые со временем из мастерской брюссельского ткача Питера ван Эльста разбрелись по всему свету,достигнув даже русской Калуги,напоминали по композиции классическую итальянскую фресковую живопись на фоне развёрнутого холмистого пейзажа с фрагментами архитектуры и чётко организованным пространством.Работа над картонами была завершена,как явствует из ватиканского платёжного регистра,20 декабря 1516 года.
Слава рафаэлевских картонов превзошла даже его ватиканские фрески,которые не были доступны публике:ими могли любоваться лишь избранные.Картоны получили широкое распространение в качестве образцов для гравюр на дереве и на меди.Именно по ним мир судил о Рафаэле как о непревзойдённом рисовальщике,наделённом богатейшей фантазией.Особую известность получили картоны,выполненные в основном Рафаэлем,«Чудесный улов»,«Призвание апостола Петра»,«Исцеление хромого» и «Смерть Анании».На остальных «Ослепление Элимы»,«Жертвоприношение в Листре»,«Обращение Савла»,«Проповедь Павла в Афинах»,«Мученичество Павла» и «Побиение камнями дьякона Стефана»,по мнению исследователей,чувствуется рука учеников и прежде всего Франческо Пенни и Джулио Романо.Понадобилось более трёх лет для изготовления самих шпалер,прежде чем они были доставлены в Рим и развешаны по стенам Сикстинской капеллы.
Ссылаясь на мнение очевидцев,Вазари пишет,что шпалеры вызвали восторг римлян.Невозможно было понять,каким образом посредством ниток удалось передать с такой тонкостью и достоверностью фигуры людей,дома,деревья,животных и птиц,словно они написаны кистью художника?Несмотря на восторженные слова Вазари, картоны Рафаэля были куда более совершенны и впечатляющи,нежели вытканные по ним шпалеры.Всем им была уготована незавидная участь.После смерти Льва X они были заложены,так как не стало и главного кредитора папы Агостино Киджи,а в мае 1527 года при разграблении Рима ландскнехтами Карла V многие шпалеры были украдены или разрезаны и по частям проданы. Лишь в 1818 году оставшаяся их часть была выкуплена папой Пием VII и с тех пор находится в Ватиканской Пинакотеке.Что же касается самих картонов,то после кончины Рафаэля папа не удосужился востребовать их обратно,и они остались в Брюсселе,где использовались в качестве образцов для других шпалер.Один из картонов «Обращение Савла» вернулся в Италию и находился в Венеции,пока следы его не были утеряны,равно как и двух других картонов,посвящённых мученичеству Павла и Стефана.Остальные,весьма попорченные временем,были обнаружены в первой четверти XVII века Рубенсом.Поражённый их великолепием,он уговорил английского короля Карла I выкупить их,что и было сделано за огромную сумму.После трагической смерти короля картоны были выставлены на аукцион и,были приобретены английским правительством по распоряжению протестанта Кромвеля.На примере дошедших до нас картонов,можно судить,какую невосполнимую потерю понесло искусство,хотя именно картоны,размноженные в гравюрах,принесли Рафаэлю поистине мировую славу.Но стоит при этом признать,что в отличие от классически возвышенного стиля росписей ватиканских станц,выражающих великие гуманистические идеалы Возрождения,композиция шпалер-это в некотором смысле отход от классического стиля в сторону псевдоклассицизма с явными признаками барокко.
Рассмотрим хотя бы те картоны,которые по общему признанию выполнены самим Рафаэлем.Хранятся в Лондонском музее-Виктории и Альберта.Безусловно лучшей композицией является «Чудесный улов»
После того как рыбаки всю ночь провели впустую,не выловив ни одной рыбы,Христос повелел им снова забросить сети.В первом челне,доверху гружённым рыбой,на корме сидит Христос.Пред ним Пётр в знак благодарности пал на колени,произнеся: «Господи, я грешник»,а Христос,успокаивая его,в ответ промолвил:«Не бойся».Здесь же стоит Андрей,разведя руки от удивления при виде такого обилия рыбы.В сравнении с благородным ликом Христа их грубоватые обветренные лица выражают безграничную преданность и веру.В другом челне два ученика,напрягшись,с трудом вытаскивают полную рыбы сеть.Их товарищ старается с помощью багра удержать чёлн,чтобы он под тяжестью не перевернулся.
За происходящим наблюдают на переднем плане у воды три журавля и своим клёкотом оповещают людей,собравшихся на противоположном берегу озера,о чудесном улове.С помощью светотеневых переходов мелкими штрихами создаётся атмосфера раннего утра с лёгким дуновением ветерка.Эту картину живой природы замыкают вдали селение и холмистая гряда.Стоит отметить,что ради придания большей значимости фигурам Рафаэль пошёл на нарушение классических канонов,и оба челна выглядят у него неестественно крохотными,но каким-то чудодейственным образом удерживаются на плаву под тяжестью рыбаков и обильного улова.
В сцене«Призвание апостола Петра»слева изображён Спаситель,облачённый в светлый паллиум,его правая рука и плечо обнажены.
Просветлённый лик спокоен и кроток;густые каштановые волосы ниспадают до плеч.Правой рукой он указывает склонившему пред ним колена Петру на стадо,словно говоря:«Паси овец моих»(Евангелие от Иоанна,гл.XXI,16,17).Столпившиеся позади Петра апостолы охвачены волнением и проявляют самые разные чувства,как у Леонардо в «Тайной вечере».Одни вопросительно смотрят друг на друга,недоумевая,почему Учитель призвал и вручил ключи Петру,который трижды отрёкся от него.Другие с умилением смотрят на явленного их взорам Спасителя,послушно принимая любое его деяние,а третьи спокойно принимают это решение.В этом картоне,более чем в других работах Рафаэля,особенно заметны влияние Мазаччо и его лепка объёмов светотенью,чего не избежал никто из мастеров Высокого Возрождения.
В картонах Рафаэля угадываются черты леонардовского Христа.Но в отличие от него Рафаэль поместил своего Христа не в центре картины,а с краю.Появившись на мгновение для передачи ключей Петру,Христос,кажется,готов снова исчезнуть,но при этом его стройная фигура несёт главную смысловую нагрузку и уравновешивает сгрудившихся в центре взволнованных апостолов.
В сцене «Исцеление хромого» налицо наметившийся отход от принципов классического стиля.
Действие развёртывается между витыми колоннами,а это один из часто встречающихся декоративных приёмов в эпоху барокко.Необычные на первый взгляд колонны играют важную связующую роль между заполнившими пространство людьми и архитектурой храма.Сама сцена чудодейственного исцеления написана с минимальной затратой движения жестов и мимики.Калека сидит на полу,не сводя умоляющего взгляда со стоящего перед ним Петра,который,молча взяв руку несчастного,пристально смотрит на него.Это противопоставление двух профилей и взглядов придаёт особое психологическое напряжение сцене,за которой со злобной завистью наблюдает из-за колонны другой хромой.Рядом с Петром стоит с ободряющим выражением на лице Иоанн,за его спиной видна голова священника,на лице которого неверие в чудо.Вокруг толпятся люди,выражающие живое участие к происходящему или полные равнодушия к чужому несчастью.
В качестве противовеса на картине слева помещены две детские фигурки,чья первозданная нагота олицетворяет чистоту и отзывчивость их души.В этом фрагменте отражена подлинная суть Рафаэля,человека и творца.
В XVII-XVIII веках особенно популярным был картон «Смерть Анания»,высоко оценённый Гёте,в котором классицизм Рафаэля всё отчётливее стал перерождаться в псевдоклассицизм.
Сюжет чрезвычайно труден для его воплощения изобразительными средствами,будь то краски или карандаш,поскольку речь идёт о каре,постигшей неправедного,который нарушил одну из священных заповедей.Рафаэль с блеском решает стоящую перед ним задачу,создав сцену,преисполненную драматизма.В центре на возвышении стоят на фоне колышущегося занавеса десять апостолов,на лицах которых написано осуждение поступка Анания.Тот справа на полу корчится в предсмертных муках,пугая людей диким воплем.Один из апостолов,подняв руку к небу,указывает, откуда пришла кара,а Пётр жестом как бы говорит согрешившему:«Господь тебя наказал».Жизнь продолжается,и справа виден скромный пейзаж с развесистым деревом,а слева ничего не ведающие прихожане делают пожертвования на храм.Над ними лестница,по которой поднимается Сапфира,жена осуждённого,жадно пересчитывая недоданные общине деньги.Композиция строго симметрична.Её нарушает корчившийся в судорогах как от удара молнии Ананий.Этой асимметрией достигается драматический накал повествования.
Когда Рафаэль увидел в Сикстинской Капелле шпалеры и взглянул на потолок расписанный Микеланджело,ему стало не по себе от такого сравнения.Насколько же проигрывало всё это златотканое тряпьё перед могучим спокойствием и благородством,которое излучали микеланджеловские пророки и сивиллы.Он дал себе слово больше не приходить в Капеллу,чтобы не испытывать разочарование.Ему до боли было досадно,что его картоны,в которые вложено столько чувства и старания,стали почти неузнаваемы,растворившись в обилии роскошного нитяного разноцветия с золотыми прожилками,от чего рябило в глазах.Ткачи додумались даже плащ Христа в сцене вручения ключей усыпать звёздочками. Большую безвкусицу трудно даже вообразить.
Когда смотришь на то,что осталось от былого великолепия,нельзя удержаться,чтобы не упрекнуть правящую власть и лично Льва X за его чрезмерную любовь к роскоши,из-за чего одно из лучших творений Рафаэля послужило для изготовления златотканых шпалер.Римские интеллектуалы не раз осуждали недалёкого папу за то,что он нагружал «любезного сына» заказами,недостойными его гения.Сколько декораций пришлось написать Рафаэлю для обожаемых папой феерических представлений,которые затем безжалостно уничтожались или замазывались!
ПРОДОЛЖЕНИЕ :
НАЧАЛО :
|