СВЯТИТЕЛЬ ПЕТР ~ МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ ЧУДОТВОРЕЦ
Святитель Петр, митрополит Московский
Собор Московских святителей Ермоген, Алексий, Петр, Иона и Филипп
Святой митрополит Петр родился на Волыни от благочестивых родителей. Двенадцати лет поступил в монастырь. Достигнув священства, он по благословению своего наставника удалился из монастыря и основал обитель в уединенном месте на берегу реки Рати. Здесь он так прославился подвигами благочестия, что сделался известным всей Волыни. В 1308 году патриарх Константинопольский Афанасий возвел св. Петра на Русскую митрополию. Много трудностей испытал Первосвятитель в годы управления. В страдавшей под татарским игом Русской Земле утверждал истинную веру, призывал враждовавших князей к миролюбию и единству.
В 1325 году свт. Петр по просьбе Иоанна Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, что имело важное значение для всей Русской Земли. Свт. Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. Скончался в 1326 году.
[Жития] [Иконы] [Молитвы] [Храмы] [Святыни]
Святитель Петр, митрополит Московский
Собор Московских святителей Ермоген, Алексий, Петр, Иона и Филипп
Святитель Петр, митрополит Московский, родился на Волыни от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Еще до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность ее сына. В 12 лет юный Петр поступил в монастырь. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий святитель внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам. За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха. После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Ратс он поставил келлию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.
Успение Богородицы
Однажды обитель посетил Владимирский митрополит Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.
Михаил Тверской
Когда митрополит Максим скончался, Владимирская кафедра некоторое время оставалась незанятой. Великий князь Владимирский, а им был в это время святой Михаил Тверской (память 22 ноября), направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию.
По совету Галицкого князя Юрия игумен Петр также отправился к Константинопольскому Патриарху для принятия святительской кафедры. Бог избрал для окормления Русской Церкви святого Петра. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: "Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии". Слова Божией Матери в точности исполнились:
Патриарх Константинопольский Афанасий (1289 - 1293) с собором возвел на Русскую митрополию святителя Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием. По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, а затем переехал во Владимир.
Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.
В 1312 году святитель совершил поездку в Орду, где получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства.
В 1325 году святитель Петр по просьбе великого князя Иоанна Даниловича Калиты (1328 - 1340) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.
Московские святители
По его благословению в Московском Кремле в августе 1326 года был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это было глубоко знаменательное благословение великого первосвятителя Русской земли. 21 декабря 1326 года святитель Петр отошел к Богу. Святое тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил. Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте, он был причтен к лику святых. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятителн.
О нем постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра. В 1472 и 1479 годах совершалось перенесение мощей святителя Петра. В память этих событий установлены празднования 5 октября и 24 августа.
Святитель Пётр родился около 1260 г. в знатной боярской семье на Волыни. Перед его рождением мать его увидела во сне, что держит на руках агнца, а между рогами его растёт дерево, покрытое цветами, плодами и горящими свечами. Семи лет дитя начало учиться грамоте, но безуспешно, пока, наконец, во сне неизвестный не коснулся его уст. После этого сна он стал хорошим учеником.
Двенадцати лет будущий святитель поступил в монастырь. Руководился он “Лествицей” преп. Иоанна и особенно прилежал к смирению и послушанию. Начало его иноческого пути было очень трудным: он исполнял тяжёлые работы на кухне, обрабатывал землю, мыл братские власяницы. В то же время изучал иконопись. По довольном испытании старец благословил его поселиться на безмолвии на берегу реки Рати, где он создал Преображенский монастырь.
Монастырь этот посетил митрополит Всероссийский Максим (6 декабря), и игумен Пётр поднёс ему икону Богоматери своего письма, именуемую Петровской, хранившуюся впоследствии в Успенском Кремлёвском соборе в Москве. Известны и другие иконы его письма.
По кончине митрополита Максима возник вопрос, кому быть митрополитом Российским: Галицко-Волынский князь Юрий Львович послал в Царьград ставиться своего избранника игумена Ратского монастыря Петра, а Вел. Кн. Тверской и Владимирский – тверского игумена Геронтия. Игумен Пётр прибыл первым, а игумена Геронтия задержала буря. Во время её явилась ему Богородица и сказала, что митрополитом Всероссийским должен быть Пётр. То же самое было открыто и Патриарху Афанасию. Митрополит Пётр получил титул Киевского, но Киев лежал в развалинах, и он, подобно своему предшественнику, перенёс кафедру во Владимир.
В самом начале своего служения святителю Петру пришлось перенести большие скорби: на севере были недовольны поставлением южнорусского игумена, и на него были возведены тяжкие обвинения. Дело это разбиралось на Соборе и окончилось полным оправданием нового митрополита и посрамлением его недругов. Но святитель Пётр отнёсся к ним с такой любовью, что сразу же завоевал всеобщее уважение.
Кроткий и мягкий, когда дело касалось лично его, святитель Пётр был строг в церковном управлении. Для блага своей паствы он совершил большое путешествие по всея Руси; он был и в Золотой Орде, где добился разных льгот для духовенства. В его время среди язычников-татар стало распространяться магометанство: эту веру принял сам хан Узбек. Один из проповедников ислама, называвший себя Сеидом, то есть потомком Магомета, появился среди русских. Святитель Пётр лично выступил против него и победил его силой своего слова.
Больше всего огорчали святителя раздоры между князьями. Всячески старался он умиротворить их. Раз он приехал для этого в Брянск и чуть не был убит. Но тяжёлее всего для него была распря Вел. Князя Михаила Ярославовича Тверского (22 ноября) с племянником его князем Георгием Даниловичем Московским, по проискам которого у Вел. Князя был отнят его титул, а сам он был убит.
Однако же святитель провидел, что объединит Русь Москва. Он часто посещал этот небольшой и незначительный тогда ещё городок. Местный князь Георгий Данилович постоянно отлучался и поручал правление брату своему князю Иоанну, прозванному народом за его нищелюбие Калитой (кожаный мешок для денег). С этим князем митрополит Пётр очень сблизился, часто беседовал с ним и о церковных делах, и о будущем Москвы и предсказал ему грядущее величие его рода. Он хотел перенести свою кафедру в Москву, где князь Иоанн построил для его временных посещений дом; но для этого нужно было сперва воздвигнуть кафедральный собор, и по мысли митрополита в 1326 г. был заложен в Московском Кремле Успенский собор. В основании его, у жертвенника, святитель устроил себе гроб.
После этого князь Иоанн увидел во сне необычайно высокую гору, покрытую снегом; снег этот быстро растаял, а потом исчезла и гора. Святитель объяснил князю, что растаявший снег предвещает его близкую кончину, а гора – самого князя. Было и откровение свыше самому святителю о его близкой кончине, но неизвестно какое.
Вскоре он скончался на молитве во время Вечерни 21 декабря 1326 г. Князя в это время в городе не было. Когда он вернулся, тело почившего было перенесено священниками в Успенский собор и там погребено при громадном стечении народа. Во время этого шествия один иноверный христианин увидел, что святитель сидит в гробу и благословляет народ на обе стороны. Исцеления начались тотчас же.
Через год (1327 г.) Успенский собор был закончен и освящён. Новый митрополит Феогност был во всём верен памяти и заветам почившего. Он остался жить в Москве, непрестанно молясь у гроба его, и сам был свидетелем многих чудес. Обо всем этом он донёс Вселенскому Патриарху и получил повеление причислить новоявленного чудотворца к лику святых. Св. мощи святителя Петра трижды обретались нетленными: в 1382 году во время нашествия хана Тохтамыша, когда гроб его обгорел, в 1477 году, когда обрушились стены собора, и в 1479 году, когда Успенский собор был вновь воздвигнут в настоящем его виде итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти.
Сохранились два поучения святителя Петра к пастве, касающиеся семейной жизни. Жития святителя Петра были написаны преосвященным Прохором, епископом Ростовским, рукоположенным самим святителем, а также святым митрополитом Киприаном. Память его совершается 21 декабря (3 января) и 24 августа (6 сентября).
Списатель жития Святителя Петра – Митрополит Московский Киприан не сообщает нам точной даты рождения святого, но указывает на то, что родился будущий Святитель в конце XIII-го века в благочестивой русской семье, и уже двенадцатилетним отроком поступил в одну из российских обителей. Отложив мирские одежды, он отложил всякое мирское попечение и посвятил себя служению Богу. Возрастая от силы в силу, и укрепляясь в добродетели, святой становится игуменом одной из обителей. В 1308 году он отправляется в Царьград, где Патриарх Константинопольский Афанасий с собором епископов поставляет Петра на Всероссийский Первосвятительский Престол.
Посох святителя Петра
Почти 20 лет прослужил Святитель Божий у кормила Церкви, неся непрестанный подвиг попечения о вверенной ему пастве. В 1326 году угодник Божий преставился ко Господу. Почитание митрополита Петра началось сразу после его кончины, и через девятнадцать лет его приемник – Митрополит Московский Феогност прославляет его в лике святых. Святитель Божий погребен в Успенском соборе Московского Кремля. Рядом с ним почивает святыми мощами и прославивший его святой Митрополит Феогност.
ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ, МОСКОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА
(память 24 августа/6 сентября)
Святитель Петр, митрополит Московский и всея России, скончался 21 декабря 1326 года (сведения о нем помещены под 21 декабря/3 января) и был погребен в приготовленной им самим гробнице в стене Успенского собора Московского Кремля, с левой стороны жертвенника. В 1472 году древний Успенский собор,
к тому времени обветшавший, стали перестраивать. В присутствии митрополита Московского Филиппа I (1464—1473) и нескольких епископов 14 июня разобрали надгробие святителя и увидели нетленные мощи, лежавшие открыто и сиявшие небесной славой. Оказалось, что в 1382 году во время пожара при нападении на Москву полчищ хана Тохтамыша огонь проник в гробницу святителя и уничтожил гроб святого. Тело же осталось невредимым.
Честные мощи святителя Петра были переложены в новую каменную гробницу. Тогда же собор епископов установил праздник перенесению мощей святителя Петра 1 июля. Через два года строившийся храм обрушился, мощи святителя были засыпаны, но не повредились. Великий князь московский Иоанн III вызвал из Италии выдающегося зодчего Аристотеля Фиоравенти, под руководством которого 17 апреля 1475 года был заложен новый Успенский собор. Мощи святителя Петра были на время поставлены в храме во имя преподобного Иоанна Лествичника (по другим источникам, под Ивановскую колокольню). 12 августа 1479 года новый Успенский собор был освящен. 24 августа честные мощи святителя Петра митрополитом Геронтием (1473—1489) с епископами, великим князем Иоанном Васильевичем (1440—1505) и его сыном Иоанном (1458—1490) были торжественно перенесены в новый собор и поставлены на прежнем месте. В этот день было установлено празднование в честь перенесения мощей святителя Петра, Московского и всея России чудотворца (прежнее празднование 1 июля было отменено).
От святителя Петра сохранилось три послания. Первое — к священникам с увещанием достойно проходить пастырское служение, усердно пасти духовных чад. Оно заканчивается изложением церковного законоположения о вдовых священниках: с целью ограждения их от нарекания и соблазнов им предлагалось поселяться в монастырях, а дети должны были определяться на воспитание и обучение в монастырские школы. Во втором послании святитель призывает священников быть истинными пастырями, а не наемниками, заботиться об украшении себя христианскими и пастырскими добродетелями. В третьем послании святитель Петр снова дает наставления священникам об их пастырских обязанностях, а мирян увещевает исполнять заповеди Христовы.
Выдающаяся церковно-государственная деятельность святителя Петра уже современникам давала основание сравнивать его со святителями Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустым. Главный подвиг святителя Петра — борьба за единство Русского государства и благословение Москвы как собирательницы Русской земли.
Русское ~ 1