Яблонская Татьяна Ниловна
(Россия-Украина, 1917-2005)
Игорь Пальмин Татьяна Яблонская. Киев. 1978 год
Татьяна Ниловна Яблонская: «В начале 70-х годов меня потянуло «вглубь». Я почувствовала потребность в живых ощущениях»
1971 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «У синего моря»
1971 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «В саду»
1971 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Чайная»
1971 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Зимний день в Седневе»
1971 год. Яблонская Татьяна Ниловна в поездке по Полесью
1971 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Отдых»
В 1972 состоялась персональная выставка Татьяны Ниловны в Венгрии, в Будапеште. Тогда же ей посчастливилось съездить в Италию, во Флоренцию.
Татьяна Ниловна Яблонская:«Поездка в Италию в 1972 году опять перевернула мое сознание. Искусство раннего итальянского Возрождения поразило меня своей высокой духовностью и искренностью. Никакой имитации, ничего, чистое стремление выразить свои замыслы лучше, в меру своих сил и таланта. После поездки в Италию я твердо убедилась, что в своем творчестве художник никогда не должен заботиться о своей оригинальности, о самовыражении и т.д., чем наполнены были, в основном, устремления «ищущих» художников 60-х годов. По сравнению с высоким, искренним и чистым искусством Пьеро делла Франческа, Мазаччо, Гоццоли, Гирландайо, Мантеньи наши поиски показались мне самовлюбленным ужимками.
Все западное искусство, с которым я тогда познакомилась в Венеции на биеннале, представилось каким-то бредом. Чтобы оригинально, чтобы выделиться, доказать, что ты талантлив, сообразительный других. Шокировать, эпатировать. Зачем? В вихре «-измов», изменяющихся мимолетно блеснуть своим «я»? В погоне за оригинальностью уже давно нет искусства. Отрицается все. Неужели искусство действительно не нужно? Все тлен, все разложения? Пустота и даже что-то - по ту сторону пустоты? Все - бессмыслица. Абсурд. Неужели это так?
Все-таки хочется верить, как верил Сент-Экзюпери, в необходимость для людей чего-то духовно высокого. Иначе человек, по его словам, превратится в цивилизованного дикаря. Хочется верить в то, что искусство нужно людям. Иначе в нем нет смысла работать. И нужно оно не только для того, чтобы отдохнуть от забот в борьбе за существование, от суеты, а главное, для того, чтобы обогащать человека духовно, поддерживать и будить в нем человеческие чувства, чувства гармонии, единения с природой, добра. Так, проще - «любви, добра и красоты», как сказал Лермонтов. Вот именно так. Только для этого и должно существовать искусство. И поэзия, и музыка, и живопись. Чтобы человек был и оставался человеком. Вносить свою хоть крохотную лепту в это, самое важное для человечества, дело. Все остальное - антигуманно, антиморально, греховно. Может, это слишком наивно и упрощенно? Да, наверное, это главное. Я сейчас в это верю.
Под впечатлением поездки в Италию я написала свой «Вечер. Старая Флоренция ». Эта картина - дань моим чувствам и мыслям. Но в ней нет еще свободы, является воздействие искусства старых мастеров. Новый плен. Вот беда - куда ни пойди, всюду плен...»
1973 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Вечір. Стара Флоренція»
В 1974 году за эту картину была награждена серебряной медалью Академии художеств СССР
Картину «Вечер. Старая Флоренция» Татьяна Ниловна для себя определяла как поворот от поверхностно-декоративного к углубленному философского начала. Возможно, живопись здесь и несколько суховата, если сравнивать с другими ее работами, но от этого картина не менее выразительна. Она изобразила саму себя в отеле, вечером, после дня, проведенного в прекрасной Флоренции. Очень точно и с любовью изобразила архитектуру, тонко передала настроение. Купол собора не должен был отражаться в окне, и правда несколько изменена в угоду образа. А рисунок карандашом для фигуры сделала дочь Оля, нарисовав маму со спины. Картина «Вечер. Старая Флоренция» находится в собрании Третьяковской галереи.
1972 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Флоренция»
1973 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) название установить не удалось
1973 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) название установить не удалось
1973 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) название установить не удалось
1975 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «За работой»
1975 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Киевские горы»
1975 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Старая печь»
1975 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Старая теплая печь»
1976 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Зима у старому Києві»
1976 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Пастбище»
1976 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Старый дом»
1976 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Старый дом»
1976 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «У порога»
1976 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Осенний мотив»
В 1977 году была написана еще одна этапная и любимая работа Татьяны Ниловны - картина «Лен». Она часто вспоминала, с каким воодушевлением писала вокруг своего дачного посёлка Седнева этюды к ней. В то время она была под большим влиянием импрессионистов, в частности восхищалась работами Камиля Писсарро. И, действительно, живопись на картине гораздо сложнее, чем в «Флоренции». Татьяна Ниловна говорила, что перецеловала кисточкой каждый сантиметр картины. В мастерской тогда стоял перед ней настоящий большой сноп льна. Небольшой кусочек от него остался и по сей день. А моделью была дочь Оля.
Татьяна Ниловна Яблонская: «В «Льне» - Венецианов. Где же, наконец, я? Опять самовыражения? Нет, просто хочется самого искреннего, своего слова, именно чистого. Наверное, его нет. Нет таланта. Но все равно где-то хоть сколько-нибудь, хоть минимально должна эта искренность проявиться. Может, в этюдах?»
1976 Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) Эскиз к картине «Лён»
1977 Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Лён»
В 1979 году за картину была присвоена Государственная премия СССР.
1977 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «На окраине Рима»
1977 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Осень во Флоренции»
1977 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Понте Веккьо»
1977 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Венеция. Гранд Канал»
1977 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Итальянский пейзаж»
Татьяна Ниловна Яблонская: «Теперь о возвращении к истокам. О живописности. О том, что потеряла бы навсегда.
Уже в начале 70-х годов надо было учить Гаюшу для поступления в художественный институт. Отдавать ее в художественную школу я не хотела - решила учить сама. Оля говорила, что я не имею права учить ее живописи. Потому что в нем ничего не понимаю. Меня это, конечно, очень возмущало. Как так? Что за наглость с ее стороны! Со всех сторон я слышу совершенно противоположное. Еще не остыли и похвалы моим декоративным работам со стороны «передовых художников». А похвалы всегда приятны, даже если ты и сам в этих работах разочаровываешься, - слабый человек. Получается, что в глазах большинства я - «один из самых талантливых живописцев», а по мнению собственной дочери - «ничего в живописи не смыслю». Скандалы и ссоры.
Игорь Пальмин Татьяна Ниловна с дочерью. Киев. 1978 год
в одном источнике указано, что с дочерью Еленой; в другом - с Ольгой...
Но однажды летом я рядом с Олей писала в Седневе этюды и увидела колоссальную разницу в подходе к ним. У меня все получилось очень хорошо, быстро и пусто. Как-то иллюзорно декоративно. Оля, наоборот, работала над каждым этюдом с очень большим напряжением. Цвет у нее был всегда крайне материальным, одновременно оставаясь цветом, краской. Поверхность холста была наполнена напряженной вибрацией. Кроме того, цвет отличался глубоким тоном, плотностью. Я почувствовала огромную разницу между ее крепкими, материальными и одновременно цветными, весомыми работами и моими - легковесными, пустыми, закрашенными.
Начались муки, слезы, неверие в свои силы. Оля объясняла, ругала. И вот я стала прозревать. Начали возникать давным-давно забытые ощущения живой, материальной, красивой живописи, когда вдруг краска начинает превращаться в драгоценную плоть, оставаясь одновременно краской, активно играющей на холсте. Это ощущение возникало далеко не каждый раз, но все чаще и чаще. Я его ждала, добивалась. И ждала.
Нет ничего прекраснее этого ощущения. Это трудно описать. Но это - настоящее. Это драгоценная живопись. И как жаль, что я давно его потеряла, лет 20-30 назад. В лучшие, самые активные годы своей жизни. Мне сейчас кажется: насколько лучше, полноценнее были бы все мои картины, если бы они были по-настоящему написаны. Только настоящая живопись может дать произведению подлинную ценность.
Если бы я не забывала, не теряла этого ощущения, то, возможно, и мои декоративно-этнографические вещи были бы более весомыми и настоящими. А точнее, я бы к ним и не пришла, и все творчество развивалось бы как-то иначе»
1978 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Летний день»
1978 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Утро»
1979 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Зимой на ферме»
1979 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Весенний вечер»
1979 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Натюрморт»
1979 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Весной»
1980 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Гуси»
1980 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Вечер в Толедо»
1980 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Портрет старика»
1970 год. Персональная выставка в Смоленске, Каменец-Подольском; награждается медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина»
1972 год. Персональная выставка в Будапеште; поездка в Италию
1974 год. Награждается серебряной медалью Академии художеств СССР за картину «Вечер. Старая Флоренция»
1975 год. Избирается действительным членом Академии художеств СССР
1976 год. Награждается Почетной грамотой Президиума Верховного Совета УССР
1977 год. Награждается орденом Дружбы народов; поездка в Италию
1979 год. Присваивается Государственная премия СССР за картину «Лен»; поездка в Испанию
Игорь Пальмин Татьяна Яблонская. Киев. 1978 год