Американский художник Майкл Паркес родился 12 октября 1944 года в городе Сайкстоун, штат Миссури. Учился в Университете Канзаса и в течении четырех лет преподавал изобразительное искусство в Кентском государственном университете в Огайо, а также в Университете Флориды. В молодости он писал картины в стиле абстрактного экспрессионизма, представители которого составляли значительную часть преподавательского состава в то время. Однако в возрасте 26 лет он понял, что обладает лишь техническими навыками, которых недостаточно для того, чтобы стать настоящим художником, и принял решение, круто изменившее всю его жизнь.
В 1970 году он вместе со своей женой Марией отправился в долгое путешествие по Европе и Азии. Это была эпоха хиппи и многие молодые люди обратились к Востоку в поисках новой духовности, которая могла бы сплотить мир, разделенный на два враждующих лагеря. Это была эпоха Beatles, психоделиков и войны во Вьетнаме. Америка вступала в новую эпоху тотальной массовой культуры, в которой не оставалось места для духовного самосовершенствования, и Майкл не хотел становиться частью этого вопиющего насилия над человеческим духом.
Паркес искал вдохновения в восточной философии и религиозных практиках древних культур, изучал религиозные и эзотерические доктрины Востока и Запада: буддизм, индуизм, тантру и каббалу. Вдвоем супруги путешествовали по Индии, Непалу и Пакистану и учились новому восприятию жизни за пределами обыденного мира, поглощенного неутолимой жаждой наживы. Полные энтузиазма они хотели найти, ни много ни мало, источник всего сущего, но к сожалению взятых с собой 800 долларов оказалось недостаточно для столь отважного предприятия. Позднее полученный во время этого путешествия опыт лег в основу жизненной философии Майкла, воплотившейся в его работах.
В 1974 году у них родилась дочь, и супруги были вынуждены вернуться в Европу, где поселились в небольшой испанской деревушке на берегу Средиземного моря. В то время Испания находилась под властью диктатора Франко, но жизнь там была вполне сносной. К тому же, большую часть года там светило солнце, а для любого художника это имеет огромное значение. Впрочем, в ту пору Майкл еще не был готов вернуться к живописи, и занялся изготовлением и продажей кожаных ремней для туристов. На смену приключениям в экзотических странах пришла размеренная жизнь, занятая поисками стабильных доходов. Супругам необходимо было заботиться о подрастающей дочери.
Майкл сменил множество рабочих мест, пока случайная встреча с одним испанским художником не вернула ему вдохновение. Через него Майкл познакомился с галеристом, которому были нужны картины для его новой галереи. Остро нуждаясь в деньгах, Майкл снова обратился к живописи и осознал, что путешествие по Азии дало ему основу для нового взгляда на собственное искусство. Страстно увлеченный восточной философией, он попытался перенести ее на холст и попутно начал экспериментировать с цветной каменной литографией, став впоследствии непревзойденным мастером в этом чрезвычайно трудоемком и кропотливом занятии.
Однако путь к успеху оказался более долгим и тернистым, чем казалось ему в ту пору. Долгие годы Паркес искал себя, вырабатывал собственный неповторимый стиль. Он хотел перевести абстрактные философские идеи на язык живописи, сделав их доступными для зрителей. Лишь к началу 80-х годов он почувствовал уверенность в своих силах и смог найти способ сделать эзотерические концепции зримыми. Отыскав магический ключ к собственному подсознанию, он постепенно отыскал тайную тропу, ведущую к подлинному творчеству. Для этого было недостаточно безупречной техники, нужно было еще научиться путешествовать по ландшафтам внутреннего мира и рассказывать об этом другим людям.
Паркес начал соединять в своих работах различные исторические эпохи, предавая им естественность и вневременность. Костюмы, пейзажи и символы, которыми богаты его полотна, дезориентируют зрителя, погружая его в мир удивительно ярких и четких сновидений. Это определенное состояние сознания не опирается на привычную нам реальность (Паркес даже не использует живые модели), но служит путеводителем по внутреннему миру самого художника, где не существует разделения на различные стили и эпохи. Критики находят в его работах некоторые сходства с творческим стилем бельгийского художника Фелисьена Ропса (1833 — 1898). В них так же прослеживаются мотивы, которые можно встретить у Сальвадора Дали, Рене Магритта, Сандро Ботичелли и Франсиско Гойи. Впрочем, Паркес отнюдь не копирует этих прославленных живописцев, но отталкивается от накопленного ими опыта, чтобы двигаться дальше по избранному им пути. В его работах нет ни какрикатурной демоничности Ропса, ни показного пафоса Дали, ни холодной надменности Гойи, поэтому любые сравнения с ними кажутся искусственными и излишними. Паркес вполне самодостаточен и одарен, чтобы сравнивали с ним, а не его.
Современное прочтение архитипических символов открывает дверь в удивительные пространства неизвестного космоса, который не чужд каждому из нас. Оказавшись в этом пространстве зритель испытывает странное ощущение, будто он бывал уже там раньше, но забыл о своем визионерском опыте. При этом картины Паркеса не являются созданием мира снов, но превосходят любое сновидение своей удивительной ясностью и осмысленностью. Для Паркеса мир снов более реален, чем так называемая «реальная жизнь», поскольку он исходит из самого человека, а не навязан извне репрессирующими сознание догмами и запретами. Художник ставит перед собой цель найти комбинацию символов, которые помогут зрителю погрузиться в свой собственный мир и прочитать его тайные письмена.
Сочетание реалистической манеры исполнения и мифологических образов и мотивов создают удивительные волшебные миры, в которых встречаются друг с другом причудливые животные и крылатые женщины, уродливые карлики и повелители марионеток, печальные тигры и грациозные жонглеры. Сила гравитации не властна над фантазиями, они свободно парят в невесомости, запечатленные на мгновение кистью художника. Здесь нет ничего случайного, но каждая деталь преисполнена особенного смысла и важности. Работы Паркеса требуют кропотливой расшифровки, осуществить которую невозможно без знания мифологической и эзотерической символики.
Картины Паркеса завораживают и заставляют возвращаться к ним снова и снова. В них слой за слоем открываются новые смыслы, о которых, быть может, не подозревал и сам художник. Глядя на его работы, зритель смотрит вглубь себя, обнаруживая доселе неизведанные ландшафты внутреннего мира. За внешней красотой скрывается незримая загадка. Паркес не дает ответов, он лишь задает вопросы, которые должны побудить зрителя к поиску внутренней гармонии. В мирах Майкла Паркеса нет ни прошлого, ни будущего, а лишь круговорот умирающих и возрождающихся образов, изменчивых, но все равно узнаваемых. Магия и реальность сливаются в единое целое, которое и есть человек.
Первая персональная выставка Паркеса прошла в Амстердаме в 1977 году. Затем последовали другие в Базеле, Чикаго, Нью-Йорке, Франкфурте. Его работы одинаково ценимы как частными коллекционерами, так и прославленными галеристами. В 2007 году Майкл был почетным гостем на международной выставке "Venus and the Female Intuition”, проходившей в Дании и Голландии. Также в 2007 году работы Майкла Паркеса легли в основу современного балета Scorpius Dance Theater из Феникса, где его искусство ожило в декорациях и персонажах. Его талант неоспорим, а репутация — безупречна. Майклу удалось не только создать свой собственный уникальный стиль, но и занять подобающее место в мире искусства.
Его работы погружают внимательного зрителя в медитативное состояние повышенной осознанности. В созданном им мире даже чудовища прекрасны и мечтательны, и столь же необходимы для создания общей гармонии, как и ангелоподобные создания. В отличии от тревожно-агрессивного сюрреализма, работы Паркеса дышат удивительным умиротворением. Внимательный к деталям, Майкл тратит много времени на создание каждого шедевра, что нечасто встречается в мире, где художники готовы рисовать множество картин ради удовлетворения коммерческого спроса.
Особое место в творчестве Паркеса занимает каменная литография, которой он увлекся в начале 80-х. В своих работах он использовал до 14 различных цветов, которые приходилось наносить на 14 камней. Однако со временем Майкл усовершенствовал эту технику и начал использовать по 2-3 камня для оттиска. Это ускорило процесс, однако сделало его более рискованным. После того, как цвет отпечатан, его невозможно исправить, и любая ошибка становится фатальной. Из-за этого современные художники практически не занимаются каменной литографией. Однако Майкл находит удовольствие в этом адском труде, поскольку результат многократно превосходит затраченные усилия, особенно если в качестве основы используется не обычный пергамент, а тонко выделанные шкуры млекопитающих (vellum).
Сегодня Майкл Паркес является ведущим представителем магического реализма в живописи. Вместе с женой он открыл собственное издательство Swan King International, которое и занимается теперь публикацией и продвижением его работ. Помимо картин и литографий он занимается аурографией, производством плакатов и литьем бронзовых скульптур. Новые его работы пользуются неизменным успехом и быстро попадают в частные коллекции. Подробнее о творчестве этого замечательного художника и о значении некоторых картин можно узнать на его сайте :
В картине «Радужный Сфинкс» Паркес сажает геральдического монстра на шахматном полу. Белая веревка тянется от гетровых сапог, обвивая обнаженное тело красавицы и намекая на причину молчаливого экстаза. Женские груди на теле льва - знаки мудрости, леопардовые пятна - королевская сила, поджатые губы - постыжение, свисающий груз - земной ориентир.
6. Нубийская девочка (Nubian Girl)
7. Сакральный огонь (Sacred Fire) 2
8. Лето (Summer)
9. Золотая Саламандра
10. Чёрная Орхидея (Black Orchid)
11. Мария (Maria)
В картине "Мария" американский художник специально развешивает в небе тяжелые камни, чтобы показать высоту и легкость полета белого лебедя, которого по традиционному мироощущению соотечественников помещает в центре полотна, как своеобразное ЭГО или свободно парящее Я.
Слова Майкла:пион в древней Греции был Божьим символом для целителей. Здесь он представлен как единственно последний из этого вида. Мужская фигура в Последнем Пионе олицетворяет древний мир магии/медицины, которое прибыло из древних времён египетских и греческих богов. Ангел приносит женскую энергию, чтобы сбалансировать эту мощь и помочь миру, который медленно погружается в хаос.
20. Вне Ночи (Beyond the Night - 1988)
21. Подарок (The Gift - 2008)
Слова Майкла:"Подарок", к рождению нашего первого внука, я хотел сделать картину, которая отразила бы то, невероятно удивительное чувство, которое дети могут принести семье, сообществу, и нашей планете. Пантера охраняет наш смысл надежды с большой свирепостью, потому что без детей, приносящих нам надежду, у нас ничего нет. Это не только о чуде рождения ребёнка, но одновременно и о женской энергии, которая омолаживает и пополняет наши жизни.
22. Последний лев (The Last Lion)
23. Возвращение льва (Lion's Return - 2008)
Слова Майкла:Моя более ранняя картина "Последний Лев" говорила о конце львов на земле с его глубоко огорчённой Девой, ждущей рядом его конца. Она была его создателем и была ответственна за этот вид до его исчезновения на земле. Здесь в "Возвращении Льва", более поздней работы, есть надежда. Лев возвратится. Он теперь не будет таким беспечным и будет бороться за существование. Возможно он чувствует, как человечество медленно начинает понимать, что мы должны бороться за наших братьев меньших. И в некотором смысле, я полагаю, что мы - хранители животных, их "Ангелы хранители", способные к решению, какая разновидность выживет и какие умрут. И таким образом, его рёв, подтверждая его силу и намерение возвратиться и продолжить жизнь на земле.
24. Утреннее солнце (Morning Song - 2008)
Слова Майкла: В индийской музыкальной традиции есть песни, названные рагами: музыка, определяемая в течение определенных времен дня и сезонов. В тот волшебный момент первого утреннего света, арфист играет утреннюю песню, чтобы привлечь русалок. Такие волшебные моменты ужасно хрупки и испаряются если находиться слишком близко. Так, арфист играет с завязанными глазами, потому что русалки могут выйти на волшебные звуки музыки, только если они не будут увидены смертными. Но он может все же услышать их движение в воде и их пение.
25. Сумерки (Nightfall -2009)
26. Вершина (The Summit - 2007)
27. Три грации (The Three Graces- 2004)
Слова Майкла:Эти Три Грации, относящиеся к временам эпохи Возрождения, было известно как спутницы девы богини, Венеры. Они обычно представляли Красоту, Целомудрие и Удовольствие, потому что Венера была известна как богиня любви. Эта любовь имеет земную или физическую любовь. Однако, в более ранние Платонические времена, у греков была более тайная интерпретация той любви, которую воплотила та Венера. Они полагали, что она представляла самую высокую форму духовной любви. Поэтому эти Три Грации не были служанками Венеры, земной чувственности или любви, но они были каменными ступенями для поступления самых высоких энергий, от духовной, воплощеной Венерой, до земной любви. Это - Тишина, Гармония и Порядок.
28. Клеопатра (Cleopatra - 1990)
Слова Майкла:любимый бабуин Клеопатры, 'Олайв', внезапно понимает то, что является хэппенингом его любимой любовнице и кричит (плачет) в мучении.
Одной из самых удачных в композиционном отношении картин является "Клеопатра". При максимальном уменьшении до величины маленькой марки она не потеряет в гармонии и прочтении образа, Благодаря ярко-алому пятну, размещенному по центру, которое закрутило тело Клеопатры, картина держит середину, закон золотого сечения использован здесь. Любопытны и трактовки образов. Крик обезьяны – это голос женского сердца, появление змеи - ее суть.
29. Придворный художник (The Court Painter - 2002)
Слова Майкла:Это - беззаботный взгляд на ежедневные испытания и несчастья в жизни живописца двора. Есть много придворных живописцев всех по возрастов, пытающихся заполучить королевские сюжеты. Мой любимый - художник Веласкес. Это так же любимый Пикассо, который, несколько раз, давал иное толкование картинам Веласкеса.
Их жизни, должно быть, были чрезвычайно трудным примером обхода тонкой гранью лести их сюжетам, пытаясь сказать некоторую правду в своём творчестве. Гойя был самым потрясающим примером живописца двора, который был возмутителен и чрезвычайно храбр. Он рисовал свои королевские сюжеты со зверской честностью, и все же члены королевской семьи почему-то видели себя в работах Гойи как замечательных и красивых из-за их межродственного скрещивания!
30. Сотворение (The Creation - 1987)
Слова Майкла:Во многих древних традициях Божественная творческая сила вселенной является и мужской и женской. Они сотрудничали, но принцип действия был женским с мужской силой, стабилизирующей и поддерживающей её. В моей картине, Сотворение, Она создает человечество. Это - противоположность картине Бога Микеланжело, изобразившего Создателя как бородатого патриарха, создающего Адама. Но почему Она рисует Адама как клоуна? Поскольку она знает, давая жизнь Адаму и добрую волю, что тот сделает много ошибок через многие сроки жизни прежде, чем он наконец возвратит Ей. И там он, одет как клоун, обожая своего Создателя!
31. Сад (The Garden - 2003)
32. Марионеточный мастер (Puppetmaster - 1984)
В "Повелителе марионеток" Паркес отдает должное творчеству Леонардо да Винчи с его известной птицей-хитрецом Зевсом, уподобляясь ей сам.