«Человечество вечно суетится. Но когда кому-то из нас удается остановить наше неугомонное и ненасытное в делах суеты внимание, мы оказываемся во власти живописи.» Анатолий Зверев
Анатолий Тимофеевич Зверев родился 3 ноября 1931 в Москве. Отец--инвалид Гражданской войны, мать--рабочая. В 23 года он поступил в Московское областное художественное училище памяти 1905 года, но получить в нем полное образование ему не удалось--- был исключен за богемно-анархическое поведение.
Дальнейшее образование он получил и сформировал свой эстетический вкус, самостоятельно изучая полотна западного европейского искусства в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Во время Московского международного фестиваля молодежи и студентов в 1957 знаменитый мексиканец Давид Сикейрос на художественной выставке вручил молодому художнику Золотую медаль. В 1965 в Париже состоялась выставка картин Зверева в галерее Мот, организованная дирижером Игорем Маркевичем. Восхищенный Пабло Пикассо, увидев работы Анатолия Зверева на выставке, назвал его "лучшим русским рисовальщиком".
Автопортрет 1957
Дома. 1950-е
Пейзаж. 1957
Но жизнь Анатолия Зверева была судьбой «неустроенного» гения --- такими были Ван Гог, Модильяни, Пиросмани... Бесбытие, непристроенность, пристрастие к алкоголю...
Сосны. Николина гора. 1968
Многие свои картины он создавал буквально за минуты. Он импровизировал вне зависимости от того, чем работал, акварелью, маслом или карандашом. Как отмечают современники, сама импровизация превращалась в акт искусства своеобразный хэппенинг, который завершался стремительной подписью-росчерком. На протяжении очень долгого времени Анатолий Зверев отдавал свои рисунки бесплатно любому, кому они понравились.
"Настоящий художник, даже если у него нет и одной краски, должен уметь рисовать при помощи кусочка земли или глины", - говорил обычно Зверев.
Женщина с ведром. 1950-е
Розовая обнаженная. 1965
Дон Кихот
Храм
Молодая женщина. 1978
Сидящая девушка
Лангуста и пиво
В 2009 на телеканале Культура был показан фильм об Анатолии Звереве – «Садись, дедуля, я тебя увековечу»
Художник-одиночка, лидер нонконформизма, мастер стихийной, стремительной импровизации. Анатолий Зверев за одну ночь мог создать до ста графических листов. Предполагают, что творческое наследие Зверева составляет 30 тысяч произведений.