Александр Блок был еще и очень тонким литературным критиком, он написал целый ряд эссе на самые актуальные темы.
"Вечерняя Москва" предлагает подборку цитат из критических эссе Блока. [more]
Душа писателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в лаборатории слов. Тем временем перед слепым взором ее бесконечно преломлялась цветовая радуга. И разве не выход для писателя - понимание зрительных впечатлений, уменье смотреть? Действие света и цвета освободительно. Оно улегчает душу, рождает прекрасную мысль. ("Краски и слова", 1905)
Литературы великих мировых эпох таят в себе присутствие чего-то страшного, то приближающегося, то опять отходящего, наконец разражающегося смерчем где-то совсем близко, так близко, что, кажется, почва уходит из-под ног: столб крутящейся пыли вырывает воронки в земле и уносит вверх окружающие цветы и травы. Тогда кажется, что близок конец и не может более существовать литература. Она сметена смерчем, разразившимся в душе писателя.
Так кажется иногда в наше время; но это обманчиво. То, что имеет подобие смерча, есть только дикий вопль души одинокой, на миг повисшей над бесплодьями русских болот. Прошумит этот крутящийся столб из пыли, крови и болотной воды, и оставит за собой все то же бесплодие, и где-нибудь далеко упадет и иссякнет, так что никто и не узнает об этом.
А над трясиной мирно качается голубой цветик - большой глазок, открытый невинно и... сентиментально. ("Безвременье", 1906)
Тот, кто узнал любовь, помнит о смерти. Душа его расцветает, она способна впивать в себя все цвета и звуки, дышать многообразием мира, причаститься мировому Причастию. Влюбленная душа - самая зрячая и чуткая, она как бы видит вдаль и вширь, и нет предела ее познанию мировых кудес. Это - душа кудесника, и влюбленный сам становится кудесником. Вот почему любовь, как высшая тайна, - родная стихия заклинаний отсюда они появляются, вырастая, как цветы из бездны.("Поэзия заговоров и заклинаний", 1906)
Ведите, ведите интеллигентную жизнь, просвещайтесь. Только не клюйте носом, не перемалывайте из года в год одну и ту же чепуху и, главное, не думайте, что простой человек придет говорить с вами о Боге. Иначе будет слишком смешно смотреть на вас и на ваши серьезные "искания", и мы, подняв кубок лирики, выплеснем на ваши лысины пенистое и опасное вино. Вот и вытирайтесь тогда -- не поможет: все равно захмелеете, да только поздно и неумело: наше легкое вино отяжелит вас только, только свалит с ног. И на здоровье. ("Литературные итоги 1907 года", 1907)
Всякий деятель культуры - демон, проклинающий землю, измышляющий крылья, чтобы улететь от нее. Сердце сторонника прогресса дышит черною местью на землю, на стихию, все еще не покрытую достаточно черствой корой; местью за все ее трудные времена и бесконечные пространства, за ржавую, тягостную цепь причин и следствий, за несправедливую жизнь, за несправедливую смерть. Люди культуры, сторонники прогресса, отборные интеллигенты - с пеной у рта строят машины, двигают вперед науку, в тайной злобе, стараясь забыть и не слушать гул стихий земных и подземных, пробуждающийся то там, то здесь. И только иногда, просыпаясь, озираясь кругом себя, - они видят ту же землю, - проклятую, до времени спокойную, - и смотрят на нее как на какое-то театральное представление, как на нелепую, но увлекательную сказку. ("Стихия и культура", 1908)
Художники насчитываются десятками, и число их растет вместе с утончением и развитием культуры. Но истинных художников всегда мало, они считаются единицами. В переходные, ночные эпохи, как наша, может быть и вовсе нет их в мире, потому что ни у кого не хватает сил вести корабль ночным проливом - между Сциллой красивых, легких, пьяных струй, за которыми легко хмелеющую душу дразнит недостижимый призрак прекрасного, и Харибдой тяжелых, неподвижных и непроницаемых скал, за которыми покаянная душа страдальчески провидит недостижимый призрак должного. ("Три вопроса", 1908)
Последнее и единственно верное оправдание для писателя - голос публики, неподкупное мнение читателя. Что бы ни говорила "литературная среда" и критика, как бы ни захваливала, как бы ни злобствовала, - всегда должна оставаться надежда, что в самый нужный момент раздастся голос читателя, ободряющий или осуждающий. Это - даже не слово, даже не голос, а как бы легкое дуновение души народной, не отдельных душ, а именно - коллективной души. Без такой последней надежды едва ли .можно даже слушать как следует голос критики: не все ли равно, что говорит обо мне такой-то, когда я не знаю и никогда не узнаю, что думают обо мне "все"? ("Душа писателя", 1909)
Символистом можно только родиться; отсюда все то внешнее и вульгарное мракобесие, которому предаются так называемые "реалисты", из всех сил старающиеся стать символистами. Старания эти настолько же понятны, насколько жалки. Солнце наивного реализма закатилось; осмыслить что бы то ни было вне символизма нельзя. Оттого писатели даже с большими талантами не могут ничего поделать с искусством, если они не крещены "огнем и духом" символизма. Предаваться головоломным выдумкам - еще не значит быть художником, но быть художником - значит выдерживать ветер из миров искусства, совершенно не похожих на этот мир, только страшно влияющих на него. ("О состоянии символизма", 1910)
Человек от века связан с природой, со всеми ее стихиями; он борется с ними и любит их, он смотрит на них одновременно с любовью и с враждой. Эта связь со стихией есть связь романтическая. ("О романтизме", 1919)
Поэт - величина неизменная. Могут устареть его язык, его приемы; но сущность его дела не устареет. Люди могут отворачиваться от поэта и от его дела. Сегодня они ставят ему памятники; завтра хотят "сбросить его с корабля современности". То и другое определяет только этих людей, но не поэта; сущность поэзии, как всякого искусства, неизменна; то или иное отношение людей к поэзии в конце концов безразлично. ("О назначении поэта", 1921)

Кобзон не хочет быть народным артистом Украины
Свое заявление Кобзон делает через СМИ, и пусть украинские власти сами принимают решение. "Я считаю ниже своего достоинства разговаривать с ними и обращаться к ним", - подчеркнул певец.
МОСКВА, 26 ноя — РИА Новости. Народный артист СССР, а также РСФСР и Украины Иосиф Кобзон сообщил РИА Новости, что хочет, чтобы его лишили звания народного артиста Украины, однако не намерен обращаться к нынешним властям этой страны и предпочитает сделать заявление об этом через средства массовой информации.
В сентябре Днепропетровский горсовет лишил Кобзона звания "Почетный гражданин города Днепропетровска". На этой неделе стало известно, что Полтавский городской совет решил "наказать" Кобзона из-за его позиции по Донбассу, лишив его звания Почетного гражданина Полтавы.
"Да, я намерен отказаться от звания народного артиста Украины. Я не собираюсь обращаться (к властям Украины — ред.). Они же не обращаются ко мне, когда лишают меня звания почетного гражданина Днепропетровска, Полтавы. А почему я к ним должен обращаться?" — сказал РИА Новости Кобзон.
Он добавил, что свое заявление он делает через СМИ, и пусть украинские власти сами принимают решение. "Я считаю ниже своего достоинства разговаривать с ними и обращаться к ним", — подчеркнул певец.
Иосиф Кобзон родился в городе Часов Яр Донецкой области. Он является почетным гражданином нескольких городов Украины. В феврале 2014 года Кобзон поддержал политику Москвы в отношении Украины, что вызвало негодование в стране. После того, как Днепропетровский горсовет лишил его звания "Почетный гражданин города Днепропетровска", народный артист заявил, что рад этому, поскольку не хочет иметь ничего общего с нынешней днепропетровской властью.

Немецкий философ и писатель Рихард Давид Прехт (Richard David Precht) на токшоу "Майбрит Ильнер" (maybrit illner) на госканале Германии ZDF о взаимоотношениях России и Запада на фоне ситуации на Украине.
Владимир Путин побеждает президента США Барака Обаму в голосовании «Человек года» по версии Time. В этом году сайт Time предложил читателям выбрать одного из пары мировых политиков, бизнесменов и общественных деятелей. На данный момент в паре Путин – Обама российском лидеру свои голоса отдали 73% участников голосования на сайте издания, его американскому коллеге – 27% голосов. Голосование продлится до 6 декабря, его результаты станут известны 10 декабря.
Русское ~ 1
Фильм Никиты Михалкова.
В своем фильме-исследовании Никита Михалков анализирует книгу Ивана Алексеевича Бунина "Окаянные дни" - его дневниковые записи, которые он вел во время революции 1917 года в России, до своего отъезда из страны.
Никита Михалков проводит параллели с сегодняшним днем, размышляет о судьбе России, о русском характере, о причинах случившейся в 1917 году революции и о том, что такое революция для России.