Джузеппе Верди ~ 200 лет со дня рождения великого композитора XIX века
200 лет со дня рождения великого композитора XIX века Джузеппе Верди
Джузеппе Верди – один из символов Италии. Наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело, Данте и Петраркой, он воплощает своим искусством самую суть итальянской культуры с ее стремлением к свету и утверждением высочайших гуманистических идеалов. В его творчестве – теснейшее сплетение реализма и романтизма, – самой жизни и желания видеть эту жизнь гармоничной. Великий драматург, Верди мыслил на уровне крупных форм, целостным драматическим масштабным действом. Композитора привлекают сильные личности и шекспировские страсти, а главным выразительным элементом музыкальной ткани для него оказывается самый уникальный инструмент – человеческий голос. Композитор практически не оставил произведений в жанре миниатюры, его могучее наследие составляет почти три десятка опер и один Реквием.
Три лирико-психологических оперы, ознаменовавшие зрелый период творчества Верди – «Риголетто», «Трубадур» и «Травиата», – это драмы отдельных людей, которые переходят на уровень общечеловеческий, и герои их по своей душевной силе ничуть не уступают ни действующим лицам ранних вердиевских героических полотен («Набукко», «Ломбардцы», «Аттила», «Макбет»), ни «большой» опере («Дон Карлос», «Аида»), ни двум поздним шедеврам композитора – созданным после семнадцатилетнего молчания в опере «Отелло» и «Фальстафу».
Знаменитый итальянский композитор Джузеппе Фортунино Франческо Верди (Giuseppe Fortunino Francesco Verdi) родился 10 октября 1813 года в деревне Ронколе в провинции Парма, в то время входившей в состав Наполеоновской империи. Его отец содержал винный погреб и бакалейную торговлю.
В 1820 Джузеппе, получившего начальные знания от деревенского священника, отправили в школу соседнего городка Буссето. В 1824 году в возрасте 11 лет он начал работать в Ронколе органистом.
Музыкальным образованием Верди обязан своему покровителю купцу Антонио Барецци, который взял мальчика в свой дом, нанял лучшего учителя и оплачивал его дальнейшее обучение в Милане.
В 1832 Верди пытался поступить в Миланскую консерваторию, но его не приняли. В этом же году он начал заниматься частным образом с профессором консерватории Винченцо Лавинья.
За 1835-1838 Верди сочинил большое количество произведений мелкой формы: марши (до 100), танцы, песни, романсы, хоры.
В 1839 в миланском театре "Ла Скала" состоялась премьера первой оперы Джузеппе Верди "Оберто, граф Бонифачо". Постановка имела успех, и молодому композитору заказали комическую оперу "Король на день". Её показали в 1940 и провалилась, освистанная публикой.
За "Набукко" последовала опера "Ломбардцы в первом крестовом походе" (1843), в которой звучала тема героико-освободительного движения, а затем "Эрнани" (1844) по романтической драме Гюго, после этого известность Верди вышла за пределы Италии. В егожизни наступил очень плодотворный период, в это время им были написаны оперы "Двое Фоскари" (1844), "Жанна Д'Арк" (1845), "Альзира" (1845), "Аттила (1846), "Разбойники" (1847), "Макбет" (1947), "Корсар" (1848), "Битва при Леньяно" (1849), "Стиффелио" (1850).
На период 1851-1853 годов приходится три зрелых шедевра Верди — "Риголетто" (1851), "Трубадур" (1853) и "Травиата" (1853). Созданные одна за другой менее чем в двухлетний период, близкие между собой по характеру музыки, они образуют как бы трилогию.
В 1861 по заказу Мариинского театра Верди написал оперу "Сила судьбы". В связи с её постановкой композитор дважды посещал Россию, встречая горячий прием. Для Парижской оперы Верди сочинил "Дон Карлос" (1867), а специально по заказу египетского правительства на открытие Суэцкого канала — оперу "Аида" (1870).
Вершиной оперного творчества Верди стала опера "Отелло", написанная в 1886. А в 1892 он обратился к жанру комической оперы и написал свой последний шедевр – "Фальстаф" на сюжет Шекспира.
Кроме опер, в наследии Верди — Реквием памяти Алессандро Мандзони (1874), Stabat Mater (1898) и Te Deum (1898), а также хоровые сочинения, романсы и струнный квартет ми минор (1873).
Джузеппе Верди скончался 27 января 1901 в Милане. Он был похоронен в скромной обстановке на миланском кладбище, по всей Италии был объявлен национальный траур. Позднее, в соответствии с последней волей композитора, его прах был перенесен в часовню миланского дома престарелых музыкантов, которому Верди завещал большую часть средств.
Верди был дважды женат. В 1836 году он сочетался браком в Маргаритой Барецци, она родила ему сына и дочь. В 1840 году один за другим супруга и дети умирают.
В конце 1840-х у Верди начались близкие отношения с Джузеппиной Стреппони, певицей (сопрано) - ведущей исполнительницей во многих операх композитора. В 1859 они официально оформили отношения. В 1897 Джузеппина скончалась.
Интересные факты
Ошибочка вышла...
Однажды к дирижеру Миланской консерватории явился девятнадцатилетний юноша и попросил проэкзаменовать его. На вступительном экзамене он играл на рояле свои сочинения. Через несколько дней молодой человек получил суровый ответ: "Оставьте мысль о консерватории. А если уж вы так хотите заниматься музыкой, поищите себе какого-нибудь частного учителя среди городских музыкантов..."
Так бесталанный молодой человек был поставлен на место, и случилось это в 1832. А через несколько десятков лет Миланская консерватория со страстью добивалась чести носить имя некогда отвергнутого ею музыканта. Это имя - Джузеппе Верди.
Даешь аплодисменты!...
Как-то Верди сказал:
- Аплодисменты являются неотъемлемой частью некоторых видов музыки, их следует вписывать в партитуру.
Я говорю: "моцарт"!
Как-то раз Верди, уже убеленный сединами и знаменитый на весь мир, беседовал с одним начинающим композитором. Композитору было восемнадцать лет. Он был совершенно убежден в собственной гениальности и все время говорил только о себе и своей музыке.
Верди долго и внимательно слушал молодого гения, а потом с улыбкой сказал:
- Мой дорогой юный друг! Когда мне было восемнадцать лет, я тоже считал себя великим музыкантом и говорил: "Я". Когда мне было двадцать пять лет, я говорил: "Я и Моцарт". Когда мне было сорок лет, я уже говорил: "Моцарт и я". А сейчас я говорю просто: "Моцарт".
Не скажу!
Один начинающий музыкант долго добивался, чтобы Верди послушал его игру и высказал свое мнение. Наконец композитор согласился. В назначенный час молодой человек пришел к Верди. Это был рослый юноша, судя по всему наделенный огромной физической силой. Но играл он из рук вон скверно...
Закончив играть, гость попросил Верди высказать свое мнение.
- Только скажите мне всю правду! - решительно сказал молодой человек, в волнении сжимая свои пудовые кулаки.
- Не могу, - со вздохом отвечал Верди.
- Но почему же?
- Боюсь...
Ни дня без строчки
Верди всегда носил при себе нотную тетрадь, в которую ежедневно записывал свои музыкальные впечатления от прожитого дня. В этих своеобразных дневниках великого композитора можно было найти удивительные вещи: из любых звуков, будь то выкрики мороженщика на жаркой улице или призывы лодочника прокатиться, возгласы строителей и прочего рабочего люда или детский плач, - из всего Верди извлекал музыкальную тему! Будучи сенатором, Верди однажды очень удивил своих друзей по сенату. На четырех листках нотной бумаги он весьма узнаваемо переложил в осложненной длинной фуге... речи темпераментных законодателей!
Добрый знак
Закончив работу над оперой "Трубадур", Джузеппе Верди самым любезнейшим образом пригласил одного довольно бесталанного музыкального критика, своего большого недоброжелателя, чтобы ознакомить его с некоторыми важнейшими фрагментами оперы. - Ну, и как вам моя новая опера? - спросил композитор, поднимаясь из-за рояля.
- Откровенно говоря, - решительно произнес критик, - все это кажется мне довольно плоским и невыразительным, господин Верди.
- Боже мой, вы даже не представляете, как я вам благодарен за ваш отзыв, как счастлив! - воскликнул обрадованный Верди, горячо пожимая своему хулителю руку.
- Я не понимаю вашего восторга, - пожал плечами критик. - Ведь опера мне не понравилась... - Теперь я совершенно уверен в успехе моего "Трубадура", -объяснил Верди. - Ведь если произведение не понравилось вам, то оно несомненно понравится публике!
Верните деньги, маэстро!
Новая опера Верди "Аида" была принята публикой с восхищением! Знаменитый композитор был буквально засыпан похвальными отзывами и восторженными письмами. Однако среди них было и такое: "Шумные толки о вашей опере "Аида" заставили меня отправиться 2-го числа сего месяца в Парму и побывать на представлении... В конце оперы я задал себе вопрос: удовлетворила ли меня опера? Ответ был отрицательный. Я сажусь в вагон и возвращаюсь домой в Реггио. Все окружающие только и говорят о достоинствах оперы. Мною опять овладело желание послушать оперу, и 4-го числа я опять в Парме. Впечатление мною вынесено следующее: в опере нет ничего выдающегося... После двух-трех исполнений ваша "Аида" окажется в пыли архива. Можете судить, многоуважаемый господин Верди, какое сожаление я испытываю о понапрасну истраченных мною лирах. Прибавьте к этому, что я человек семейный и такой расход не дает мне покоя. Поэтому я обращаюсь прямо к вам с просьбой возвратить мне означенные деньги..."
В конце письма был предъявлен двойной счет за железную дорогу туда и обратно, за театр и ужин. Итого шестнадцать лир. Прочитав письмо, Верди распорядился, чтобы его импресарио выплатил просителю деньги.
- Однако, с вычетом четырех лир за два ужина, - весело сказал он, - так как поужинать этот синьор мог бы у себя дома. И еще... Возьмите с него слово, что он более никогда не будет слушать моих опер... Во избежание новых расходов.
История одной коллекции
Однажды к Верди, проводившему лето на своей небольшой вилле на побережье в Монте-катини, пришел в гости один из друзей. Оглядевшись, он был несказанно удивлен тем, что хозяин хотя и не слишком большой, но все-таки двухэтажной виллы в десяток комнат постоянно ютится в одной комнатке, причем не самой удобной...
- Да, конечно, у меня есть еще комнаты, - пояснил Верди, - но там я храню очень нужные мне вещи.
И великий композитор повел гостя по дому, дабы показать ему эти вещи. Каково же было удивление любознательного гостя, когда он увидел великое множество шарманок, буквально заполонивших виллу Верди...
-Видите ли, - со вздохом разъяснил композитор таинственную ситуацию, - я приехал сюда в поисках тишины и покоя, имея в виду поработать над своей новой оперой. Но многочисленные владельцы этих только что виденных вами инструментов почему-то решили, что я прибыл сюда исключительно для того, чтобы послушать собственную музыку в довольно скверном исполнении их шарманок... С утра до ночи они услаждали мой слух ариями из "Травиаты", "Риголетто", "Трубадура". Причем имелось в виду, что я должен был еще и каждый раз платить им за это сомнительное удовольствие. В конце концов я пришел в отчаяние и попросту скупил у них все шарманки. Это удовольствие мне обошлось довольно дорого, но зато теперь я могу спокойно работать...
9
Невыполнимая задача
В Милане напротив знаменитого театра "Ла Скала" есть трактир, в котором издавна собираются артисты, музыканты, знатоки сцены.
Там под стеклом давно хранится бутылка шампанского, которая предназначена тому, кто сумеет последовательно и понятно пересказать своими словами содержание оперы Верди "Трубадур".
Бутылка эта хранится более ста лет, вино становится все крепче, а "счастливчика" все нет и нет.
Самое лучшее - самое доброе
Однажды Верди спросили, какое из своих творений он считает самым лучшим?
- Дом, который я построил в Милане для престарелых музыкантов...
Биография Джузеппе Верди
Поделись с друзьями ! А ШО !)))
Бесподобно! Итальянский юмор и неожиданная развязка. Образец юмора и драматургии в одной минуте.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/4373400/post294832147/# |