Павел Челищев "Нечетнокрылый" ~ Родоначальник мистического сюрреализма
"Нечетнокрылый" Павел Челищев
1 августа 2012 г. - 55 лет со дня смерти Павла Фёдоровича Челищева
(21 сентября 1898 — 1 августа 1957) — русского художника, основателя мистического сюрреализма за 9 лет до появления этого направления у Дали.
Павел Челищев был открывателем новых путей в живописи в первой половине 20 века. В Европе и Америке его творчеством восхищались и боготворили, называя «русским Дали».
В одном из дягилевских балетов Челищев создал образ ангела с крыльями, растущими из груди. Однажды его спросили: "Почему у вашего ангела растут крылья из груди?". - "А Вы часто видели ангелов? – усмехнулся он, - для того чтобы лететь в пространство n измерений достаточно одного крыла, преломленного во всех пространствах"
Павел Челищев. Автопортрет. 1925
Родился в с.Дубровка (ныне д.Дубровка Думиничского района Калужской области). Отец — калужский помещик Федор Сергеевич Челищев (1859, Москва — 1942, Лозовая). Математик по образованию, он ознакомил Павла Челищева с геометрией Лобачевского, которая привела будущего художника к идее «Внутренней мистической перспективы». Видя тягу сына к живописи, выписал журнал «Мир искусства». Ранние пейзажи Дубровки показали Коровину. Тот сказал: «Мне нечему его учить. Он уже художник».
В 1918 году многодетная семья Челищева была погружена на подводу и выселена по личному приказу Ленина. Павел Челищев оказался в Киеве, где брал уроки у Экстер и Мильмана. Был картографом в добровольческой армии Деникина. Вычерчивал укрепления Сивашского перешейка.
В 1919 году Челищев принимает решение окончательно покинуть Россию. Так, в 20 лет обрывается пуповина, связывающая Павла с Отечеством.
Челищев следует сначала в Константинополь, затем в Европу. Начинающий художник отправляется покорять Берлин, Лондон и Париж. Признание и славу ему принесла работа над декорациями к берлинской постановке оперы Римского-Корсакова "Боярская свадьба" (1922). Тогда же в Берлине Челищев познакомился с Сергеем Дягилевым, основателем парижской труппы "Русский балет". Живописная слава его началась с картины "Корзинка с клубникой", которую приобрела Гертруда Стайн. В 1925 году Челищев впервые попадает в ее салон. В молодом русском художнике Г. Стайн увидела мощный энергетический импульс и он сразу вошел в избранное общество. Вот что пишет Гертруда Стайн в своей знаменитой "Автобиографии Эллис Би Токлас" о Челищеве и неоромантиках: "Этот молодой русский был довольно интересен. Он писал, по крайней мере он так утверждал, цвет который не был цветом и писал три головы в одной. Пикассо уже рисовал три головы в одной. Через некоторое время русский стал писать три фигуры в одной. Был ли он один такой. В каком-то смысле да, хотя у них там была целая группа. Им всем было примерно лет по двадцать шесть. ...Работы этого русского Челищева были самые сильные из всей его группы и самые зрелые и самые интересные".
Двойная фигура, 1925-26
Вскоре Павла Федоровича заметила другая поэтесса из того же салона Гертруды Стайн - Эдит Ситуэл и тотчас взяла Павла Федоровича к себе в салон. Поначалу Павел был увлечен завораживающей англичанкой, но был готов поддерживать с ней только дружеские отношения. Эдит согласилась на его
Эдит Ситуэл, 1928
В 1926 Павел Челищев участвовал в первой выставке группы неогуманистов в галерее Друэ. В 1920-е – 30-е писал портреты и фигуры: Гертруда Стайн, Эдит Ситуэл, "Семья композитора Маркевича", "Жонглер", "Голубой клоун", "Клоунесса".
Человек в голубой маске
Именно в этот период Челищев использует в работе при создании живописных полотен песок и кофе, с их помощью создавая на холсте своеобразные барельефы, что производит на зрителей удивительное, мистическое впечатление. Монохромный цикл живописи Челищева для многих стал неожиданностью. Художник внезапно отказывается от всех цветов, кроме коричневого, серого и черного. Внешним поводом для этого послужила поездка в Африку.
Сбор урожая. 1928
Ассимметричное лицо. 1926
Испанский танцор.1930
В ложе, 1931
Спящая женщина, 1931
Китайская песня, 1932
Коррида. (1934–35)
Натюрморт с цветами
В сентябре 1928 года в галерее Кларидж состоялась персональная выставка Челищева, которую открывала Эдит Ситуэл как покровительница его на долгие годы. В тридцатые годы Эдит почти все время жила в Париже, чтобы быть рядом с Павлом.
Сибилла, 1937
Парижскому периоду творчества художника принадлежат выполненный пером портрет Стайн, портреты актрисы Рут Форд, основателя "Балета Нью-Йорка" Линкольна Кирстейна, писателя и поэта Чарльза Генри Форда, с которым Челищев оставался дружен до конца своих дней.
Портрет Линкольна Кирстена. 1937
Руфь Форд. 1937
Джеймс Джойс. Париж, 1937
До начала Второй Мировой войны Челищев принадлежал к "гомосексуальному крылу" авангардного направления в живописи, и большинство его работ, по мнению искусствоведов, полны "психосексуальным конфликтом и гомоэротическим желанием".
Портрет Эдалжи Диншо. 1940
Купальщики. 1935
Андре Бретон, самопровозглашенный основоположник сюрреализма, автор "Манифеста сюрреалиста" и отъявленный гомофоб, с презрением относился к Челищеву и его работам. По мнению Бретона, в творчестве Челищева слишком много внутренностей, что, кстати, является довольно точным описанием гротескной манеры художника, возникшей из восхищения цирковыми "уродцами" и подпитываемой посещениями выставки аномалий развития человека на 14-й улице в Манхэттене.
А вот так называемые Челищевские обманки:
Портрет моего отца (Тигр), 1939
Без названия (Мышь),1939
Это не сколько сюрреалистические обманки, сколько новое философское зрение "Все во всем".
Предчувствуя наступление фашизма, Челищев покидает Европу. Перед Второй мировой войной он эмигрировал в США, где достиг мировой славы как живописец-сюрреалист
В 1948 уединяется в Италии на вилле Фраскати. Переписывается с сёстрами Варварой Зарудной — кремлевской учительницей литературы, Марией Клименко, репрессированной и вернувшейся из мест заключения, и двоюродным внуком - поэтом Константином Кедровым.
Смысл своего творчества он раскрывает в письме из Нью-Йорка к сестре Варваре Федоровне Зарудной (Челищевой). Мистическая перспектива отличается от Леонардовской тем, что мир видим не изнутри вдаль, а одновременно в смешении многих проекций сверху-снизу, изнутри-снаружи.
Позднее этот прием был подхвачен и растиражирован Дали, но лишь в середине 30-х гг. Хотя работы Дали и выполнены с блестящим артистизмом и неистощимой изобретательностью, они не обладали той философской глубиной, которая была присуща произведениям Челищева. И Павла Федоровича очень расстраивало, что его открытие досталось другому.
Челищев утверждает, что ещё в 1920-х годах нашёл универсальный модуль таких проекций и применил их в постановке последнего балета труппы Дягилева в Париже и в Лондоне в 1929 г. Балет «Ода» на музыку Николая Набокова и в постановке Леонида Мясина оформлял по просьбе Дягилева Павел Челищев.
Сцена из балета "Ода", 1928.
Челищева вдохновило космогоническое творение Ломоносова "Вечернее размышление о божием величестве". Музыка Николая Набокова, двоюродного брата известного писателя, сопровождалась поэтическим текстом Ломоносова. В постановке были задействованы все мыслимые и немыслимые сценические средства, включая фосфорическое свечение и пиротехнические эффекты. Каждое движение танцоров изменяло конфигурацию пространства.
Главную партию исполнял Сергей Лифарь. Открытие Челищева высоко оценили Гертруда Стайн и Эдит Ситуэлл. Пресса и критика отнеслась к сценическому прозрению скептически. По поводу этого Челищев говорил: "Я Вам открыл дверь в Мироздание, в Вечность, а Вы не захотели туда войти!". Успокаивая своего кумира, верная поклонница таланта Павла Челищева Гертруда Стайн говорила: "Придет время. Все увидят и войдут!".
В одном из последних писем из Италии Константину Кедрову Челищев особо отмечает строки начинающего поэта: «Я вышел к себе через-навстречу — от. И ушёл под, воздвигая над»..Художник узнает здесь свою мистическую перспективу.
Белая лошадь и акробаты. Эскиз театрального занавеса. 1941
Живопись Челищева высоко ценили Дали и Пикассо, но мировая известность началась с картины «Ищущий обрящет» (или «Каш-каш» — прятки).
Художник завершил картину в Нью-Йорке в 1942-ом г под впечатлением вести о рождении своего внучатого племянника Константина Кедрова. Из-за нетрадиционной ориентации Павел Челищев не имел семьи и детей, поэтому он рассматривал рождение двоюродного внука,как счастливую весть о том ,что род продолжается,поскольку в этом же 1942 г. скончался его отец Федор Сергеевич Челищев,а сестры(Мария,Варвара,Александра,Наталья)были бездетны ,кроме Софьи Челищевой-бабушки Константина Кедрова,умершей от тифа в 1919 году после выселения из имения Дубровка Калужской губернии Жиздринского уезда по приказу Ленина. Фигурка,рождающегося младенца-символ продолжения рода Павла Челищева,не имевшего семьи и детей. Через 14 лет Челищев сообщит об этом в переписке со своей сестрой Варварой Зарудной,преподававшей литературу дочери Сталина Светлане Аллилуевой и с вернувшейся из Гулага Марией Федоровной Клименко
Каш-Каш прятки или Ищущий да обрящет
Около картины в Нью-Йорке зрители простаивали часами. Дети искали там новые фигурки младенцев среди листвы. Рядом висела "Герника" Пикассо и во всех опросах "Каш-каш" опережала "Гернику" по популярности. Это была первая часть задуманного триптиха Чистилище-Ад-Рай. «Чистилище» («Ищущий обрящет», Музей современного искусства — MOMA) — «Ад» («Феномена», ныне в Государственной Третьяковской галерее) — «Рай» (последний цикл «Ангелические портреты»). Чистилище — изображение нутра рождающей материнской утробы, из которой головой вперед-книзу в расширяющейся перспективе из нутра материнской утробы вылетает младенец. Это внучатый племянник художника будущий поэт Константин Кедров.Утроба — одновременно ствол дерева жизни, дорога, по которой движется шагающий андрогин, и рука-нога, где ступня — корни, а кисть руки — крона. В кроне, уходящей в синеву неба — множество листьев-младенческих голов, напоминающих ангелочков Рафаэля в «Сикстинской Мадонне».
Феномена
«Феномена» — Ад — выполнена как пирамида с входом, возле которого сидит Гертруда Стайн и вяжет покров Изиды. У подножия пирамиды множество уродцев, внешне напоминающих исторических лиц и знакомых художника. Среди персонажей картины - Леонор Фини в виде девочки со слоновьей кожей, Чарльз Генри Форд - мальчик-паук, композитор и критик Вергилий Томсон - тюлень без плавников, Алиса Токлас - "маньяк-вязальщик". Страсть Челищева к уродливому вылилась в картине в создание множества поразительных персонажей - артистов цирка: Ноги-плавники, Голова-гриб, Девочка-птица, Человек-лев, Мальчик с двумя грудями и т.д. Сам он в левом углу возле мольберта пишет картину, на которой видны контуры повешенного темнокожего человека. На картине множество исторических персонажей. Младенец с теннисной ракеткой Петр Великий,внизу Игорь Стравинский (Челищев оформлял его оперу "Орфей". Стравинский напишет свои воспоминания о Павле Челищеве, вошедшие в его книгу,изданную на русском языке ещё в СССР.Эту картину по завещанию Челищева в 1962 году привёз и подарил Третьяковке Кирштайн. До середины 1990-х она была спрятана от зрителей и не разу не экспонировалась. В настоящее время экспонируется в зале № 22 Третьяковки на Крымском Валу.
Внутренний пейзаж (48). 1944
Феникс. 1942
Солнце.1945
Анатомическая живопись. 1946
Лабиринт. (1949)
«Рай» («Ангелические портреты») состоит из множества прозрачных портретов, где насквозь видно все анатомическое строение. Но постепенно они превращаются в серию сияющих структур и кристаллов. Это тот самый модуль мира, который Челищев искал всю жизнь в себе и в других. Ключевая картина этого цикла «Апофеоз» ныне приобретена частным коллекционером и находится в Москве.
В начале 1950-х годов сюрреализм Челищева на рынке авангардной живописи был потеснен абстрактным экспрессионизмом. Однако поздние работы художника, выполненные в стиле геометрической абстракции, обладали, как и предшествовавшие им "Внутренние пейзажи", некой мистической глубиной, предвещавшей психоделический идеализм шестидесятых. Эти работы хранятся, в основном, в галереях Мура и Майкла Розенфельда в Нью-Йорке
Выстрел каштана. 1954
Челищев умер от инфаркта, принятого за воспаление лёгких, и был вначале похоронен на паперти православной обители в Италии во Фраскати. Затем его сестра Александра Заусайлова (Челищева) перезахоронила его прах во Франции на кладбище Пер-Лашез, но первое место захоронение тоже сохранено.
Челищев по праву считается одним из выдающихся художников-символистов двадцатого века - его глубоко личные, чувственные фантастические образы столь же незабываемы, как и образы, созданные его знаменитыми современниками - Пикассо, Матиссом, Лежером. В последние годы интерес к работам Челищева, угасший после его смерти, возродился - во многом благодаря выходу нескольких книг и монографий, посвященных творчеству художника, в том числе книги Линкольна Кирстейна "Челищев".
Зимой 2007 года в галерее «Наши художники» на Рублевке состоялась первая выставка Павла Челищева в России. 30 сентября 2008 года в Русском Зарубежье состоятась презентация фильма «Нечетнокрылый Ангел» по сценарию К.Кедрова и Н.Зарецкой, режиссёр Ирина Бессараб, ведущий К.Кедров. С помощью труппы «Кремлевский балет» воссоздана версия балета с оформлением Челищева «Ода», поставленного в 1929 году труппой Дягилева в Париже с участием Мясина и Лифаря.