Францисканец Одорико де Порденоне и иезуит Антонио де Андраде
Францисканец Одорико де Порденоне (Odorico de Pordeone, 1265 - 1331 ) совершил путешествие в страны Востока в 1316—1330 годах. Итальянцем он был лишь наполовину, сам себя называл богемцем, вероятно, отцом его был один из чешских колонистов. После долгих скитаний по странам Ближнего Востока, землям Индии, Цейлона, Индонезии, Китая в 1328 году Одорико де Порденоне из Китая направился в Тибет. Чех побывав в Лхасе, затем он через Хотан выбрался на Великий шелковый путь и далее через тяньшаньские перевалы направился в Хорасан. В начале 1330 года францисканец возвратился в Италию. До Одорико де Порденоне ни один европеец не был в Тибете, и то, что он рассказывает о посещении Тибета и столицы страны Лхасы, доступ в которую европейцам был запрещен вплоть до 1904 года, имеет огромное историческое значение.
Первым европейцем, который смог добраться до Индии морским путем, был португальский исследователь Васко де Гама, он приплыл на юго-западное побережье Индии в 1598 году. Вслед за ним в стране появились миссионеры-иезуиты. Вскоре до них дошли слухи о христианах, живущих где-то на севере Индийского субконтинента, в Гималайских горах или на Тибетском нагорье. Естественно, иезуиты были готовы вступить в контакт с этими предполагаемыми единоверцами.
Иезуитский миссионер Антониу де Андраде (Antоnio de Andrade, 1520 - 1634) был священником и исследователем из Португалии. Он вошел в Общество Иисуса еще в 1596 году, а в период 1600 - 1624 годов был главным миссионером в Индии. Антониу де Андраде был первым европейцем, который из Индии пересек Гималаи и достиг Тибета в августе 1624 года. По возвращению из Тибета он создан миссионерский центр в Chaparangue и до 1627 года еще два раза посещал Тибет. Прожив в стране в течение одного года, он выучил тибетский язык и в полной мере понимал местные религии. 12 апреля 1626 года был заложен краеугольный камень для первой христианской церкви в Тибете. Свои впечатления о Тибете о тибетском буддизме португалец изложил в двух книгах, которые опубликовал в Испании и Франции. По одному экземпляру книги были доставлены Далай-ламе.
Шамбала. Тибетский рисунок
Антониу де Андраде никогда не упоминал название Шамбала в качестве физического или мифического места. Впервые легенду о Шамбале европейцы узнали от португальских миссионеров. Иезуиты Стефан Каделла (Stephen Cacella) и Джон Кабрал (John Cabral) посетили Лхасу в 1628 году, в Тибет они попали с территории современной Бангладеш, продвигаясь по реке Брахмапутра. На отдельных участках Тибетского нагорья река называется Цангпо. В Тибете они услышали легенду о волшебной стране Xembala, то есть о Шамбале, скрытой от посторонних глаз где-то в Гималаях. Эта страна населена мудрецами и могущественными магами. Знания, которыми они обладают, дают власть над миром. И в будущем воины Шамбалы придут на помощь человечеству и станут победителями в последней битве между силами света и тьмы на земле. Так Европа впервые услышала о Шамбале. Она была страной, расположенной в физическом мире, а не в какой-либо вымышленной области. Стефан Каделла сообщил из Бутана, что Xembala граничит с Тибетом, Софо (Монголия) и Cathay (Китай). То есть эта легендарная страна располагалась на территории современных пустынь Гоби и Такла-Макан, к северу от Тибетского плато.
Монастырь в Ладакхе
Гробница Чомы де Кёрёши в Дарджилинге и надпись на его могильной плите
Есть свидетельства о существовании Шамбалы и в более близкую к нашей историческую эпоху. В существовании такой страны не сомневался венгр Чома де Кёрёш (1784 - 1842), филолог-востоковед из Трансивании, Румыния. Учился он в Вене, Гейдельберге и Гёттингене, слушал лекции по антропологии, изучал восточные языки, был способен читать на семнадцати языках, на многих из них свободно говорил. Затем Чома де Кёрёшувлёкся задачей найти корни венгерского народа в Азии, в 1820 он отправился на восток и после множества трудностей прибыл в Ладакх. Здесь он изучил тибетский язык под руководством учёного ламы. Он автор первого тибетско-английского словаря и грамматики и переводчик буддийских текстов. Часто называется основателем научной тибетологии. Чома де Кёрёш, проведший в одном из буддийских монастырей около четырех лет с 1827 по 1830 год, пришел к выводу, что Шамбала действительно существует. Он даже обозначил ее координаты - от 45° до 50° северной широты. В 1831 году Чома де Кёрёш поселился в Калькутте и подготовил здесь свой словарь и грамматику тибетского языка, а также каталогизировал тибетские книги в библиотеке Азиатского общества в Калькутте. Он умер в Дарджилинге на пути в Лхасу и похоронен в Дарджилинге. Его могила является местной достопримечательностью. В 1933 этот венгр был причислен в Японии к лику буддийских святых - бодхисатв, а в буддийском университете Токио ему воздвигнут памятник. В Венгрии действует Общество Чома де Кёрёши, которое объединяет исследователей тибетского языка и литературы, буддизма и истории Центральной Азии.
Монастырь Ташилунпо в Шигадзе, Тибет
Вот как описывает Шамбалу в нынешней пустыне Гоби теософ, писательница, путешественница и философ Елена Блаватская (Helena Blavatsky, 1831 - 1891). Она была выходцем из России, но основные сочинения написала по-английски, по отцу принадлежала к прибалтийскому немецкому роду Ган, а по материнской линии ее предки через Михаила Черниговского восходят к основателю государственности на Руси - Рюрику. С 1848 по 1875 год Елена Блаватская совершила практически трехкратное кругосветное путешествие. Её знакомство с тибетским буддизмом не было поверхностным. Елена Блаватская три года прожила в Тибете, бывала в Лхасе, несколько лет обучалась в Ташилунпо и хорошо знала Панчен-ламу VIII Tenpai Wangchuk, долго жила в доме своего учителя в горах Каракорума и с его помощью получила доступ в несколько ламаистских монастырей, которые ранее никогда не посещал европеец. Она хорошо была знакома с ламаистским учением, для чего ей потребовалось получить посвящение. Позже в Нью-Йорке Елена Блаватская основала Теософское общество, одной из главных целей которого было образовать ядро Всемирного Братства. Вот ее слова о Шамбале: "Когда-то там было обширное море. На острове жили представители третьей расы. Эти люди могли одинаково легко жить в воде, воздухе или огне, ибо обладали неограниченным контролем над элементами. Общение с этим островом происходило не морем, а через подземные пещеры. В тибетских книгах упоминается, что гибель этого моря обусловлена катастрофой, произошедшей в Гималаях и в районе пустыни Гоби".
В битву за Шамбалу включились пять государств - России, Великобритании, Германия, Китай и Япония. В 1893 году российскому императору Александру III был представлен план колонизации Монголии, Маньчжурии и Тибета, его автором был Петр Бадмаев (1849-1920), знаменитый востоковед, врач и политический деятель. Он был по происхождению монголом, семья по женской линии восходила в восьмом колене к роду Чингисхана. Петр Бадмаев получил прекрасное образование, он закончил с отличием восточный факультет Петербургского университета и Военно-медицинскую академию, служил в Азиатском департаменте МИДа. Петр Бадмаев предложил продлить Транссибирскую железнодорожную магистраль от Бурятии через Внешнюю и Внутреннюю Монголию до китайской провинции Ганьсу на границе с Тибетом. По завершении строительства железной дороги с помощью бурят планировалось организовать в Тибете восстание, которое могло бы послужить поводом для вхождения Тибета в состав России. План был поддержан министром финансов графом Сергеем Витте, император Александр III приказал выдать два миллиона, в Петербурге была организована частная компания - торговый дом "Бадмаев и К". После смерти Александра III Петр Бадмаев стал личным врачом его наследника императора Николая II (1894–1917), который поддержал деятельность компании в части колонизации Маньчжурии, строительства через Маньчжурию к Тихому океану КВЖД и развитие незамерзающего порта Порт-Артура, за контроль над которым боролись Россия и Япония. После революции 1917 года Петр Бадмаев не стал эмигрировать, хотя японский посол в Петербурге предлагал принять ему японское подданство и гарантировал беспрепятственный выезд с семьей в Японию, был арестован новыми властями, сидел в знаменитых Крестах.
Храм Калачакры в Санкт-Петербурге
Но ключевой фигурой в становлении связей России и Тибета был Агван Доржиев (1854—1938), философ, дипломат, реформатор российского буддизма, учитель Далай-ламы –XIII. Он был бурятом по происхождению, подданным Российской империи и стал единственным тибетским ламой-иностранцем. Агван Доржиев учился в Урге в знаменитом Гоман-дацане при монастыре Дрепунг, одном из трёх главных монастырей Лхасы, получил блестящее богословское образование, имел высшую философскую учёную степень. Он состоял при Далай-Ламе XIII, обучал его буддийской философии и литературе, это позволило впоследствии стать одним из его ближайших советников и крупной фигурой в тибетском теократическом правительстве. По возвращении в Тибет Агван Доржиев фактически стал первым министром двора Далай-ламы XIII, всюду его сопровождал, служил молебны, заведовал финансами страны. С дипломатическими поручениями Агван Доржиев посетил Монголию, Китай, Россию, Индию, Цейлон, Японию, Германию, Италию, Великобританию. В условиях усиления позиций Великобритания и Китая в Тибете, он убедил Далай-ламу обратиться к России за военной поддержкой. Доржиев сказал Далай-ламе, что Россия и есть Шамбала, а царь Николай Второй является реинкарнацией ламы Цонкапы. После встречи с императором Николаем II, инициировал строительство буддийского Храма Калачакры в Санкт-Петербурге, создал буддийское духовное училище и академию в Калмыкии, основал несколько дацанов и школ в Калмыкии и Бурятии, открыл издательство в Санкт-Петербурге и типографию в Шолотском дацане. В Бурятии Доржиев известен как реформатор монгольского вертикального письма, приспособленного к бурятскому языку, составитель бурятского письма вагиндра. В 1929 году деятельность буддийской церкви Забайкалья была запрещена новым антирелигиозным законом. В 1937 году Агван Доржиев был арестован в Бурятии, умер в тюрьме.
Слева направо - Яков Блюмкин, Глеб Бокий, Александр Барченко
С установлением коммунистической диктатуры в России поиск Шамбалы не прекратился. Считалось, что Шамбала уцелела во времена Всемирного потопа и населяющие ее монахи до наших дней сохранили тайны бессмертия и управления временем и пространством. Большевики с идеей мировой революции не могли не заинтересоваться поисками этой загадочной страны. Организацией экспедиций занимался специальный отдел ОГПУ, которым руководил комиссар государственной безопасности и один из создателей ГУЛАГа Глеб Бокий (1879 - 1937). Этот советский палач больше известен как создатель Соловков, первого коммунистического концлагеря. Но Глеба Бокия заинтересовала и Шамбала, привлекала возможность поставить тайное знание на службу социализму. Осуществлялась подготовка к экспедициям в недрах секретной лаборатории нейроэнергетики в здании Московского энергетического института, которую возглавлял нейрофизиолог и писатель Александр Барченко (1881 – 1938). Еще в 1921 – 1923 годах он возглавлял экспедицию на Кольский полуостров с целью поисков следов древней Гипербореи и таинственного камня с Ориона. Секретная лаборатория при спецотделе Глеба Бокия просуществовала с 1923 по 1937 год,
Весной и летом 1925 года Глеб Бокия и Александр Барченко уже были активно заняты подготовкой экспедиции в Шамбалу. Решение о подготовке секретной экспедиции в Гималаи было принято Феликсом Дзержинским, руководителем ВЧК-ГПУ. Поиск Шамбалы и магических знаний был главной целью экспедиции. На ее реализацию из денег ОГПУ было выделено 100 тысяч золотых рублей (600 000 долларов), а базой для подготовки стала дача в подмосковном поселке Вервья. Будущие участники экспедиции изучали там английский язык, язык урду, а также осваивали верховую езду. Хотя решением политбюро экспедиция в Шамбалу была отложена, Глеб Бокий в августе 1925 года направляет своего агента в Гималаи, им был Яков Блюмкин (Симха-Янкев Гершевич Блюмкин, 1900 - 1929) - террорист еврейского происхождения, советский разведчик, фаворит Дзержинского и Троцкого, возможный организатор убийства Сергея Есенина, резидент ОГПУ в Константинополе. Но первостепенным делом неугомонный террорист считал для себя поиски Шамбалы с ее запасом научных знаний, которые он намеревался использовать во благо мировой революции.
Яков Блюмкин в облике тибетского ламы присоединился к Центрально-Азиатской экспедиции Николая Рериха (1874—1947), выполнявшей задания ОГПУ и тоже нацеленной на Шамбалу. Осенью1925 года он прибыл в столицу княжества Ладакх. ОГПУ использовало Якова Блюмкина в качестве одного из главных координаторов Тибетской миссии по свержению Далай-ламы XIII, неугодного СССР. Николай Рерих восхищался эрудицией Блюмкина, делал неоднократные записи о нём в своем дневнике. Все советские организаторы экспедиции в Шамбалу плохо кончили. Якова Блюмкина большевики расстреляли в 1929 году как троцкиста, Глеб Бокий был расстрелян в 1937 году, а Александр Барченко получил свою пулю в 1938 году в Лефортовской тюрьме.
Художник Николай Рерих (1874—1947)
Сейчас представители рериховских организаций отрицают факт совместной экспедиции Якова Блюмкина и Николая Рериха, более того, родственники художника и Международный центр Рерихов в Нью-Йорке не признают связи Николая Рериха c нашей политической разведкой. Материалы о Рерихе и его экспедиции находятся в архивах Службы внешней разведки России, рассекречивать их никто не собирается, но для серьезных независимых историков связь Николая Рериха с ОГПУ очевидна, как и то, что Центрально-Азиатская экспедиция Николая Рериха 1924-28 годов проводилась не без помощи Советов. Экспедиция Рериха проходила из Индии через Тибет к Внешней Монголии и горному региону Алтая, расположенному в Сибири, к северу от Восточного Туркестана. Его предполагаемой целью было изучение растений, этнологии и языков, а также занятие живописью. Но основной целью были поиски Шамбалы. Возможно, миссией Рериха было возвращение в Шамбалу чинтамани (драгоценность, исполняющая желания), вверенной ему Лигой Наций. Николай Рерих предполагал, что Шамбала находится в Алтайских горах, сейчас многие его последователи считают, что Алтай это и есть великий духовный центр, каким-то образом связанный с Шамбалой.
Художник, конечно, не был простым исполнителем воли советских спецслужб, а играл свою партию соло. В действительности Николай Рерих стремился создать пан-буддийское независимое тибето-монголо-сибирское государство в Азии - Священный Союз Востока по аналогии с Советским Союзом. В целях создания нового государства Николай Рерих пытался привлечь остатки Белой Армии, расквартированной в Харбине. Военные замыслы Николая Рериха, связанные с его идеей построения государства, были обширны, это и встречи с японскими военными и русскими генералами, издание газеты. Николай Рерих претендовал на роль вождя, объединяющего эмигрантов, белых офицеров и казачество, более подробно об этом здесь - Маньчжурская экспедиция Николая Рериха.
Помимо экспедици Блюмкина - Рериха советские власти в 1928 году организовали еще две экспедиции в Лхасу. Их возглавляли офицеры Красной армии, этнические калмыки, переодетые буддистскими паломниками. Основной целью этих экспедиций был сбор информации и исследование возможностей для дальнейшего распространения коммунистической идеологии в Центральной Азии, а также расширения сферы влияния Советского Союза. Мы предложили Далай-ламы XIII в обмен на сотрудничество с Советским Союзом гарантию независимости Тибета и защиту от Китая. Идею союза Тибета и СССР активно поддерживал и живший в СССР Джоржиев, но связь буддистов и коммунистов с установлением диктатуры Иосифа Сталина быстро сошла на нет. Тем более, что усилить свое влияние в Тибете кроме русских пытались многие - англичане, китайцы, немцы, японцы. Тибетцам оставалось лишь выбирать - с кем дружить.
Георгий Гурджиев и Карл Хаусхофер
Шамбалу искали и немцы. Решение нацистов послать экспедиции за поддержкой в Тибет обусловлено их верой в идеи Карла Хаусхофера (Karl Haushofer) и Общества Тулле. Немецкий географ и социолог, основоположник германской школы геополитики профессор Карл Хаусхофер (Karl Haushofer, 1869 - 1946) разработал особый вариант евразийства - военно-геополитическую доктрину Kontinentalblocke, то есть ось Берлин - Москва - Токио, в которую должны были войти государства Евразии, это был восточный противовес и альтернатива западному англосаксонскому миру - Британской империи и США. Карл Хаусхофер был выпускником Баварской военной академии, он преподавал военные науки, был военным советником при японском командовании в 1908 году, посетил Индию, Корею, Манчжурию и Россию, изложил свои взгляды на Японию в докторской диссертации. Карл Хаусхофер был основоположником идеи континентального блока, то есть союза Германии, СССР и Японии. Среди его учеников - Рудольф Гесс и Адольф Гитлер. Ряд понятий учения Хаусхофера было воспринято нацистами и вошло в их доктрину. Карл Хаусхофер участвовал в переговорах, которые привели к заключению союза между Третьим рейхом и Японией.
Карл Хаусхофер и Рудольф Гесс
Наследие Карла Хаусхофера и его становление как ученого и крупнейшего идеолога Третьего рейха трудно понять без изучения наследства философа, композитора и путешественника Георгия Гурджиева (1872 - 1949). Эта была выдающиеся личность, Георгий Гурджиев родился в Грузии, хотя этническим грузином он не был, его отец - малоазийский грек, а мать - армянка. Кстати, он был земляком Иосифа Сталина, они хорошо знали друг друга, и одно время вместе учились в Тифлисской православной семинарии. Далее пути их разошлись, но нацизм и коммунизм по свирепости режимов мало отличаются друг от друга, просто режим в СССР был более лицемерным и лживым. Наследие Георгия Гурджиева обширно, во всем мире сейчас у него много учеников и последователей, существуют специальные фонды, общества и институты, которые действуют во многих городах мира и изучают работы философа. Свое учение Георгий Гурджиев определял как эзотерическое христианство.
Эмблема общества Туле
Карл Хаусхофер был учеником Георгия Гурджиева, они совершили совместные поездки в Тибет в 1903 и 1905–1908 годах. По возвращению с Тибета Карл Хаусхофер стал идейными вдохновителями духовного общества Туле, его члены основывались на древней легенде, свидетельствующей, что тридцать или сорок веков назад в Гоби, т.е. в III тыс. до н.э. существовала высокоразвитая цивилизация. В результате катастрофы Гоби превратилась в пустыню, а выжившие – эмигрировали кто на север Европы, кто на Кавказ. Посвященные из группы Туле были убеждены, что именно оставшиеся в живых из цивилизации Гоби и были основной расой человечества, родоначальниками арийцев. Общество Тулле было учреждено в 1910 году. Члены этого общества представляли германский народ как арийскую расу выходцев из Тулле и намеревались трансформировать его в сверхрасу. Как часть своей эмблемы это общество использовало свастику - традиционный символ Тора - древнескандинавского бога грома. Общество Туле было одним из влиятельнейших в Германии. На его идеях воспитывался Адольф Гитлер. В 1919 году общество Туле основало Немецкую рабочую партию, которую возглавил Адольф Гитлер, переименовав в Национал-социалистскую немецкую рабочую партию (нацистскую партию).
SS Tibet Expedition
В 1935 году Карл Хаусхофер приложил все силы, чтобы убедить Гитлера учредить Аненербе (Бюро по изучению родового происхождения). Основной задачей этого бюро было обнаружение истоков возникновения арийской расы. В 1937 году Гиммлер включил это бюро в состав SS. Немецкие нацисты, объединенные в мистическое общество "Аненербе", сами занялись поисками мистической Шамбалы. В 1938—1939 годах бюро Аненербе спонсировало третью экспедицию Эрнста Шэффера (Ernst Schäffer, 1910 - 1992) в Тибет. Немецкий охотник и биолог Эрнст Шеффер принимал участие в двух экспедициях в Тибет, в 1931 – 1932 и в 1934 – 1936 годах, целью которых были спортивные и зоологические исследования. Аненербе финансировало возглавленную им третью экспедицию в 1938 – 1939 годах, по официальному приглашению тибетского правительства. Посещение совпало по времени с возобновлением отношений между Тибетом и Японией. Тибетское правительство хотело поддерживать теплые отношения с японцами и их немецкими союзниками в качестве противовеса британцам и китайцам и приветствовало немецкую экспедицию на праздновании Нового года (Лосара) в 1939 году в Лхасе. Нацисткая экспедиция в Тибет была успешной. В нее вошли не только ученые, но и антропологи из СС. Перед ними стояло несколько четких задач - классификация рас в Тибете, выделение остаточных признаков нордических черт, изучение древней религии Бон, поиски Шамбалы и установление дипломатических контактов с правительством Далай Ламы. К этому времени в Лхасе правил уже Далай Лама 14-й, но он был еще трех летним ребенком и фактически страной управлял регент Кватухту, с симпатией относившийся к нацистам. Экспедиция Шеффера благополучно добралась до Тибета, была установлена связь Лхаса-Берлин и началась работа. Антрополог Бруно Бегер (Bruno Beger) измерил черепа множества тибетцев и пришел к выводу, что тибетцы являются переходной расой между арийцами и монголами и могут служить связующим звеном для германо-японского альянса. Тесная связь нацистов с Лхасой продолжалась до 1943 года.
Тибет. Из минерального пигмента, содержит узоры из чистого золота.
Работа выполнена на хлопке коллекции Shelley & Donald Rubin Foundation
Ступа. Шамбала. Артефакт
За пределами поста осталась еще тема взаимосвязи Японии и Тибета, но она очень обширна и достойна отдельного поста. На левой фотографии внизу изображена битва будущего - великое сражение между добром и злом. Армия Шамбалы действует в ответ насилию, ведомая двадцать пятым царём Рудра Чакра (Rudra Chakra), атакующая варваров при помощи богов, правящих миром, которые сражаются с дьявольскими силами тьмы. Победа венчается новым золотым веком расцвета Буддизма во всём мире.