Нэцкэ (яп. 根付 netsuke, нэцукэ) — миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой резной брелок.Нэцкэ – это маленькие фигурки, с ювелирным мастерством вырезанные из слоновой кости, моржового клыка, дерева, древесного корня, черепахового панциря, оленьего рога; реже – из коралла, янтаря, нефрита, мыльного камня или металла. Обычно нэцкэ были небольшого размера от 2–3 до 15 см.
Нэцкэ использовалось в качестве подвесного брелка на традиционной японской одежде кимоно и косодэ (帯鉗), которая была лишена карманов. Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые ёмкости (называемые сагэмоно 下げ物). Ёмкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетёных корзинок, но наиболее популярными были ящички (инро), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру (одзимэ 緒締め). Инро крепились к поясу кимоно (оби) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили нэцкэ. Узел шнура прятали в одном из двух химотоси (紐解) — отверстий нэцкэ, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, нэцкэ служило одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды.Впервые нэцкэ упоминаются в японской энциклопедии «Киммо дзуи», вышедшей в свет в 1690 г. Эти нэцкэ по форме были похожи на круглую лепешечку рисового печенья. Как правило, их изготовляли из дерева. Чуть позже, тоже в XVII в., появились нэцкэ, выполненные в виде лакированных коробочек.Настоящим расцветом нэцкэ можно считать начало XIX в. Нэцкэ стали изготовлять по индивидуальным заказам.
изображения кликабельны*
Слоновая кость, резьба. Япония XIX в. Подпись Гекусэй.
Пожелание Счастья, Долгих лет жизни, Крепкого здоровья, и Мира
Нэцке – достояние японской культуры
Посвящается моей подруге Монне...
Очаровательные минискульптуры нэцке в настоящее время – изысканное украшение интерьера, хотя в древности они выполняли более прозаическую роль – служили брелоком-противовесом для закрепления на поясе кимоно необходимых в повседневности вещей.
Несколько столетий назад нэцке первоначально выполняли лишь функции полезных в быту аксессуаров - помогали их владельцу не растерять ключи, мешочки с табаком или различной хозяйской мелочевкой. Все фигурки нэцке тесьмой или красивой лентой прикреплялись к предметам, в которых у людей была постоянная надобность, либо перебрасывались через пояс кимоно. Другой возможности носить при себе множество необходимых мелочей у японцев, живших в давние времена, не было: в их костюмах карманы отсутствовали.
Возникнув в Китае (подвесные брелоки нэцкэ китайцы изготавливали уже в 3 веке до нашей эры), искусство изготовления нэцке, точнее «нэцкуе» - резных брелоков для верхней одежды, заимствовалось мастерами Японии и именно там получило большое развитие. В XVII веке нэцке уже не просто брелок-противовес, а вид миниатюрной скульптуры с довольно широкой тематикой и богатством материалов, из которых изготавливались фигурки. Первые нэцке, которые появились в Японии, называли «китайская вещь» или «китайская резьба». На пояс кимоно японцы прикрепляли вещи вроде кисета или ключа, ящички инро, а узел пояса прятался в отверстие нэцке. Более поздняя форма существования нэцке – окимоно. Эти скульптуры, которые не имели отверстия для шнура, появились ближе к XIX веку и несли чисто декоративную функцию.
Как правило, когда говорят об окимоно, имеются в виду фигурки из слоновой кости, реже – из дерева.
Нэцке изначально изготавливали из очень большого количества материалов, которые, кстати, имели свою символику. Пожелание здоровья, например, могло сопровождаться подарком фигурки из слоновой кости, так как она в то время широко использовалась в китайской медицине как лекарство практически от всех болезней. Прилегающую к одежде часть фигурки оставляли плоской, чтобы ее обладатель мог без ущерба для композиции соскоблить немного порошка. Кроме дерева и слоновой кости – традиционных для нэцке материалов - мастерами использовались также рога оленя, буйвола, нарвала, носорога, клыки животных (вепря и тигра), металлы, бамбук и фарфор, янтарь и кораллы, агат и нефрит, стекло, черепаховый панцирь.
Изначально в роли нэцке могли использоваться самые разнообразные предметы: отдельные части холодного оружия или даже морские раковины.
В XVII-XVIII веках искусство изготовления нэцке получило особенно широкое развитие. Появились школы мастеров-нецекуси. Сюдзан Есимура из Осаки и Томотада и Масано из Киото остались в истории как выдающиеся мастера изготовления нэцке. К сожалению, о жизни и работах выдающихся мастеров нецекуси известно очень мало. Для тех, кто всерьез интересуется нэцке, большим помощником может стать сборник «Сокен Кисё», в котором можно узнать о самых известных нецекуси в истории и их работах.
Фигурки нэцке отразили практически все стороны жизни Японии своего времени. Это связано с долгим периодом изоляции Японии, обычаями и законами, которые ограничивали возможности для самовыражения японцев.
Благожелательная символика нашла своеобразное выражение в нэцке, поэтому самые популярные в Японии фигурки нэцке – это изображения семи богов счастья (Ситифукудзин). Людям свойственно надеяться на лучшее и желать добра своим близким.
Легенда гласит: «Семь богов счастья не являются уроженцами Страны восходящего солнца — они были взяты из пантеонов заокеанских религий и прибыли на Японский архипелаг с материка на такарабунэ — корабле сокровищ». Это величавое событие, согласно японской мифологии, произошло, приблизительно, в XIV веке. Обычное разъяснение возникновения прекрасной семерки всходит к буддийской сутре, в какой сказано, что при правильном следовании законам, изложенным в сутре, «семь несчастий немедля пропадут, а семь благ здесь же явятся».
Примечательно, что в божественной группе оказались представители разных религий — синтоизма, буддизма, даосизма и индуизма.
Жители страны Восходящего Солнца их коллективно называют Ситифукудзин, хотя у каждого бога есть и свое имя, и личные особенности. Обычно храмы, входящие в цепочку паломничества к Ситифукудзин, строились недалеко друг от друга.
В новогоднюю ночь многие жители страны Восходящего Солнца выходят из дома, чтоб в первые часы после полуночи оказаться у ворот синтоистского либо буддийского храма и получить благословение небесных сил на весь последующий год. Для простоты можно, естественно, сходить в соседний храм, где и приобрести надлежащие талисманы и амулеты. Именуется это "хацумодэ" — первое свидание с богами. Если необходимо придать такому визиту нрав официальности, можно побывать в центральном либо более почитаемом храме городка. Так, обитатели Токио и столичных округов в новогоднюю ночь дружно устремляются к храму Мэйдзи, но идеальнее всего совершить паломничество — мэгури — по 7 храмам, любой из которых посвящен одному из 7 богов счастья.
Ситифукудзин...
О, ветер со склона Фудзи!
Принёс бы на веере в город тебя,
Как драгоценный подарок.
Басё.
Речь идет о боге ветра, которого называют Футэн.
Дядюшка попутный ветер, божество, приносящее удачу в пути, оберегающее путешественников от всевозможных неприятностей.
А еще - символ нежданного богатства. Каждому несёт то, в чём он нуждается, - кому счастье, любовь, другим здоровье и т.п. Большие мочки – символ мудрости и доброты.
Шоусин, бог счастья, считается покровителем медицины. Изображается с огромным посохом из корня женьшеня и волшебным персиком бессмертия в руке. Часто к посоху привязана тыква-горлянка с чистой хрустальной водой – символом жизни и долголетия. Приносит здоровье, исцеление от тяжёлых недугов и долголетие.
Хотей – бог общения, который всегда улыбается, бог изобилия и достатка. Бог веселья и благополучия. Считается, что он предопределяет людские судьбы и помогает в осуществлении заветных желаний.
С этим связано поверье: если потереть животик Хотея триста раз, думая о чём-то хорошем, то загаданное обязательно исполнится. Изображение Хотея связано с конкретным персонажем, жившем в Китае в конце Х века – маленьким толстым монахом по имени Ци Ци, который ходил по деревням с большим холщовым мешком и чётками. Легенда гласит, что там, где он появлялся, к людям приходила удача, здоровье и благосостояние. Если кто-нибудь спрашивал, что находится в его мешке, то он отвечал: «Там у меня весь мир». Однажды уже будучи пожилым, сидя у какого-то храма, Хотей сказал: «Эх, люди, люди, не узнали вы меня. А ведь я грядущий Будда-Майтрейя». И, действительно, считается, что Хотей является эманацией Будды-Майтрейи. На Востоке пришествие Будды-Майтрейи понималось как упорядочение Вселенной, как достижение мировой гармонии; в народном осмыслении означало наступление эры процветания, благополучия, довольства и беззаботной жизни для всех людей. Неслучайно поэтому Хотей считался воплощением счастья и беззаботности. В XVII веке он был канонизирован в Японии и стал одним из семи богов счастья. Заражает своей жизнерадостностью, положительно влияет на финансовую ситуацию. Также помогает воспринимать трудные ситуации с лёгкостью.
Дайкоку – обещает богатство, у него за спиной всегда мешок риса (на фото он слева). Дайкоку часто изображают вместе с Эби-су, богом счастья и удачи, и идут они рука об руку. Эби-су и Дайкоку могут изображаться и по отдельности, но когда они рядом - это символизирует гармонию между духовным развитием и материальными благами - это специально для тех, кто опасается, что, став богаче, станет и черствее.
Эбису - это бог счастья и удачи, а также торговли (что особо важно для тех, кто занимается торговлей), служит талисманом достижения гармонии, помогает в выборе партнера по жизни, защищает дом от измен и предательства. Эбису изображется со священной рыбой Тай - символом удачи и духовности (на фото он справа).
Мастера фэншуй говорят, что Дайкоку (Величавый Темный) — яростное божество индийского буддизма, страж веры. Изображался шестируким и трехликим.
Но в качестве талисмана он изображается в другом виде — в виде бога счастья: в костюме-каригину, в шапке тори-эбоси, с колотушкой, мешком магического риса и крысой, так как по легенде крыса спасла Дайкоку от гнева богов, которые хотели его убить. Мешок с небесным рисом — знак богатства и достатка. Крыса (либо мышь) — ассистент Дайкоку: она прогрызает в его мешке дырочки, и магический рис сыплется с неба на землю прямо в руки людям.
Дайкоку пляшет и постукивает своим молоточком. С каждым ударом его магической колотушки возрастает в мире благоденствие, счастье, здоровье и любовь.
Рекомендуется как можно чаще созерцать танец Дайкоку — и ваше внимание будет вознаграждено активным действием талисмана.
А если Шоусин, Эбису и Дайкоку размещены сразу втроем, то это означает, что перед вашими глазами сразу тройной талисман: пожелание огромной удачи, процветания и долголетия.
Сиванму – царица неба, одна из бессмертных (буквально,"матушка-владычица Запада"). Сиванму пользуется большой популярностью. Считается, что она дарует счастье в любви, здоровье и благополучие, спасает от неудач и неприятностей. В частности, её образ привлекателен тем, что она считалась хозяйкой сада в горах Куньлунь, где росли волшебные персиковые деревья, плоды которых даровали бессмертие и исцеляли от тяжёлых недугов. Персиковые деревья расцветали раз в тысячу лет. Из волшебных персиков Сиванму готовила целебные снадобья, приносящие не только исцеление и бессмертие, но и необыкновенные способности, как, например, способность не тонуть в воде. Символ храбрости и небесной удачи. Хорошо подходит молодым, чтобы не боялись мечтать о великом, совершать грандиозные поступки. Кто будет поступать храбро, тогда эта женщина придёт на помощь и поможет достичь цели и успеха.
Мудрец Дарума - олицетворение мужества и силы духа.
Известны три основные разновидности нэцке:
Катабори – изображают фигурки людей, мифических существ и животных:
Кагамибута – небольшая коробочка, обычно округлая и плоская:
Мандзю (нэцкэ в виде толстого диска, выполненного чаще всего из слоновой кости) – известны разнообразием и красотой узоров на их поверхности, а по форме напоминают рисовые лепешки:
Иногда делается из двух половинок. Изображение делается гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепёшкой мандзю. Одной из своеобразных разновидностей мандзю является композиция, составленная из нескольких миниатюрных театральных масок.
В виде нэцке мастера часто изображали знаменитых личностей из истории и воинов,
мифических и религиозных существ, животных (знаки восточного гороскопа)...
Завзятые игроки в Японии носили для удачи нэцке в виде черепа и змей:
Мастера-нецекуси любили изображать смешные сценки: то проснувшегося наутро гуляку, то русалку, с которой заигрывает осьминог. Есть фигурки, изображающие сцены из фольклора: борьбу людей с демонами, очень сильного ребенка, народного героя – Кинтаро. Изображали нэцке и детские игры, и повседневные занятия, и разнообразные предметы.
Таково своеобразное эстетическое кредо мастеров нецекуси «ваби-саби» - красота простоты, что характерно для всего искусства Японии и Китая.
Фигурки нэцке давным-давно утратили свою утилитарную функцию. Теперь нэцке – это, прежде всего, изящная скульптура, призвание которой - будоражить эстетические чувства своего обладателя.
Спасибо Анатолий! Вот японцы всегда улыбаются- у них для каждого случая есть свой Бог, который им помогает. Далёкое, своеобразное для нас искусство, интересно мир познавать.