Москва, 2-ая Тверская-Ямская улица, д.20-22, +7 495 730-55-26
В Москве 27 мая открылся "Музей АЗ" - музей Анатолия Зверева (1931−1986).
«Лучший русский рисовальщик», по мнению Пикассо, — мастер привлекает особой магией. Впитать и уловить ее отныне можно в одном из самых необычных музеев русской столицы. Отправляемся на первую выставку!
АЗ — инициалы, подпись и символ Анатолия Зверева. «Самый известный советский экспрессионист», нонконформист, «русский Ван Гог», «Зверь», «один из главных представителей второй волны русского авангарда», «человек вне социума»… В коллекции его негласных званий — еще и высказывание Роберта Фалька: «Каждое прикосновение его кисти драгоценно».
Художник скитался, пил, рисовал не только красками, но и всем, что попадало под руку, включая варенье, свеклу, томатный соус и зубной порошок, и мог несколькими искрометными работами расплатиться за еду и выпивку. Истинно «богемный» образ жизни, но, главное — невероятная одаренность!
«Мост между прошлым и настоящим» — так еще называют Анатолия Зверева за соединение традиций русского авангарда начала 20 века и современных западных находок в изобразительном искусстве. Причем открытиям он не следовал — он их сам создавал.
Художник, которого исключили с первого же курса Художественного училища 1905 года «из-за внешнего вида», получил своеобразное «полуофициальное» признание на родине: его работы не выпускали за границу — их негласно выводили по «дип. каналам». И там, за рубежом, в 1965 году (немыслимо!) были организованы персональные выставки Анатолия Зверева в Париже и Женеве.
Работы художника имеются в коллекциях музеев и частных лиц в городах по всему миру,от Парижа и Лондона до Рима и Вашингтона. Кое-что есть и в Третьяковке. Но отныне самое большое собрание работ Зверева — в его «собственном» музее.
Коллекционные ценности
Небольшой трехэтажный особняк в центре Москвы, на 2-ой Тверской-Ямской улице — музей АЗ, — это частная инициатива. Проект и музей основали и с 2013 воплощали арт-
директор Наталья Опалева (генеральный директор Музея Анатолия Зверева) и галерист, ныне — куратор выставочных проектов музея Полина Лобачевская.
В последние годы преддверии открытия «настоящего» музея стараниями энергичных дам было проведено несколько выставок Зверева (мы подробно писали об одной из них, состоявшейся в прошлом году — «Анатолий Зверев. На пороге нового музея«). Собственно, с тех пор публика предвкушала скорое открытие музея!
В итоге фонд «Музея АЗ» составляют более 1500 работ Анатолия Зверева и около 500 произведений других нонконформистов: Оскара Рабина, Дмитрия Краснопевцева, Владимир Немухина и других.
"Там, за подписью АЗ - Я как раз!"
Первая выставка — это и первая «визитка», представление художника Анатолия Зверева в стенах «родного» отныне музея. В экспозиции представлены 40 работ, и это не только картины из собрания музея, но также и работы из различных частных коллекций. Автопортреты, (включая и знаменитый, в шапке-ушанке), портреты окружения, друзей и муз — на первых двух этажах.
«Я никогда не жил, я существовал. Жил я только среди вас» — сказал как-то Зверев о друзьях, которые его неизменно поддерживали.
Наконец, работы, посвященные необычайной, шальной любви к Оксане Асеевой — творческая вершина. 37-летний художник и 76-летняя вдова Н. Асеева (забытого поэта, когда-то отказавшего в работе), близкая подруга Маяковского, Есенина, блистательная дива Серебряного века, которой посвящена часть поэмы Хлебникова — об этой любви-поклонении-дружбе, («влечение не только к конкретному человеку, но к эпохе Серебряного века») сплетничали, судачили, и даже писали стихи. Пищи для пересудов было предостаточно: Зверев буйствовал, ревновал, устраивал скандалы… И — рисовал дивные портреты рыжеволосой молодой красавицы.
«Она называла его на французский манер — Анатоль. Он ее — Старухой. „Знаешь, как бывает: она сидит рядом — пластинка играет, я рисую. Встанет, уйдет — замолкла пластинка… Старуха, — ору, — немедленно сядь обратно!“… Она ему все прощала за талант» — писала Наталья Шмелькова, близко знавшая художника.