Русская живопись - это огромный удивительный мир талантливых художников, прославивших своими творениями Россию. Один из наиболее талантливых и выдающихся мастеров живописи XIX века - это Иван Константинович Айвазовский (1817-1900), русский живописец. Маринист. Сын мелкого торговца-армянина по фамили Айвазян, некоторые его картины подписаны на армянском языке, «Ованес Айвазян». Учился в петербургской Академии художеств (1833-37) у М. Н. Воробьёва. С 1845 жил в Феодосии. Произведениям Айвазовского, изображающим море, корабли, борющиеся с волнами, передающим романтические эффекты освещения, присущи эмоциональная приподнятость, тяготение к героике и пафосу ("Девятый вал", 1850, ГРМ). Очевидец военных манёвров Черноморского флота, Айвазовский посвятил многие картины подвигам русских моряков ("Чесменский бой", "Наварринский бой" - обе 1848, Феодосийская картинная галерея имени Айвазовского). В лучших поздних работах ("Чёрное море", 1881, ГТГ), сдержанных по цвету, Айвазовский пользуется тонкими градациями светотени для более точной и естественной передачи различных состояний морской стихии, движения волн и света. Каждый из нас видит мир таким, каков он сам. Жизнь Ивана Константиновича была полна ярких событий, талант его был удивителен, а слава необычайна. Но одно лишь море владело его душой безраздельно. Живое и изменчивое, безостановочно и мгновенно переливающееся обилием эффектных форм и поразительных красок, море было полностью созвучно порывистой, импульсивной, искренней натуре художника. А картины художника по-прежнему неизменно поражают и восхищают новые и новые поколения зрителей, внося в их души пронзительность, энергию, неудержимую мощь и бесконечную глубину живой природной стихии. Взяв за основу лучшие традиции русских и зарубежных пейзажистов и маринистов, Иван Константинович Айвазовский создал свою собственную уникальную традицию и школу. Среди его современников не было другого живописца, способного столь естественно и гармонично передать живую энергетику моря, его вечную изменчивость, многообразие форм и состояний. Творческое наследие мастера огромно. Им было написано около шести тысяч картин, в число которых помимо морских и природных пейзажей вошел ряд портретов, рисунков и акварелей. Его полотна находятся во многих крупнейших музеях мира, украшают частные коллекции. Трудно переоценить тот вклад, который внес художник Айвазовский в сокровищницу русской и мировой живописи, в историю развития человеческой культуры.
7 знаменитых картин Ивана Айвазовского
«Вид Константинополя и Босфора» (1856)
В 2012 году на британском аукционе Sotheby’s был установлен новый рекорд для картин российского мариниста. Полотно под названием «Вид Константинополя и Босфора» было продано за 3 миллиона 230 тысяч фунтов стерлингов, что в переводе на рубли составляет более 153 миллионов.
Назначенный на пост художника Адмиралтейства в 1845 году, Айвазовский в составе Средиземноморской географической экспедиции посетил Стамбул и острова греческого архипелага. Столица Османской империи произвела на художника неизгладимое впечатление. За несколько дней пребывания он сделал десятки эскизов, многие из которых легли в основу будущих картин. Более чем через 10 лет по памяти, как и большинство своих полотен, Иван Айвазовский восстановил вид константинопольского порта и мечети Топхане Нусретие.
«Американские суда у скалы Гибралтара» (1873)
До апреля 2012 года самой дорогой из картин Ивана Айвазовского оставалась работа «Американские суда у скалы Гибралтара», проданная в 2007 году с аукциона Christie’s за 2 миллиона 708 тысяч фунтов.
Эту картину Айвазовский также писал по памяти. «Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запомнить их, и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину», — так художник формулировал свой творческий метод.
Гибралтарская скала была написана Айвазовским через 30 лет после того, как он побывал в британской колонии. Волны, корабли, моряки, борющиеся со стихией, сама розовая скала – плод фантазии художника, работавшего в своей тихой мастерской в Феодосии. Но, выдуманный, пейзаж выглядит донельзя правдиво.
«Варяги на Днепре» (1876)
Третье место среди коммерческих успехов Айвазовского занимает картина «Варяги на Днепре», ушедшая с молотка в 2006 году за 3 миллиона 300 тысяч долларов.
Сюжет картины – путь варягов по главной торговой артерии Киевской Руси, Днепру. Обращение к героическому прошлому, редкое для творчества Айвазовского, — это дань романтической традиции. На переднем плане картины – ладья, на которой стоят сильные и отважные воины, и среди них, судя по всему, сам князь. Героическое начало сюжета подчёркивается вторым названием картины: «Варяжская сага – путь из варяг в греки».
«Вид Константинополя» (1852)
Четвёртый миллионер кисти Айвазовского – «Вид Константинополя», ещё одна картина, написанная по впечатлениям от поездки 1845 года. Её цена составила 3 миллиона 150 тысяч долларов.
Вскоре после окончания Крымской войны Айвазовский возвращался из Парижа, где состоялось открытие его персональной выставки. Путь художника лежал через Стамбул. Там он был принят турецким султаном и пожалован орденом «Нишан Али» IV степени. С тех пор завязалась тесная дружба Айвазовского с константинопольцами. Он приезжал сюда не раз: в 1874, 1880, 1882, 1888 и 1890 годах. Здесь проходили его выставки, он встречался с правителями Турции и получал от них награды.
«Исаакиевский собор в морозный день» (1891)
Картина «Исаакиевский собор в морозный день» была продана на аукционе Christie’s за 2 миллиона 125 тысяч долларов в 2004 году. Это один из редких городских пейзажей художника-мариниста.
С Петербургом была связана вся жизнь Айвазовского, хотя родился и большую её часть он прожил в Крыму. В Петербург он переезжает из Феодосии в 16 лет, чтобы поступить в Академию художеств. Вскоре, благодаря своим успехам, молодой живописец завязывает знакомства с ведущими художниками, писателями, музыкантами: Пушкиным, Жуковским, Глинкой, Брюлловым. В 27 лет он становится академиком пейзажной живописи Петербургской Академии художеств. И затем, в течение жизни, Айвазовский регулярно приезжает в столицу.
«Константинополь на заре» (1851)
Шестое место занимает ещё один вид Константинополя, на сей раз «Константинополь на заре». Он продан был в 2007-м за 1 миллион 800 тысяч долларов. Эта картина является самой ранней из «константинопольских миллионерш» Айвазовского.
Российский маринист довольно скоро получил признание в Европе и Америке как состоявшийся мастер пейзажа. Особенные отношения его связывали с извечными военными соперниками России, турками. Но дружба продолжалась до 90-х годов, когда султан Абдул-Гамид развернул в Константинополе и по всей стране геноцид против армян. Многие из беженцев скрывались в Феодосии. Айвазовский им оказывал всяческую помощь, а награды, полученные от турецкого правительства, демонстративно бросил в море.
Главная тема творчества Айвазовского – противостояние человека и стихии. Самое знаменитое его полотно, «Девятый вал» — только седьмое по стоимости. В 2005 году оно было продано за 1 миллион 704 тысячи долларов.
В центре сюжета – несколько моряков, которые спаслись во время бушевавшей всю ночь бури. Она в щепки разметала корабль, но они, уцепившись за мачту, остались в живых. Четверо держатся за мачту, а пятый в надежде цепляется за товарища. Восходит солнце, но испытания моряков не окончены: надвигается девятый вал. Последовательный романтик, Айвазовский на этой ранней работе показывает упорство людей, сражающихся со стихией, но бессильных против неё.
Григорий Саблин
|