ДЕНИС МАЦУЕВ ~ Международный музыкальный фестиваль в Вербье ~ Сольный концерт
ДЕНИС МАЦУЕВ ~ Международный музыкальный фестиваль в Вербье ~ Сольный концерт
"Золушка из Иркутска". Денис Мацуев.
Пианиста [url=www.matsuev.ru/]Дениса Мацуева[/url] по праву называют виртуозом с мировым именем, несмотря на его молодой возраст. Выступления музыканта расписаны на три года вперед. Солист Московской филармонии, он играет в самых престижных залах мира, но большое внимание уделяет и гастрольным турне по России. Сотрудничает с ведущими отечественными и зарубежными коллективами. Сегодня он достиг творческой зрелости, его программы отличаются строгим выбором, и все чаще в них проявляется его художественное кредо – представить всему миру сокровища русской музыки. Денису Мацуеву под стать и классика, и джаз. Он берется за самые сложные в техническом отношении произведения, в частности, за произведения, написанные выдающимися русскими композиторами-пианистами – С. Рахманиновым и С. Прокофьевым.
Фортепиано Денис Мацуев, дирижер Лорин Маазель, оркестр Ла Скала. Запись 10 июня 2007г
Денис Мацуев родился в 1975 году в Иркутске в семье музыкантов. Мать (Ирина Дмитриевна) была преподавателем фортепиано в педагогическом институте, а отец (Леонид Викторович) — великолепный пианист, композитор, организатор и, как бы сейчас сказали, менеджер — заведовал музыкальной частью иркутского драмтеатра, ставил спектакли в театральном училище, писал к ним музыку, а когда надо, и сам играл на рояле, был значимой фигурой в родном городе. Именно отец и мать стали первыми наставниками будущего виртуоза. Впрочем, яркой музыкальностью отличались и обе его бабушки: когда они садились за фортепиано и играли в четыре руки, в дом Мацуевых в восторге сбегались все соседи.
"Золушка с Байкала" - так окрестили Мацуева на взлете карьеры журналисты. Да, в его жизни была добрая фея в лице президента фонда «Новые имена» Иветты Вороновой, которая и заметила молодое дарование, и в Москву пригласила из далекого Иркутска. Вот только всемирного признания Денис добился исключительно сам. Талантом, упорством, трудолюбием и фанатичной преданностью работе. И никакого вмешательства сказочных сил!
— Помню, я ни в какую не хотел идти на этот конкурс в Иркутске, — смеясь, рассказывает Денис. — Устроил родителям страшный скандал, но папа меня все-таки уговорил. Вышел, сыграл рахманиновскую прелюдию и какую-то собственную импровизацию. Я не понимал тогда, что это исторический момент в моей жизни…
Иветта Воронова вспоминает, как велико было ее потрясение, когда после однотипных примитивно-скучноватых ритмов, доносившихся со сцены уже битый час, вдруг зазвучал Рахманинов. Сильно, чувственно, по-взрослому. В том, что этому слегка угрюмому сибирскому пареньку уготовано большое будущее большого артиста, сомнений у нее не было...
Вначале в Москве будущий виртуоз жил на Новинском бульваре у родственников. А в смутном для нашей страны 91-м родители Дениса решились на поистине героический поступок: бросили все и переехали в Москву. Что поделать, талант развивается вне зависимости от исторических катаклизмов, а таланту без надежного тыла, — ой, как непросто!
— Я благодарен своим родителям за то, что они сделали это ради меня. В тот момент я действительно нуждался в их поддержке. Не устану повторять: 85% моего успеха принадлежит им. В 1990 году, когда нужно было принимать решение об отъезде из Иркутска, я это не понимал и категорически не соглашался уезжать. В Иркутске была моя футбольная команда, и в музыке я особенно себя не видел. Решающим аргументом в пользу переезда было то, что появится возможность смотреть «Спартак» вживую в Лужниках.
Денис Мацуев с родителями.
— Первое время мы снимали квартиру на проспекте Маршала Жукова. Это была однушка на первом этаже. С одной стороны — сосед-алкоголик, с другой — лифт. Но это, казалось бы, незавидное соседство на самом деле было очень удобным. Сосед приходил ко мне и говорил: «Можешь сыграть мне песню из кинофильма «На семи ветрах»?». Я играл и мог гарантированно заниматься всю ночь, потому что тот засыпал и ничего уже не слышал. Одним словом, потрясающие условия для занятий. А еще у меня было пианино «Тюмень», больше приспособленное для хранения банок из-под малосольных огурцов, нежели для игры. Помню, сразу после моей победы на конкурсе Чайковского ко мне приехала съемочная группа из Японии. Им было интересно, в каких условиях я занимаюсь. Так они не поверили, что на этом инструменте я действительно играю. Забавно было наблюдать за их реакцией.
В 1993 г. на первом в своей жизни Международном конкурсе пианистов в Йоханнесбурге (ЮАР) Мацуев завоевывает I премию и поступает в Московскую консерваторию в класс профессора А. А. Наседкина. Для него — первый раз в Консерваторию, что для других первый раз — в первый класс. И сегодня, оказываясь здесь, прославленный пианист, признанная звезда от классики Денис Мацуев, игравший в лучших залах мира, всякий раз не может справиться с волнением. Что уж говорить о провинциальном пареньке, впервые шагнувшем в этот волнующий мир большой музыки?
— Помню, меня до глубины души поразили портреты Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бетховена, Моцарта. А потом вышел играть Светланов, и я уже был в безумстве от внезапно нахлынувшего счастья. Мне так все нравилось. Я понимал, что это какой-то сказочный, необыкновенно притягательный мир. Я благодарен судьбе, что играю на этой сцене.
«Самолетный» образ жизни наш герой ведет уже больше десяти лет. Вчера была Вена, сегодня Токио, завтра будет Вашингтон… Кто же вы, маэстро Мацуев? Американец? Европеец? Гражданин мира? Или все-таки москвич?
— У меня, конечно же, есть два дома: Иркутск и Москва. Первый я не могу выкинуть из своей жизни, потому что это мой родной город, где я прожил 15 лет. Но теперь уже большую часть жизни я посвятил Москве. Я отсюда никуда не уезжал и пережил разные годы. И не жалею об этом, так как люблю жить у себя дома, спать в своей кровати, люблю, чтобы тебе готовили родители, чтобы у тебя был уют. Этими редкими моментами «домашней» жизни я теперь очень дорожу. И когда стюардесса говорит: «Наш самолет совершил посадку в аэропорту города Москва», мне почему-то становится спокойнее. У нас с Москвой любовь с первого взгляда. Любовь взаимная. Это мой город. Но все же не могу сказать, что я москвич. За эти годы бесконечных гастролей я не стал ни нью-йоркцем, ни парижанином, ни лондонцем, ни москвичом. Потому что я — сибиряк. А это диагноз, даже, может быть, национальность. Сибиряк сибиряка видит издалека.
Поворотным в судьбе Д. Мацуева стал 1998 год: получив Гран-при на Международном конкурсе пианистов в Париже, он вскоре становится победителем XI Международного конкурса им. П. И. Чайковского (I премия), одного из самых престижных в мире. По словам самого артиста, с этого момента его дальнейшая карьера «изменилась на 180 градусов». Пришлось очень много трудиться, разучивать новый репертуар.
— Определяющим в выборе репертуара является то, что позволяет мне наиболее полно раскрыться как музыканту, как личности, — приоткрывает свою артистическую кухню Денис. — На сегодняшний день это, безусловно, романтическая музыка. Играть ее очень сложно, но мне кажется, именно в ней я могу максимально выложиться и физически (пока позволяет возраст и здоровье), и душевно — как говорится, кровью и сердцем… Мне важно не только видеть, как у слушателей наворачиваются слезы от моей игры, и ощущать собственное удовлетворение, но я мечтаю (сумасбродная мысль!), чтобы и композитор — пусть и в мире ином! — был доволен моей интерпретацией. Когда я играю, например, Листа, мне кажется, что слышу, как он сам исполнял то или иное произведение.
В настоящее время Денис Мацуев, лауреат Государственной премии, Народный артист России, дает до 170 концертов за сезон. На Земле осталось немного стран, где не выступал артист. В сентябре 2004 г. в Иркутске Д. Мацуев организовал собственный ежегодный фестиваль «Звезды на Байкале» (с участием таких мэтров музыки, как В. Спиваков, Е. Образцова, В.Гергиев, М. Горенштейн, М. Федотов и др.). Весной 2005 г. в Москве воплотилась в жизнь другая мечта Д. Мацуева — фестиваль молодых талантов Crescendo, который отныне будет ежегодно проходить в разных городах России и мира. Мацуев является вице-президентом Международного фонда «Новые имена». Имеет дипломы музыкальных академий Лондона, Рио-де-Жанейро и некоторых других городов мира.
Помимо высших наград на международных конкурсах, у музыканта есть несколько других «знаков отличий». Именем Дениса Мацуева названа звезда в созвездии Лиры. Он избран также лицом фирмы Yamaha (как когда-то С. Рихтер). Однако у пианиста с этой компанией некоммерческие отношения: Yamaha возит за ним рояли по всему миру, а Денис своей игрой «рекламирует» марку. Кстати, знаменитый настройщик роялей С. Рихтера — маэстро Козуто Осато — теперь сопровождает в гастрольных поездках… Мацуева.
А самый оригинальный подарок артист получил к своему 30-летию — декоративный хрустальный рояль, инкрустированный драгоценными камнями, выполненный по спецзаказу В. Спивакова.
В Денисе Мацуеве есть основательность сибиряка: могучий рост, косая сажень в плечах, прямодушие и неиссякаемое жизнелюбие. Его талант – как горячие источники Байкала, способен исцелить любого. Его яркие эмоциональные выступления не один десяток зрителей обратили в новую веру: веру в классическую музыку…
— Классика – единственная отдушина на фоне всего того ужаса, который сейчас звучит. Глубоко убежден, что классическая музыка способна излечивать человека. Знаете, я ощущаю тоску по 60-м годам. И хоть сам не жил в то время, но состояние некой оттепели мне близко. Именно в то время раскрылись возможности для поэзии, кино, театра. И мне кажется, сейчас как раз такой период, когда все это можно повторить. Для меня очень важно, чтобы следующее поколение не росло на американских стандартах, а понимало и ценило все родное, наши истоки.
— Меня очень сильно задевает, когда грубят на улицах, не улыбаются. А раньше ведь были улыбки! Меня беспокоит, что среднее и старшее поколения постоянно должны думать о том, где провести досуг. Я еще застал время, когда на бульварах и в парках играли духовые оркестры, и пожилые люди приходили туда отдохнуть, потанцевать. Сегодня все это ушло, досуг возможен только за деньги. Меня угнетает, что сегодня парки перестали быть лицом города и ассоциируются исключительно с большим количеством молодежи с банками пива. Они забираются с ногами на скамейки и пьют. Это совершенно невыносимо. Раньше такого не было. Да, была московская шпана, шпана арбатская. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, что творится сейчас. Кажется, даже хулиганы тогда были культурнее…
— По долгу службы мне приходится часто бывать на светских мероприятиях, скажу честно, это не всегда приятно. Когда я выхожу играть концерт, я не задумываюсь, кто сидит в зале – Королева или простой инженер. Я выкладываюсь одинаково, играю для всех на 150 процентов.
— Для меня очень важно, чтобы каждый год на концерты приходила новая публика. С молодыми слушателями сложно, это совсем другой тип мышления, другие пристрастия, понимание музыки. Когда в зале новая публика, ты это чувствуешь сразу. Поход на концерт классической музыки – это очищение от всех тягот и невзгод нашей повседневности. Публика молодеет, что особенно приятно. На концерты ходит много молодёжи. И ей многому надо учиться. Всё-таки хлопать между частями в принципе не нужно. Мобильные телефоны, которые включаются на концертах, – это вообще бич во всем мире. Нужна большая подготовка. Поход на концерт симфонической музыки – это не просмотр шоу. Это тяжёлая работа. Публика должна быть готова к тому, что она услышит.
— Для классического музыканта важны и талант, и характер, и умение подать себя, но более 50% это все-таки удача, особенно в наше время. Я знаю много примеров, когда бесспорно талантливый человек не может никуда пробиться, он весь в музыке, даже пойти дать заявку на конкурс он не может, а если дал, то у него на сам конкурс нервов не хватает. Я думаю, что ни Шопен, ни Горовиц, ни Сафроницкий не сумели бы пройти конкурс, они бы слетели с первого тура.
— Есть те, кто пытается делать деньги на музыке, что, на мой взгляд, непозволительно. А есть те, кто талантлив в организации новых фестивалей, как менеджер и создатель новых проектов. Например, Валерий Александрович Гергиев, возглавивший «стройку века» - новое здание Мариинского Театра. Это ж какие силы надо иметь, чтобы поднять такую махину, человек ночей не спал, контролировал каждую ступень этого процесса. Диву даешься, как у него времени хватало на музыку.
— Как я отношусь к благотворительности? Что касается меня, это фонд «Новые имена», который я возглавляю. Я часто вспоминаю, когда я приехал в Москву, меня очень многие поддерживали, были мастер-классы, стипендии, среда определенная, я начал концертировать сразу, как приехал в Москву, мне это очень помогло. Поэтому благотворительность по отношению к музыкантам для меня важна, культура, в частности классическая музыка, изначально убыточна, на ней невозможно зарабатывать, но Россия всегда славилась меценатами, они есть и их нужно убеждать, что классическая музыка нужна. Меня многому в этом смысле научил Гергиев, и я ему за это благодарен. Благотворительность необходима, жаль, что закон о меценатстве никак не рождается, хотя и обсуждается уже несколько лет.
— Все американские оркестры содержатся на частные деньги. Государство не принимает участия в поддержке культуры, в связи с этим в этом году один из самых знаменитых мировых оркестров - Филадельфийский – обанкротился. Другой пример – оркестр Цинциннати, входящий в десятку лучших оркестров Америки, не обанкротился благодаря тому, что внучка основателя Procter&Gambl дала $115 миллионов, чтобы они не пропали. В конце любого буклета – программы оркестрового концерта – список пожертвований, кто, сколько дал, там есть суммы от $50 до миллионов. На этом все держится, не самая плохая модель. Не только Гергиев и Мацуев понимают, что культуре надо помогать, надо искать тех, кто также это понимает.
Помимо музыки, Денис страстно увлечен спортом — хоккеем, футболом, теннисом. Играл в детских и юношеских командах и… трижды ломал руки. После очередной такой травмы выучил Концерт для левой руки Равеля.
Пианист Мацуев — болельщик со стажем. Вот она, непредсказуемость творческой натуры! Сегодня он вдохновенно играет Рахманинова в заокеанском Карнеги-холле, наповал сражая взыскательную светскую публику своей неповторимо эмоциональной игрой, а уже завтра восседает на трибуне стадиона в окружении подчас не самых интеллигентных граждан и столь же страстно, как и за роялем, выплескивает эмоции в направлении футбольного поля. Вот только второе удается гораздо реже, чем первое.
— Я, действительно, страшный фанат московского «Спартака». С 83-го года слежу за их результатами, веду статистику, кто когда забивал. Приехав в Москву, ходил на каждый их домашний матч, для меня это всегда было огромным событием. Я обычно приезжал за три часа до начала, встречался с другими болельщиками, мы обсуждали перипетии игры. У меня имелась вся необходимая атрибутика: шарфы, мячи, футболки с автографами наших кумиров.
— Любовь к театру мне привили родители. Я вырос за кулисами Иркутского драмтеатра имени Охлопкова, где работал мой папа. В дальнейшем эта волшебная атмосфера, которой я был напитан в детстве, очень помогала мне в творчестве. А здесь, в Москве, я ходил в театры сам. Очень любил Театр сатиры. Я ведь еще застал Андрея Миронова и помню, как он приезжал к нам, в Иркутск. Для меня это одна из самых знаменитых встреч в жизни. Когда он зашел в зал театрального училища, где и проходило мероприятие, я сразу понял и осознал, что это человек из абсолютно другого мира. Та аура, та энергия, что исходили от него, настолько отличались от всего того, к чему я привык. И не потому, что у него была мега-популярность. Нет, дело не в этом. Просто зашел сам Андрей Миронов. Комментарии излишни. Это невозможно описать словами.
— Самый лучший отдых – возвращение на родину, в Иркутск, в квартиру, которую я не продал в 90-е годы. Там я погружаюсь в атмосферу детства и юности, мне это очень дорого, я даже сам не подозревал, насколько я сентиментальный человек. Для меня отдых - пройти по знакомым улочкам, встретиться с друзьями, поиграть в футбол, окунуться в Байкал, сходить в баньку с веничком – все это восстанавливает, дает заряд энергии, который ты не получишь даже за месяц пребывания на каком-нибудь диковинном курорте. Ни за что не продам свою квартиру в родном Иркутске... Я очень ностальгический человек и скучаю по тем временам. А в квартире сохранились атмосфера и аура моего детства, поэтому я даже не разрешаю там делать ремонт. Лишь бы не убить тот волшебный, волнующий запах…
Город тоже не забывает знаменитого земляка, ему присвоено звание почетного гражданина. В 2011 году был открыт Дом музыки Дениса Мацуева. Здесь разместится штаб-квартира фестиваля «Звезды на Байкале», дом станет одной из площадок для выступлений молодых стипендиатов фонда «Новые имена», проведения мастер-классов, небольших концертов, выставок современного искусства.
— В Париже ко мне подошел внук Рахманинова – Александр Борисович – и сказал: если ты бросишь курить, то получишь от меня большой подарок. А так как я не был заядлым курильщиком, то сразу сказал: я бросил курить, где подарок? И он подарил мне ноты, которые еще никто никогда не слышал. Это студенческая работа Сергея Васильевича, сюита ре-минор. Легенда такова: когда он написал это произведение, то послал ноты Чайковскому на одобрение, потому что ему было очень важно его мнение, а секретарь Чайковского не передал и затерял их в бумагах… Я записал эти ноты в доме Рахманинова под Люцерном на его удивительном рояле «Стенвей» 1929 года. Я стал в какой-то мере соавтором великого композитора, ведь это были «голые» ноты – без знаков, темпов и обозначений.
— Одни говорят, следует идти на поводу у публики, другие, что публика – дура. И то, и другое неверно. Понятно, что любой менеджер, любой промоутер хочет, чтобы на афише было известное произведение и исполнитель-звезда. Думаю, звёзды должны не только зарабатывать деньги, но и вести просветительскую работу. Вставлять в свои программы новые произведения, неизвестные широкому кругу. Если постоянно идти на поводу у публики – это плохо закончится. Это закончится полным шоу-бизнесом во всём мире. В Японии, кроме первого концерта Чайковского, никто ничего не хочет слышать. В мире забыто, кто такой Хачатурян, «Времена года» Чайковского вообще никто не знает. Когда мы приехали играть в Карнеги-холл «Времена года» Чайковского, нас спросили, а что это за произведение такое? Американцы его вообще не знают. В России сложилась такая тенденция: организаторы концертов просто не хотят слушать о гениальных произведениях Прокофьева, Шуберта, Шомберга, Берга, Генделя, Щедрина. Хотя Щедрин архи востребован. Его играют во всем мире.
Denis Matsuev_S.Prokofiev_Sonata for piano №7
— Что для меня музыка? Она постоянно звучит во мне: когда я сплю, лечу в самолете, говорю... Музыка всегда со мной.
— Бывает, усталость сказывается, 170 концертов в год, согласитесь, плотный график. С другой стороны, этот график я придумал себе сам, и пока я могу выдержать этот темп, хорошо. Но если я пойму, что страдает качество исполнения или это сказывается на моем здоровье, физическом, душевном, конечно я буду сокращать количество концертов. Очень желательно, чтобы всякий раз, когда я сажусь к инструменту, меня посещало чувство полета, но, увы, предсказать это невозможно.
— Романтизм ушел из нашей жизни. Я, как человек очень романтичный, исполняющий романтическую музыку, довольно тяжело переживаю этот уход. Сегодня налицо то, что в музыке называется атональность. Это когда нет гармонии — полный авангард. Сейчас у нас как раз период такого авангарда, но я уверен, что мы еще вернем и вернемся в романтическую историю. Мы так соскучились по этому!
Желаю возвратиться всем в романтическое состояние души!
Текст [url=www.baikalarea.ru/irkutsk/peoples/macuevdenis/sumashestvie.htm/]здесь[/url] [url=www.moscowwalks.ru/2010/06/10/progulka-s-denisom-matsuevym/]здесь[/url]