Сегодня день святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Одна из древнейших икон России из Софийского собора Великого Новгорода (середина XI в.) Апостолов, без которых не было бы христианской Церкви.
Их веры и сила проповеди были настолько сильны, что иудеи до сих пор считают, что истинным основателем христианства является именно апостол Павел.
На иконах они обычно изображаются вместе, иногда даже обнявшимися. Хотя на самом деле при жизни они встречались очень редко - на Иерусалимском соборе в 51 году, первом соборе Церкви, в пути из Коринфа в Рим (2 Тим.4:10), возможно, еще где-то.
Их послания сегодня неотъемлемая часть Священного Писания (только апостол Павел написал четырнадцать посланий), их жизни – образ и подобие жизни Учителя, за которого оба они приняли мученическую кончину в одном, 69-м, году (хотя по поводу даты есть и другие мнения). Апостолу Павлу, как римскому гражданину, которого нельзя было предать смерти раба на кресте, отсекли голову. Апостола Петра распяли вниз головой по просьбе самого апостола. Он настолько чтил Христа и настолько был смиренен, что посчитал недостойным для себя быть казненным так же, как и Учитель.
Апостолы Петр и Павел неустанно проповедовали, помня слова "...идите, научите все народы..." (Мф. 28.19). Апостол Павел считал, что для него важнее проповедовать, нежели крестить. И, говоря словами святого Иоанна Златоуста, «заквасили всю вселенную» только одним своим словом. Своим словом они показали, насколько сильна может быть вера обычного человека. Своей жизнью они явили, как слаб может быть человеческий дух и сколь неисповедимы пути Господни. Апостол Петр накануне страданий, когда Господь прощался со Своими учениками на Тайной Вечере, восклицал: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» - и уже через день трижды отрекся от Учителя: «Не знаю Человека Сего, о Котором говорите» (Мк. 14. 66-72) и, «выйдя вон, плакал горько» (Мф. 26. 75). А апостол Павел был гонителем христиан Савлом, преследовал последователей Христа и заточал их в тюрьмы, но когда встретился со Христом – то пошел за ним и стал самым ревностным его проповедником.
Петр был человек семейный, имел жену и дочь, Павел жил один, Петр был простым рыбаком, Павел – римским гражданином, Петр пришел ко Христу одним из первых, Павел последним, Петр видел Христа постоянно, Павел всего один раз. Такие разные судьбы, но разве это имеет значение, когда «все и во всем Христос», когда «ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе». (1 Рим.38.39) Святой Иоанн Златоуст говорит об апостоле Павле: "Я не найду слов, чтобы описать, какой любовью к людям пылало сердце этого великого апостола. Его любовь была шире океана, она была ярче и жарче любого огня". Пройдут сотни лет, как прошло два тысячелетия, а люди будут повторять слова апостола Павла о любви, будут стремиться к той любви, которая была у апостола Петра и горько плакать об ее утрате, ибо апостолы навсегда задали ту планку, к которой нужно стремиться всю жизнь.
Святые апостолы Петр и Павел погибли в Риме. Апостол Петр прибыл в Рим в 67 году, проповедовал, написал там второе соборное послание. С началом страшных гонений Нерона, поддавшись на уговоры учеников, апостол решил уйти из Рима, но, выйдя за границы города, на древней Аппиевой дороге святой Петр встретил Христа и спросил «Господи, камо грядеши» (куда идешь) и Господь сказал: «Иду в Рим, чтобы снова распяться». На месте этой встречи сейчас стоит храм, который так и называется «Domine, Quo Vadis?». В нем хранился камень, на котором отпечатались стопы Христа. Апостол вернулся в Рим, где его схватили и посадили в тюрьму и затем распяли на Ватиканском холме и здесь же он был погребен священномучеником Климентом Римским и другими учениками. Когда в Рим прибыл апостол Павел, неизвестно. По преданию, незадолго до гибели, апостолы Петр и Павел встретились и простились – сегодня на этом месте стоит храм Петра и Павла. Апостола Павла казнили мечом близ Рима, в местности, которая называется Сальвийские воды. Над гробницей апостола Петра и над гробницей апостола Павла уже в первые века были поставлены храмы.
Когда в 1941 г. в подклете собора св. апостола Петра проводились раскопки, на месте погребения апостола была найдена плита с краткой надписью на греческом языке: «Петр здесь».
Гробница апостола Петра в наши дни.
Несколько лет назад итальянские археологи исследовали саркофаг, в котором был погребен апостол Павел и впервые открыли саркофаг для обозрения. Надпись на крышке гроба гласит: «Paolo Apostolo Martyr» («Павел апостол, мученик»).
Гробница апостола Павла в наши дни.
Гробница апостола Петра в наши дни. Видна стенка саркофага, в котором погребен апостол Павел.
В стенках саркофага есть отверстия, в которые древние паломники могли засовывать кусочки ткани, чтобы прикоснуться к святыне. Через отверстие в саркофаге был введен зонд, с помощью которого были обнаружены следы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет, пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна. В гробнице был также и красный ладан». Кроме того, были найдены мельчайшие фрагменты костей, которые были подвергнуты исследованию экспертами, не знавшими об их происхождении. И, согласно результатам, они принадлежат человеку, жившему между I и II веком. «Это подтверждает единодушную и бесспорную традицию, согласно которой речь идет об останках апостола Павла», - заявил Папа Римский Бенедикт XVI.
Избранная мной тема — богословие смерти — должна представляться по меньшей мере странной в отношении к общему замыслу коллоквиума. Но я думаю, что именно она открывает очень важный, если вообще не самый существенный аспект социальной мысли Отцов, социальной мысли Церкви, который современные обсуждения обычно оставляют в стороне. Это касается как предмета мысли, то есть смерти и умерших, так и формы её выражения — литургической поэзии...
Небольшое пояснение:
При нажатии в верхнем правом углу на круговые стрелочки выскакивает календарь. Рядом с названием месяца есть стрелочки (← →), нажимая на которые мы передвигаем календарь вперед (в будущее) или назад (в прошлое). А нажав на календаре какое-либо число, мы увидим характеристики этого дня - какого святого почитает церковь в этот день, каков режим питания православного человека - есть ПОСТ или нет, прочтем "Мысли на каждый день Святителя Феофана Затворника".
«Как жить?» — слышался старцу со всех сторон этот весьма важный вопрос. Он по своему обыкновению отвечал в шутливом тоне: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Такой тон старцевой речи вызывал часто улыбку на уста легкомысленных слушателей. Но если серьезно вникнуть в это наставление, то каждый увидит в нем глубокий смысл...