Фрида Кало
Фрида Кало "Я и мои попугаи" 1941
Фрида Кало (исп. Magdalena Carmen Frida Kahlo y Calderón, 6 июля 1907, Койоакан — 13 июля 1954, там же) — мексиканская художница, жена Диего Риверы.Ее картины висят в Лувре и Музее современного искусства в Нью-Йорке.
На творчество Фриды Кало очень сильно повлияло народное мексиканское искусство,где смешалась испанская и индейская культур.Коллекционировала старинные произведения прикладного искусства, даже в повседневной жизни носила национальные костюмы.
Фрида родилась в Мехико в 1907. Она третья дочь Гулермо и Матильды Кало. Отец — фотограф, по происхождению — еврей, родом из Германии. Мать — испанка, рождённая в Америке. Фрида Кало в 6 лет заболела полиомелитом, после чего осталась хромота.
17 сентября 1925 года автомобиль, в котором Фрида ехала со своим школьным другом, столкнулся с трамваем. Сломанный железный прут токосъемника трамвая воткнулся ей в живот и вышел в паху. Раздроблена тазобедренная кость, в трех местах поврежден позвоночник, сломаны два бедра, нога. Чтобы не сойти с ума от скуки в больнице, Фрида попросила кисть и краски. Она писала автопортреты: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».
"Фрида — деревянная нога" — жестоко дразнили ее сверстники.
А она наперекор всем плавала, играла с мальчишками в футбол и даже занималась боксом. На ногу натягивала по 3–4 чулка, чтобы выглядела, как здоровая,
Физический дефект помогали скрывать брюки, а после замужества — длинные национальные платья, какие до сих пор носят в штате Оахака и которые так нравились Диего. Впервые Фрида появилась в таком платье на их свадьбе, одолжив его у служанки.
Ее муж - Диего Ривера - был старше ее на двадцать лет. Талантливый, темпераментный, с огромным животом - Ривера служил отличной мишенью для шуток: в Академии его прозвали Пузаном, а Максимилиан Волошин - «Добрым Людоедом». Между тем Диего пользовался большим успехом у женщин и был женат несколько раз. Первой его женой была русская художница из Петербурга Ангелина Белова, потом Ривера увлекся другой русской, а его мексиканских любовниц никто даже не считал. И вот в 42 года он женится на 22-летней Фриде Кало.
В день свадьбы новобрачная появилась в длинном национальном платье, какие до сих пор носят в штате Оахака. Свадьба была по-богемному шумной: кутили весело, с разными милыми шутками, не очень-то церемонясь. Одна из бывших пассий Риверы при всех задрала невесте юбку и, показывая на ноги Фриды, пьяно кричала: «Вы только посмотрите, и вот на эти спички Диего променял мои восхитительные ноги»… Больше всего в жизни Фрида любила саму жизнь — и это магнитом притягивало к ней мужчин и женщин. Несмотря на мучительные физические страдания, он искрилась юмором, могла хохотать до изнеможения, подшучивать над собой, развлекаться и от души кутить. И только взяв кисть, позволяла себе думать о неизбежном. Она мечтала о ребенке, но страшная травма не позволила ей иметь детей. Три беременности — а это был настоящий подвиг в ее положении — закончились трагично. И тогда она стала рисовать детей. Чаще всего — мертвых. Хотя большинство ее картин, натюрмортов, пейзажей пронизаны солнцем и светом. Фрида была коммунисткой. Она вступила в мексиканскую компартию в 1928 году, но через год вышла из нее вслед за исключенным Диего Риверой. А через десять лет, верная своим идейным убеждениям, снова вступила в компартию. В ее доме на книжных полках стоят потрепанные, зачитанные до дыр тома Маркса, Ленина, работы Сталина, рядом — Зиновьев, изданный в 1943 году в Мехико, тут же — публицистика Гроссмана, посвященная Великой Отечественной войне, и совершенно неожиданная "Генетика в СССР". В спальне, в изголовье кровати, висят большие портреты основоположников марксизма-ленинизма и самых даровитых их последователей. В частности, Мао Цзедуна в красивой деревянной раме. увеличенная фотография, тоже в раме: Ленин выступает с трибуны на Красной площади перед уходящими на фронт красноармейцами. Инвалидная коляска стоит рядом с подрамником, на холсте незаконченный портрет Сталина. Вождь изображен суровым, с нахмуренными бровями, в белом парадном кителе, с одним золотистым маршальским погоном. Второй погон Фрида нарисовать не успела... Поврежденный позвоночник постоянно напоминал о себе. Периодически Фриде Кало приходилось ложиться в госпиталь, чуть ли не постоянно носить специальные корсеты. В 1950 году ей сделали 7 операций на позвоночнике, 9 месяцев она провела на больничной койке. Теперь она может передвигаться только в инвалидной коляске. Через два года — новая трагедия: ей ампутируют до колена правую ногу. И как утешение — в том же, 1953, году проходит первая персональная выставка Фриды Кало. Она счастлива. Она, как всегда, смеется. И чуточку подтрунивает над собой. Вот, мол, какая я знаменитость. Не хуже Риверы... А дома в крохотной спальне (ее трепетно берегут хранители "голубого дома") на потолке порхают большие яркие нарисованные бабочки — глядя на них, Фрида успокаивается, боли утихают, и она засыпает. Чтобы проснувшись, снова взяться за кисть.
Ни на одном автопортрете Фрида не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные черные усики над плотно сжатыми чувственными губами. Идея ее картин зашифрована в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Символика художницы, говорят искусствоведы, опирается на национальные традиции, тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Множество подлинных памятников древней культуры, которые Диего и Фрида собирали всю жизнь, находится сейчас в саду "голубого дома". Каменные идолы, такие же каменные животные схоронились под пальмами и кактусами. Тут и там выглядывают индейские маски. Здесь есть даже — редкость для иного этнографического музея — каменная плита с кольцом для игры в мяч — древняя и совсем небезобидная забава мексиканских индейцев: ведь капитан проигравшей команды приносился в жертву богам.
Малая пирамида, построенная внутри двора La Casa Azul
Фрида Кало умерла от воспаления легких, через неделю после того, как отметила свое 47-летие, во вторник 13 июля 1954 года. На следующий день близкие собрали ее любимые украшения, в том числе старинное, еще доколумбовых времен, ожерелье, дешевенькие простые вещицы из морских ракушек, которые она особенно любила, и положили все это в серый гроб, установленный в "Бельяс Артес" — Дворце изящных искусств. Гроб накрыли черным покрывалом, который спускался до самого пола, усыпанного красными розами. Одноклассник Фриды Кало - Артуро Гарсиа Бустос, как и она, увлеченный революционными идеями, принес красное знамя с серпом и молотом в центре белой звезды и положил его на гроб. Возник скандал, который быстро замяли, убрав знамя. Рядом с Диего Риверой стояли бывший президент Мексики Ласаро Карденас, известные художники, писатели — Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор.
При подготовке материалов использованы следующие источники: Фрида
Статья Александра Трушина, опубликованная на сайте : Фрида КАЛО
ЖИВОПИСЬ ФРИДЫ
"Автопортрет " 1922
"Автопортрет в бархатном платье" 1926
"Мигель Н. Лира" 1927
"Портрет Алисии Галант" 1927
"Алехандро Гомес Ариас" 1928
"Портрет Кристины, моей сестры" 1928
"Автопортрет - Время летит" 1929
"Автобус" 1929
"Портрет Вирджинии" (Маленькая девочка) 1929
"Две женщины" 1929
"Лупа Марин" 1929
"Портрет женщины в белом" 1930
"Автопортрет" 1930
"Лютер Бёрбанк" 1931
"Автопортрет на границе Мексики и Соединенных Штатов Америки" 1932
"Фрида в операционной" 1932
"Больница Генри Форда" (Летающая кровать) 1932
"Мое платье там или Нью-Йорк" 1933
"Автопортрет" 1933
"Всего-то несколько царапин!" 1935
"Мои бабушки и дедушки, мои родители и я" 1936
"Фуланг-Чанг и я" 1937
"Портрет Диего Ривера" 1937
"Память" (Сердце) 1937
"Автопортрет" (Посвящён Льву Троцкому) 1937
"Моя сиделка и я" 1937
"Я и моя кукла" 1937
"Плоды кактуса" 1938
"Фрукты Земли" (Fruits of the Earth) 1938
"Девочка в маске смерти" 1938
"Что мне дала вода" 1938
"Питайя" 1938
"Автопортрет с обезьянкой" 1938
"Четыре жителя Мексики" 1938
"Две Фриды" 1939
"Самоубийство Дороти Хейл" 1939
"Две обнаженные в лесу" 1939
"Автопортрет Фриды Кало с терновым венцом и колибри" 1940
"Сон" (Кровать) 1940
"Автопортрет посвященный Сигизмунду Файрстоуну" 1940
"Автопортрет с обрезанными волосами" 1940
"Автопортрет с косами" 1941
"Лука Мария, девочка из Теуакана" 1942
" Автопортрет с обезьянами" 1943
"Думая о смерти" 1943
"Автопортрет в образе Техуаны" 1940-1943
"Сломанная колонна" 1944
"Портрет Наташи Гельман" 1943
"Корни" 1943
"Фантазия" 1944
"Portrait of Dona Rosita Morillo" 1944
"Маска" 1945
"Автопортрет" 1945
"Моисей или Ядро сознания" 1945
"Цыпленок" 1945
"Магнолии" 1945
"Безнадежность" 1945
"Дерево надежды, стой прямо!" 1946
"Раненый олень" 1946
"Автопортрет с распущенными волосами" 1947
"Солнце и жизнь" 1947
"Автопортрет" 1948
"Объятия вселенской любви" 1949
"Дружеские объятия вселенной, Я и Синьйор Холотл" 1949
"Портрет моего отца" 1951
"Натюрморт" 1951
"Кокосы" 1951
"Марксизм подарит больным здоровье" 1954
"Автопортрет со Сталиным" 1954
"Viva la vida" 1954
"Автопортрет, посвященный Доктору Элоессеру" 1940
Диего Ривера ~ Фрида Кало (Diego Rivera ~ Frida Kahlo)
• В искусстве я не любитель и не знаток, я просто девушка, которой нужно работать, чтобы жить.
• В моём безумии я прошу у тебя неистовства, и ты даруешь мне благодеяния, твой свет и твоё тепло.
• Всеобъемлющий, мудрый и любящий праздник, который охватил бы всю поверхность Земли, он без устали борется за то, чтобы этот праздник мог осуществиться, отдает всё, что может: свой гений, своё воображение, слова и дела, каждую минуту он борется за то, чтобы из человека улетучились глупость и страх.
• Вся моя жизнь в тебе, но насладиться этой жизнью я не смогу никогда.
• День, час и каждая минута были бы моими и одновременно принадлежали бы всему миру, тогда моё безумие больше не было бы способом уйти в работу, спасаясь от тех, кто хочет удержать меня в своей власти.
• Зелёный, мягкий, ласковый свет.
• Знать, что я, вне страха, вне времени, вне волшебства, затаилась в твоём страхе, в твоей тревоге, в биении твоего сердца, если я и просила тебя об этом, то была безумна, это было бы лишь шорохом в твоем молчании.
• Комплименты мне не нужны, мне нужны советы знающего человека.
• Моя живопись не революционна, зачем мне уговаривать себя, будто мои картины зовут к борьбе?
• Моя живопись несёт с этим сообщение боли.
• На запотевшем стекле я пальцем рисовала дверь, и через эту воображаемую дверь, полная радостного нетерпения, ускользала из комнаты.
• Наиболее смешная вещь в мире это трагедия.
• Нет ничего дороже смеха, с его помощью можно оторваться от себя, стать невесомой.
• Никто ни с кем не разлучается, никто не борется за себя одного, всё это один и в то же время все вместе.
• Очень хочется заниматься живописью, но не так, как раньше, хочется, чтобы она приносила пользу, ведь до сих пор я только и делала, что изображала собственную персону, а это совсем не то искусство, которое может быть полезно партии.
• Праздник формы, цвета, движения, звука, понимания, познания, чувства.
• Пройдя сквозь букву о, на вывеске, я спускалась к центру Земли, где меня всегда поджидала воображаемая подруга.
• Раньше я была ребячливой и кокетливой, теперь буду ребячливой и ни на что не годной, а это гораздо хуже.
• Революция это гармония формы и цвета, всё движется и остаётся на месте, повинуясь одному закону, имя ему жизнь.
• Среди множества азиатских лиц всегда будет мелькать моё лицо, типично мексиканское, смуглое, с тонкими безукоризненно правильными чертами, тогда негры тоже будут свободны, они такие красивые и отважные.
• Тревога, горе, наслаждение, смерть, это по сути один и всегда один способ существовать.
• Это так истинно, что я не могу ни говорить, ни спать, ни слышать, ни желать чего-либо.
• Я всего лишь винтик в сложном революционном механизме народов, работающем на дело мира, меня породили молодые народы, русский, советский, китайский, чехословацкий, польский, с которыми я связана кровными рами так же, как и с индейцами Мексики.
• Я желала бы стать той, кем я хочу стать, по другую сторону завесы безумия.
• Я осталась жива, и вдобавок мне есть ради чего жить, ради живописи.
• Я представляю себе мир, где он хотел бы жить, как большой праздник, в котором участвовали бы все живые существа и всё, что есть вокруг, от людей до камней, а также солнца и тени, и всё это взаимодействовало бы с ним, с его пониманием красоты и с его творческим гением.
• Я уже не помню её лица, не помню, какого цвета у неё были волосы, но помню, что она была весёлая, много смеялась, негромким смехом, она была ловкая, танцевала так, словно ничего не весила, а я танцевала с ней и рассказывала ей все мои секреты.
• Я целыми днями собирала бы цветы в букеты, я писала бы красками горе, любовь, нежность, я равнодушно сносила бы глупость других, и все говорили бы бедная сумасшедшая, я построила бы свой мир, и, пока я жива, он был бы в согласии со всеми остальными мирами.
Фрида Кало
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/2870220/post213062370 |