Собор Лас-Лахас в Колумбии – один из самых посещаемых храмов страны. По испански его имя пишется как "El santuario de Las Lajas". Место мистическое и загадочное. Расположен в невероятно красивом и таинственном месте.
Его считают одним из самых красивых в мире.
Этот собор, строившийся с 1916 по 1949 год, знаменит вовсе не роскошной неоготической архитектурой, выделяющей его из тысяч колумбийских церквей. Толпы паломников приезжают сюда, в каньон реки Гуаитары, исключительно ради наскальной иконы Nuestra Senora de las Lajas, скрытой за ажурными стенами храма.
Собор Лас-Лахас располагается на мосту, проложенном над пропастью, в каньоне реки Гуаитара (Guaitara) на высоте две тысячи шестьсот метров над уровнем моря.
В семи километрах от собора Лас-Лахас находится город Ипиалес (Ipiales). Город относится к департаменту Нариньо (Departamento del Nariño), всего в пяти километрах от Ипиалес находится граница с Эквадором. Город Ипиалес располагается на высоте более двух тысяч девятьсот метров над уровнем моря, в нем проживает более ста тысяч человек, среди которых в основном индейцы и метисы.
Туристы, которые приезжают полюбоваться знаменитым собором вблизи города, часто останавливаются здесь. «Город трех вулканов» (la ciudad de los tres volcanes) – так называют Ипиалес, а все потому, что из него открывается прекрасный вид на три вулкана. Так как город расположен в приграничной зоне, он имеет особое торговое и экономическое значение. Ипиалес весьма известный центр региональной обувной промышленности, за покупками сюда съезжаются жители с разных уголков страны, а также с Эквадора.
С возникновением колумбийского собора Лас-Лахас связана красивая легенда. Если верить местному преданью, на месте, где сейчас находится знаменитый собор, в пятидесятых годах восемнадцатого столетия на камне было найдено тисненное изображение Девы Марии (Nuestra Señora). Дева Мария является главной святыней Колумбии. Индейцы, которые проживают в этой местности, считают Деву Марию своей королевой и почитают её как покровительницу местности. Колумбийцы вообще очень религиозные люди, так случилось, что им пришлось строить свою цивилизацию в довольно трудных условиях, в связи с этим у них появилась глубокая уверенность в том, что, для того, чтобы выжить, человеку просто необходим Бог.
Так что же это за таинственная легенда о возникновении Девы Марии на камне? Колумбийцы с радостью поведают её иностранным путешественникам. Итак, несколько столетий назад в колумбийском поселке Потоси (Potosi) проживала индианка, её имя было Мария Мьюсис де Квиньонес (María Mueses de Quiñones). Мария часто посещала находившийся поблизости город Ипиалес. Её путь всегда пролегал через мост, недалеко от этого моста находилась пещера. Женщина очень боялась этого места, поэтому проходя мимо него, старалась не задерживаться. Однажды Мария взяла с собой в дорогу дочку Розу, которая от рождения была глухонемой. Они шли по обычному пути, но тут в дороге их застала непогода. Женщине с девочкой пришлось спрятаться в одной из пещер. Пока они пережидали непогоду в укрытии, девочка решила полазить по камням пещеры. И тут в тишине разразился голос девочки, на одном из камней Роза увидела изображение Девы Марии с Иисусом на руках и воскликнула: "Мама, смотри здесь метиска с маленьким метисом на руках и двумя метисами рядом».
Один Бог знает, что пережила в этот момент Мария, однако можно точно сказать, она была безумно счастлива, что её Роза заговорила. На радостях женщина подхватила ребенка и убежала прочь. Люди не могли понять, по какой причине девочка вдруг заговорила, а на рассказ Марии о рисунке на камне, никто и внимания не обратил. Спустя несколько дней Роза пропала, женщина не знала, что и думать, никто из жителей поселка не видел девочку. Тогда Мария решила сходить в пещеру, и она не ошиблась, девочка была там. Роза рассказала матери, будто женщина с этого изображения звала её к себе. С того времени Мария с дочерью стали часто наведываться в пещеру, они приносили этому чудотворному образу свечи, цветы и молились ей. О своем ритуале они никому не рассказывали.
Кликабельно 1600 рх
Все так и могло остаться в тайне, если бы не один случай. Однажды Роза тяжело заболела и вскоре умерла. Мария была убита горем, но решила отнести девочку к образу Девы Марии в пещере, надеясь, что та сможет вернуть ей ребенка. Мария долго молилась перед образом, плакала и очень просила Богородицу оживить ребенка. Тогда произошло второе чудо – ребенок и вправду ожил. После этого случая Мария решила больше не скрывать от окружающих этот чудодейственный образ на камне. Жители её поселка не сразу поверили женщине, думали, что та совсем из ума выжила. Но, однажды она привела в пещеру пастыря, вместе с ними пришли и жители поселка. После того, как все жители на собственные глаза увидели правдивость речей Марии, пастырь упал на колени и сквозь слезы сказал, чтобы все начали читать святые четки, ведь к ним явилась Матерь Божья. В тот же день на этом месте была отслужена первая месса выражающая благодарность Богу за то, что его матерь присутствует на этой земле. Произошло все это пятнадцатого сентября 1754-го года. С этого времени здесь ежегодно отмечают Праздник Марии. Само место, где находится образ Марии с Иисусом объявили святилищем. На протяжении долгих лет огромное количество людей съезжается сюда на паломничество. Все они могут «познакомиться» с Марией, которая открыла миру это святое место, ведь здесь этой простой женщине из народа возведен памятник.
Кликиабельно 4000 рх
Найденное в пещере изображение Девы Марии являло собой очень большую картину, её высота составляла три метра двадцать сантиметров, а ширина была два метра и три сантиметра. Чтобы охранять этот святой образ, монах по имени Габриэль Виллафуерте в том же 1754-ом году начал строительство первой в этой местности соломенной церкви. За десятки лет существования этот храм несколько раз перестраивался и модернизировался. Так, в 1769-ом году на этом месте монах Луис Эрреро начал возводить второй собор, строился он за счет милостыни, которая была собрана монахом в Колумбии, а также Эквадоре. Строительство второго собора длилось семь лет.
Строительство третьего собора было инициировано отцом Хосе Марией Бурбано, строить новый собор отцу помогали эквадорские архитекторы – Симон Атапума и Мариано Аулестиа. В период строительства этого собора рядом в ущелье был прорублен водопад, сейчас все посетители собора могут наслаждаться его красотой. Четвертый по счету собор, который сохранился до нашего времени, начали строить в 1916-ом году на пожертвования прихожан. Предыдущие три собора были перестроены по причине того, что они оказались слишком простыми для такой уникальной реликвии. Архитекторами четвертого собора был Лусиндо Эспиноса и эквадорец Гвальберто Перес. В августе 1949-го года строительство собора Лас-Лахас был закончено. Сегодня он являет собой грандиозное здание в готическом стиле, которое находится в каньоне реки. Такое ощущение, что он состоит из трех больших кораблей, которые покрыты сводами. Над рекой Гуаитара, прямо от собора на высоте тридцать метров расположен великолепный арочный мост, выполненный в том же стиле что и здание этого уникального храма, что придает собору законченность и особую величественность. Собор Лас-Лахас – отличная приманка для туристов и паломников, ведь он обладает редкой по красоте архитектурой, чудотворным образом и поэтичной легендой.
Какой бы красотой не отличался собор Лас-Лахас, главной целью иностранных туристов все же является основная святыня храма – наскальный образ Девы Марии с Иисусом. Внутреннее пространство собора Лас-Лахас так организовано, что изображение святых является центральным алтарным образом. Говорят, что богатая одежда Девы Марии первоначально была украшена серебряными и золотыми звездами, а также драгоценностями. К сожалению, за время существования образа эти украшения несколько раз были украдены и восстановлены. К первоначальному образу святых были дописаны короны. По бокам от них находятся фигуры святого Франциска и святого Доминика. С момента, когда это изображение было впервые обнаружено, его ни разу не реставрировали, однако, не смотря на это, краски священного образа продолжают оставаться сочными и яркими.
Ученые так и не смогли выяснить ни природу происхождения наскального образа, ни вещества, которые были использованы для его создания. Существует мнение, что камень, на котором находится образ, более чем на метр вглубь пропитан краской. Что же касается целебных свойств этого образа, то за две с лишним сотни лет они заметно расширились. Изначально было известно, что икона вылечила девочку от врожденной глухоты, сейчас вам каждый скажет, что чудодейственный образ может излечить все – от наркотической зависимости и вплоть до супружеской неверности. Об этом могут свидетельствовать тысячи каменных табличек с благодарностями от исцеленных, которые располагаются вокруг собора Лас-Лахас.