Я в первый раз видел работы художника Анатолия Шинкарчука «живьём». Они поражают воображение – от естественной «необработанности» холста до предельной яркости красок. Начать рисовать в 32 года? Почему бы и нет, если присутствует дремлющий дар?
Если мы всё-таки согласимся с искусствоведами, объявившими искусство Шинкарчука «наивным», есть нечто, компенсирующее «простоту» его полотен – Божья благодать, веющая над ними. Картины Шинкарчука – это апофеоз «нездешнего» цвета. Непривычно яркие краски вызывают ощущение некоего ультрафиолета, сквозь призму которого художник смотрит на мир. Цвет у него – больше, чем цвет. Именно поэтому «интернетные» варианты его полотен так проигрывают реальным холстам. При сугубо реалистических сюжетах, взятых из жизни, живопись Шинкарчука берёт своё именно цветом. Это какое-то «восьмое чудо цвета»! Как волшебные очки Изумрудного города из сказки про Элли. "Зимой и летом – одним цветом" – это можно сказать и про живопись Анатолия Шинкарчука. Зимний пейзаж у него почти не отличается по колориту от летнего. Так, на зимнем – слегка обозначен падающий снежок. И всё. Яркие, сочные краски лета остались и в зимних пейзажах. Думается, это не случайно.
Иногда такой «наив», как у Шинкарчука, попахивает настоящим авангардом – полюса восприятия смыкаются. Во многих картинах юмор и глубокая философия выносятся «за скобки» полотен, присутствуя рядом с ними в поэтических комментариях. И всё это – и картина, написанная немеркнущими красками на мешковине холста, и её «оправдание» – сопутствующая полотну и «проясняющая» его надпись – образуют единое целое. Как интересен, например, пейзаж с собакой, дремлющей во дворе частного дома. «Собака иногда подаёт голос», – читаем мы, – чтобы окружающие не забыли о её существовании. Так иногда поэты, певцы и художники тоже «подают голоса», чтобы люди о них не забывали.
Александр Карпенко — русский поэт, прозаик, композитор, ветеран-афганец. Член Союза писателей России.