Яблонская Татьяна Ниловна ~ Впечатления дороже знаний ~ Часть 1
Яблонская Татьяна Ниловна ~ Впечатления дороже знаний ~ Часть 1
Свои последние пастели она писала левой рукой, будучи почти парализованной, находясь в ограниченном пространстве, у одного окна кухни. На подоконнике менялись натюрморты, за окном — состояние природы. Инвалидное кресло, кухня, окно — и все равно, даже левой рукой, она рисовала каждый день. Как это, жить, не выходя из квартиры, видеть один и тот же пейзаж в окне? «Я счастлива в своем ограниченном пространстве», — говорила она.
Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Веточки липы» 2003
Цикл «Окна» поневоле затянулся из-за тяжелой болезни Татьяны Ниловны. В 1999 году художница пережила инсульт, да так и не оправилась от его последствий. Год до кончины она практически не разговаривала. С Гаянэ и двумя ее детьми общалась только им известным языком. Но продолжала писать — левой рукой, молча — до последнего дня. Свое окно в который раз Татьяна Ниловна нарисовала в предпоследний день жизни. Закончила работу — и тихо отошла.
Родилась 24 февраля 1917 года в Смоленске, в семье учителей Нила Александровича и Веры Георгиевны.
Нил Александрович Яблонский был родом из Вязьмы. Учился в Духовной семинарии, позже – в Духовной академии в Москве. Был исключен за участие в революционных событиях 1905 года.
После исключения из Духовной академии пытался поступить в Петербургскую академию художеств, но не прошел по конкурсу. Тогда по настоянию родителей окончил историко-филологический факультет Московского университета. После его окончания работал в Витебске, затем переехал в Смоленск, где стал работать хранителем Смоленской картинной галереи и учителем рисования; руководил студией пролеткульта и выступал с рисунками в газете «Рабочий путь».
Яблонский Нил Александрович (Россия, 1888 - Германия, 1944) «Портрет немецкого обер-лейтенанта» 1943
Единственная сохранившаяся работа Нила Александровича. Во время войны супруги Яблонские остались на оккупированной территории. По словам жены, он был вывезен в Германию, и дальнейшая его судьба неизвестна.
При всей занятости Нил Александрович находил время для воспитания двух дочерей и сына. Отец был строг и не любил нарушать установленный им порядок домашних занятий. Он меньше всего уповал на врожденные способности Татьяны и Елены, поэтому заставлял их ежедневно рисовать с натуры натюрморты из предметов домашнего обихода, интерьеры. Когда дошла очередь до изображения человека, обязанности натурщика распределялись между всеми членами семьи. В конце учебного года Нил Александрович устраивал выставку детских рисунков с выдачей «премий» за лучшие работы. Рассказывая детям о художниках, он тут же показывал репродукции с картин. Особое предпочтение отдавал живописи Репина и Серова, а также «малых» голландцев и французских мастеров.
Нил Александрович устраивал увлекательные игры, способствующие развитию зрительной памяти, давал задания по составлению орнаментальных композиций из растительного мира, по иллюстрированию прочитанных книг. В доме Яблонских даже «издавался» собственный журнал под названием «Сверчок». Один из номеров «Сверчка» сохранился у Татьяны Ниловны — это обыкновенная школьная тетрадь с рассказами, баснями, стихами и загадками. Каждый «автор» рисовал к своему сочинению заставки, концовки, буквицы, иллюстрации.
Как правило, воскресные дни Нил Александрович проводил вместе с детьми в музеях или в экскурсиях по окрестностям.
В конце декабря окна в доме плотно завешивали одеялами, чтобы никто ни в какую щелочку не увидел у них елку и зажженные на ней свечи.
Строгий регламент жизни, установленный отцом и всегда поддерживаемый матерью, Верой Георгиевной, которая до революции преподавала в гимназии французский язык, способствовал успеваемости детей по всем школьным дисциплинам.
Яблонский Нил Александрович (Россия, 1888 - Германия, 1944) «Автопортрет» 1924
Нил Александрович, как и все разночинцы, воспитанные на Белинском и Добролюбове, душой приветствовал революцию, пока она не произошла. Вместе с передовой молодежью он был за освобождение, за прогресс. Но, увидев рабоче-крестьянское лицо Октябрьской революции, он ее не воспринял. Да так, что не захотел даже отдавать детей в советскую школу, опасаясь коммунистического влияния.
Его тесть, отец жены, Веры Георгиевны, Георгий Варгасов, работал инспектором народных училищ Смоленской и Тверской губерний. А сам он был потомком шляхтичей Великого Княжества Литовского. Будучи по-настоящему интеллигентным человеком, Нил Яблонский с женой и тремя детьми решил бежать от репрессий туда, где о них никто не знал.
В 1928 году они переехали в Одессу, к южной границе. Попытка выехать по морю, через Одессу за границу не удалась. Тогда в 1930 семья поехала в Западную Украину, в Каменец-Подольский, где Таня закончила школу-семилетку. В конце 1933 года Яблонские сумели договориться, чтобы их переправили через границу. На телегу погрузили вещи, посадили детей, но человек, который обещал посодействовать, не пришел. Все просто почернели от страха. Во избежание доносов от лиц, участвовавших в несостоявшихся выездах, Яблонским на рассвете пришлось повернуть на восток, и ехать в Луганск, где никто не знал об их попытке бегства.
Получив дома хорошую подготовку по рисунку, Татьяна Яблонская была принята в 1934 году сразу на второй курс Киевского художественного техникума. После его ликвидации в 1935 году стала студенткой живописного факультета Киевского государственного художественного института, который закончила в 1941 году по специальности «художник-живописец» (мастерская профессора Ф. Г. Кричевского и С. Григорьева).
Здесь Татьяна Яблонская выдвинулась в число наиболее одаренных студентов, училась отлично, была активной комсомолкой, любила спорт, много читала. Помимо академических работ на экзамены всегда представляла наброски и этюды, сделанные дома, в студенческом общежитии, на улицах Киева.
Одна из первых работ второкурсницы Яблонской до сих пор висит в здании Национальной академии искусств и архитектуры (бывший Киевский художественный институт) как образец
написания обнаженной натуры.
1936 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Обнажённая»
Первую летнюю практику Татьяна Яблонская вместе с однокурсниками провела в сельскохозяйственной коммуне в Черниговской области. Лес, озера, пруды, река Десна, мелодичные украинские песни, а главное, чудесные трудолюбивые люди — все это пленяло и запоминалось.
Студенческие работы:
1937 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Повар»
1937 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Старуха с рыбой»
1938 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Натурщица»
Мне блезится, или «Старуха с рыбой» тоже с неё списана?
1938 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Юноша с девушкой»
1938 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Подруги»
Вторая, преддипломная практика проходила в Алупке, на даче Всероссийской Академии художеств. Здесь Яблонская начала по-настоящему постигать особенности живописи на пленере. В процессе работы над дипломной картиной «Возвращение с сенокоса» выяснилось, что этюдов, сделанных в Черниговской области и Алупке, недостаточно для создания картины. Пришлось на все лето отправиться, в Канев.
А осенью этого же, 1940 года, в Киевском художественном институте (где Татьяна Яблонская училась в мастерской Федора Кричевского) открылась выставка её работ – первая в истории института персональная студенческая выставка. В экспозиции были размещены академические постановки и этюды, выполненные во время летней практики.
1940 год приписывается (!) Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) этюд
Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Автопортрет» 1945
В 1940 году Татьяна Ниловна вышла замуж за однокурсника,
живописца
На фотографии Отрощенко Сергей Борисович
Вайнштейн Моисей Исаакович (Россия, 1940 - 1981) «Портрет художника С.Отрощенко» 1971
Отрощенко Сергей Борисович (1910-1988) «Пейзаж»
Отрощенко Сергей Борисович (1910-1988) «Опошнянские Куманцы», «Хохлома» 1962
Отрощенко Сергей Борисович (1910-1988) «На IV-ом участке», «Пейзаж», «Обнажённая натура»
Отрощенко Сергей Борисович (Россия, 1910-1988) «В дни фестиваля» 1958
Отрощенко Сергей Борисович (1910-1988) «Дочь Карпат», «Зимняя сказка»
Весной 1941 года молодые окончили институт с большими планами на будущее, которым, увы, было не суждено сбыться. Война, внезапно ворвавшаяся в жизнь, заставила отложить на время многие начатые дела. Сергей Борисович сразу был призван в армию и на целых три года стал художником фронтового Дома Красной Армии. А Татьяна Ниловна была беременна, и только благодаря этому удалось добиться направления в эвакуацию в восточные регионы. Для сестры Елены Ниловны направления в эвакуацию не достали, и она решила ехать с сестрой так, спрятавшись перед самым отходом поезда под полку в вагоне.
Елена и Татьяна Яблонские
24 июля 1941 года, сразу по приезде в Саратов, где жила их тетя Варвара, работавшая врачом, Татьяна Ниловна родила дочь Елену (Отрощенко, в замужестве Бейсембинова).
На поселение сестер отправили в колхоз «им. Штейнгардта», село поволжских немцев, которых Сталин выселил в Казахстан в самом начале войны. В освободившихся домах начали размещать беженцев из западных регионов СССР. Им достался добротный дом с мебелью, засаженный огород, корова. Елену Ниловну определили учетчицей в тракторную бригаду, а Татьяну Ниловну (когда дочку Леночку уже можно было отдать в ясли) направили работать овощеводом. О мольберте, кистях, красках пришлось на время забыть. Даже нормальную женскую одежду они тогда не носили — ходили в выданных спецовках и телогрейках.
В колхозе Татьяна Ниловна косила, полола, скирдовала, молотила, возила на волах воду для поливки огородов, словом, была заправской колхозницей. Здесь она «познала радость труда в коллективе и воочию убедилась, сколь велико значение взаимной поддержки в тяжелую годину, горела желанием побольше сделать для колхоза, для его людей».
Изредка ей удавалось сменить грабли или вилы на кисть живописца. Она безотказно выполняла просьбы колхозниц «срисовать» с фотографии погибшего на фронте мужа или сына. Таких портретов за три года пребывания в колхозе Татьяна Ниловна сделала немало.
Вернувшись в апреле 1944 года в освобожденный Киев, она сразу же окунается в педагогическую работу - руководит «сборным курсом» студентов, многие из которых недавно были солдатами. Поразившись увиденному вокруг, Татьяна Ниловна пишет на картинах «Враг приближается» и «Разрушенный Киев» о фашистском вторжении.
1945 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Враг близко»
1946 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Автопортрет»
1947 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Почта»
В 1947 году семья пополнилась ещё одна дочерью, Ольгой (1947-1999), ставшей тоже живописцем.
В этом же году была написана картина «Перед стартом», выдвинутая на Государственную премию.
1947 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Перед стартом»
Татьяна Ниловна Яблонская: «Трепетно-свежее ощущение чистого зимнего дня с сиянием молодых лиц мне хотелось передать именно через живопись, через краску, через поверхность холста. Это были еще неокрепшие, подсознательные ощущения, не подкрепленные ни убеждением, ни творческим опытом. Картина «Перед стартом», как говорится, «прозвучала» на одной из послевоенных всесоюзных выставок. Ко мне уже приходили и репортеры, и фотографы. Вот-вот должно было выйти постановление. Уже якобы все было решено. И вдруг поворот на 180 градусов - постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», об опере Мурадели. Письмо (кажется, так было) Жданова. Удар по «формализму». Сокрушительный удар, от которого и более крепкие головы закачались, не то что моя. Закачался даже богатырь Дейнека, даже Сергей Герасимов, даже Фаворский. А что говорить о девчонке, только что ставшей на самостоятельную дорогу? Я еще не так уж сбилась с пути, я все же еще держалась!
В институте началось «гонение на ведьм». Нельзя было и заикнуться об импрессионистах студентам. Возник термин «подножный пейзаж», что значит подробнейшее выписывание деталей в пейзаже на первом плане.
Все это, конечно, действовало. Как-никак сталинская эпоха. Но я была еще не до конца напугана. Меня выручала любовь к жизни и восторженность»
Картину «Перед стартом» сняли с подрамника, и она долго валялась в подвалах Музея украинского искусства. Вместо премии Татьяна Ниловна получала лишь какие-то бранные эпитеты.
1948 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «За вязанием»
Следующим созданным полотном, огромным, почти в четыре метра, ставшим самым известным, было полотно «Хлеб».
Летом 1948 года она побывала в кооперативной артели им. Ленина в селе Летава, где делала рисунки и зарисовки с натуры. Создавая обобщенный образ, она включила в картину и конкретность факта: на первом плане неслучайно изображен мешок, на котором указаны точный адрес места и время действия.
Однако артель в Летаве была «образцово-показательным» колхозным хозяйством, в которое партия и правительство вкладывали огромные деньги и наделяли самой лучшей сельскохозяйственной техникой. А из рядовых колхозников делали «передовых тружеников села» и «маяков колхозного соревнования». За год до приезда художницы в Летаву одиннадцать членов артели были награждены Золотыми звездами Героев Социалистического Труда. Ордена Ленина получили 19 передовиков, а 209 тружеников - другие правительственные награды.
1948 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) Этюд
1949 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Портрет Анны Горячок»
1949 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Село Летава. Возвращение с работы»
Такая же идеализированная фальшь была заложена и в холсте Татьяны Ниловны. Ей изначально отводилась роль «маяка» советского соцреалистического искусства. Но в первоначальном варианте картина «не дотягивала» до «образцово показательной», и Татьяне Ниловне пришлось в сжатые сроки ее дорабатывать.
Жизнерадостный пафос, горы золотого зерна на колхозном току, счастливый коллективный труд, великолепная серебристо-голубая аура вокруг белых одежд здоровых красавиц-колхозниц, которые ступают как античные богини по изобильному зерну. Всё это было призвано утвердить в сознании зрителей идею торжества социалистического бытия.
1949 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Хлеб»
Татьяна Ниловна Яблонская: «Картину «Хлеб» я писала с полнейшей отдачей, с сердцем, полным любви к этим женщинам, к зерну, к солнцу. Что нужно еще, кроме правдивого изображения жизни?
Картина имела небывалый успех на выставке, в результате - Сталинская премия. Прекраснейшая по силе правдивого ощущения, по красоте живописи картина Пластова «Жатва», которая экспонировалась вместе с «Хлебом», была признана хуже моей! А в картине Пластова одно ведро с холодной водой и жадно пьющий ее вспотевший ездовой в кумачевой рубахе дороже всего моего творчества. Когда смотришь на картину Пластова, горло жжет от летящей с молотарки половы, а у меня все-таки – плакат...»
По воспоминаниям племянницы: «на Сталинскую премию Татьяна Ниловна купила сразу пять ситцевых платьев - целое богатство по тем временам»
Татьяна Ниловна Яблонская: «После «Хлеба» я уже начисто забыла все живописные задачи. Жизнь, жизнь, жизнь! Закончила картину «В парке». Писала невинные сюжеты вроде «Весны» (кстати, критик Портнов, недавно уехавший на старости лет в Америку, настойчиво советовал мне назвать ее «Мы требуем мира!», иначе, мол, не прозвучит). «Весна» - уже падение во всем. Это уже чистейший фотографизм, натурализм и полная пассивность. И - тоже премия! Ну как не поверить, когда тебя так хвалят? В то время много было написано всевозможных детских сюсюкающих картинок. И все казалось хорошо, «художественно»...
1950 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Весна»
1950 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «В парке»
1950 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «На улицу хочется»