Прародительницей императоров стала богиня солнца Аматерасу, а сам император был объявлен богом в человеческом образе - "арахитогами". Японцы же, по представлениям синтоизма - потомки древнего племени Ямато, сынов Солнца, в незапамятные времена поселившихся на Земле.
Из религии синто вытекают многие национальные традиции японцев, в том числе тесная связь японского искусства с природой, с ландшафтом. Ведь природа - это мир духов. Примечательно, что в Японии нередко гора или лес называется храмом или святилищем, хотя там нет никакой храмовой постройки: присутствие самого сооружения совершенно не обязательно для того, чтобы какую-то часть природы рассматривать как нечто священное. Поэтому синтоистские храмы всегда воздвигались не в городах, а "на лоне природы", в слиянии с ней.
Не является исключением и храм Ицукусима. Он находится на небольшом острове Миядзима, в защищенной от штормовых ветров бухте, и относится к наиболее почитаемым святыням Японии. Особенностью Ицукусимы является то, что часть комплекса сооружена прямо на воде, на сваях.
Одним из самых необычных и известных сооружений в Японии являются грандиозные деревянные ворота Ицукусимы - "тории". Подобные сооружения характерны для синтоистского культа, но в Ицукусиме они достигают гигантских размеров и стоят прямо в воде маленькой бухты. Ворота были построены в 1875 году, спустя семь лет после того, как синтоизм стал государственной религией Японии. Размеры их весьма внушительны - две центральные колонны высотой в 16,2 метра поддерживают верхнюю поперечную перекладину длиной в 23,5 метра. Ворота расположены параллельно главной оси храмового ансамбля.
За воротами, на самом краю бухты, возвышаются белые, с красными шатровыми кровлями здания святилища. Они стоят прямо над водой на сваях, отражаясь в водной глади, как в зеркале. Стоящие на сваях кумирни соединяются друг с другом крытыми галереями, также опирающимися на сваи, а к острову от них ведет красный деревянный мост, покрытый резными украшениями. Вечером на мосту и галереях на всем их протяжении зажигаются цепочки фонарей.
Святилище Ицукусима состоит из множества построек, среди которых - залы для проведения богослужений, залы для "очищения", залы для жертвоприношений. Многие из них закрыты для посторонних и доступны только священнослужителям. На небольшом, покрытом лесом холме, возвышаются пятиярусная пагода и главный храм с так называемым Залом Тысячи циновок. Древнее предание утверждает, что этот зал был построен из ствола одного-единственного камфарного дерева.
Главный храм Ицукусимы посвящен богиням трех стихий - дочерям могущественного бога бури Сусаноо, одного из верховных божеств синтоистского пантеона. Кроме того, здесь существует святилища Окунинуси, сына Сусаноо, и святилище бога Тендзина. Последний - реальное лицо японской истории. Он был императорским министром, умер в 903 году, после смерти был обожествлен в соответствии с синтоистскими традициями и почитается как покровитель учености и письменности.
Святилище Ицукусима основано в XII веке. За столетия своего существования храм неоднократно подвергался стихийным бедствиям: "пожар, землетрясение и наводнение - три беды народа", - говорит японская пословица. Здание храма несколько раз реставрировалось.
На берегу бухты находится храмовая сокровищница, в которой хранится множество старинных предметов и произведений искусства, пожертвованных в разное время храму. Среди них - древние свитки с текстами, художественно расписные веера, оружие и фарфор.
Каждый японец, вступая на священную землю острова, проникается смирением и благоговением, готовясь к встрече с духами божеств, обитающими в святилище. Здесь издавна существовало множество запретов-табу, основанных на различных аспектах синтоистского учения. Так, ни в коем случае не разрешалось, чтобы на острове рождались или умирали люди. Поэтому беременных женщин или очень старых и больных людей, готовых вот-вот уйти к предкам, отправляли на материк.
Фауна на Ицукусиме представлена щедро. Здесь есть и белки, и лисицы, и обезьяны, и почти ручные птицы, и совершенно не боящиеся людей олени, нахально пристающие к приезжим в надежде на вкусное угощение — ломоть хлеба или галету. Сразу за храмом в синеву неба вздымается гора Мисэн высотой 529,8 м. На вершину можно подняться пешком, наблюдая по дороге за жизнью богатой фауны, или канатной дорогой. А у подножья горы расположилась небольшая и единственная на острове деревушка Миядзима. Там постоянно проживают чуть более 2 тыс. человек, занятых в основном в туристическом бизнесе.
Талисманы для сохранения беременности, обережения водителя машины и т. п., продающиеся в кумирне Ицукусима-дзиндзя.
До сегодняшнего дня запрещается брать с собой на остров собак - они могут распугать диких птиц, которые здесь не боятся людей и спокойно берут корм из рук паломников. Некоторые запреты в XIX веке были отменены, но покойников до сих пор хоронят на материке, а их родственники могут вернуться на остров только после ритуального очищения. С середины XX века строгости и ограничения, связанные с посещением священного острова, были в значительной степени ослаблены. Теперь дорога на Ицукусиму открыта и старым и малым, и женщинам и иностранцам. Правда, прежде чем сойти на остров, прибывающим паломникам и туристам объясняют, что на острове нельзя рубить или ломать деревья, убивать животных, рожать детей и умирать.
Одним из элементов синтоистских богослужебных церемоний являются ритуальные танцы. Специально для них в святилище Ицукусима устроена специальная площадка-сцена, которую обрамляют два музыкальных павильона. С ритуальными празднествами, проводившимися в храме, связано и появление здесь театра, в котором шли представления в стиле древнейшего японского театрального искусства - Но. Существующее здание театра было построено в 1568 году. Позднее оно неоднократно перестраивалось и реставрировалось.
Название Миядзима деревня приобрела в ноябре 1950 года, а до этого именовалась Ицукусима-тё (тё — квартал). Миядзима в буквальном переводе означает «храмовый остров». Поэтому и сам остров Ицукусима стали называть Миядзимой. Сейчас в официальном обороте равноправно существует два названия — Ицукусима и Миядзима.
Храм Ицукусима полностью сохранил свое религиозное предназначение. Здесь проводятся службы, храмовые праздники — мацури. Очень популярны среди жителей близлежащей Хиросимы брачные церемонии по синтоистскому обряду в храме на острове. Перед молодоженами и их гостями на специальной площадке храма могут выступить артисты труппы Бугаку, исполнив древний религиозный танец. Но, конечно же, главными действующими лицами на острове стали туристы, бродящие по причалам, непрерывно щелкающие фотоаппаратами и подкармливающие обезьян и оленей. В часы отлива сваи фундамента храма обнажаются, и при желании можно пешком дойти до знаменитых ворот — тории. Правда, идти придется, утопая по колено в иле и наносном песке. Но это — по желанию. А лучше всего приезжать на остров в часы прилива. Тогда храм уподобляется древней ладье, устремляющейся в открытое море, где царят морские богини, покровительницы
храма.
Существует поверье: человек, которому удастся пройти под этими воротами, обретёт счастье и благополучие. Тысячи японцев и иностранных туристов приезжают на остров, чтобы попытать удачу. Пройти под этими воротами можно только во время отлива.