Андо Хиросиге (1797-1858) - один из самых известных и почитаемых мастеров японской живописи и гравюры.
Имя художника Хиросигэ для многих любителей японского изобразительного искусства является синонимом наивысшего мастерства, достигнутого в ксилографии. Ни до, ни после него искусство укиё-э не поднималось на столь головокружительную высоту, не получало столь однозначного признания как внутри страны, так и за ее пределами.
Цветочный павильон на склоне Дангодзака в Сэндаги
Монастырь Мокубодзи, река Утигава и поля Годзэнсаихата
Склон Аоидзака за воротами Тораномон
Территория святилища Акиба в Укэти
Переправа Сакасаи
«Открытие горы» в святилище Хатиман в Фукагава
Вид Первой улицы в районе Нихонбаси
Дамба на реке Отонасигава в Одзи
Сосна «Гохонмацу» на канале Онагигава
Украшенный город, праздник Танабата
Магазины тканей в квартале Одэмматё
Водопад Фудо-но таки в Одзи
Хиросигэ считают гением пейзажа, хотя искусство этого мастера носит гораздо более многоплановый характер. Из-под его кисти вышли великолепные портреты женщин, актеров, исторических деятелей, юморески, изображения птиц и цветов. Наряду со станковой гравюрой он создал немало рисунков для вееров, конвертов, игральных досок, театральных афиш. Одни лишь усилия по иллюстрированию книг могли обеспечить Хиросигэ славу великого художника. Некоторые искусствоведы считают, что творчество Хиросигэ стало одним из мощнейших стимулов, повлиявших на формирование школы европейского импрессионизма. Итак, перелистаем страницы из жизни и творчества этого гения.
Бесспорно, что принадлежность к определенной социальной среде, впечатления, полученные в детские годы, в значительной степени сказываются на формировании мироощущения любого художника. Японские писатели, поэты, скульпторы, графики — не исключение из этого всеобщего правила.
Будущий великий мастер укиё-э родился в семье небогатого самурая. Его отец, Гэнэмон Андо занимал наследственную должность начальника пожарной дружины в центральном районе столичного Эдо. Пожары в городах и поселках, выстроенных преимущественно из дерева и соломы, приключались часто. Поэтому отец всегда был при деле. Как представитель воинского сословия самураев, он получал за свою службу рисовый паек, что позволяло семье сравнительно легко сводить концы с концами. В 1797 году в семье Андо родился мальчик, которому дали имя Токутаро.
В самурайских семьях детей учили грамоте с младых ногтей. А грамотность и каллиграфия, без преподавания которой в то время не обходилась ни одна школа, помогли мальчику быстро освоить умение пользоваться кистью, тушью, разбираться в качестве бумаги. В школе ученикам давали основы буддийской философии, конфуцианской этики. А это вело к углубленному осмыслению истории страны, ее культуры, литературы, изобразительного искусства.
Токутаро повезло и в том, что в пожарной дружине отца служил Ринсай Окадзима, самодеятельный художник, горячий поклонник школы Кано. В меру сил он помог любознательному мальчишке познакомиться с основами монохромной живописи. Уже в те юные годы Токутаро оценил изобразительное богатство и потенциал рисунка тушью, когда ее тончайшие оттенки передают не только абрис предмета, но и сложнейшие переливы света и тени, а свободное пространство в рисунке является его важнейшим смысловым компонентом.
По традиции японцы могли за годы жизни не раз менять свои имена. То же произошло и с сыном пожарного. Свое младенческое имя после смерти родителей Токутаро сменил на Дзюэмон. Ему только-только исполнилось 13 лет, но как старший сын он принял на себя наследственную должность в пожарной дружине, а вместе с ней и ответственность за благосостояние семьи. Еще одно имя, которым он пользовался в юные годы, было Токубэй.
Несмотря на частые выезды на пожары, у юноши оставалось достаточно времени, чтобы не оставлять увлечение рисованием. Более того, в 15 лет ему удалось стать учеником известного мастера школы Утагава. Правда, Андо просился в ученики к тогдашнему главе этой школы — Тоёкуни. Но мальчишка чем-то не приглянулся мэтру, и пришлось идти в ученики к менее именитому Тоёхиро Утагаве (1773-1823). Ученичество предполагало копирование работ наставника, чередовавшееся с нудной работой по растирке туши и красок, подготовке бумаги и кистей, а также уборку помещения, прислуживание хозяину мастерской и старшим ученикам. Обычно на освоение навыков рисовальщика уходили годы, но талантливый ученик проявил себя с самой лучшей стороны, и спустя год ему было предложено сдать экзамен на звание мастера. В 1812 году Андо получил подписанный учителем диплом мастера школы Утагава. Теперь ему пришлось вновь изменить имя. На своих работах он стал ставить подпись Хиросигэ Утагава (новое имя было составлено из двух иероглифов, первый — хиро — был взят из имени учителя, а второй — сигэ — почерпнут из родословной семьи Андо).
Молодой мастер не покинул учителя и еще несколько лет трудился в его мастерской, углубляя свои знания традиций школы Утагава. Одновременно он приглядывался к творчеству и других мастеров, работавших в Эдо. Естественно, что первые работы Хиросигэ в основном повторяли каноны жанра бидзинга, характерного для школы Утагава. В 1821 году он выпустил серию гравюр «Восемь изображений красавиц в интерьере и на воздухе». Однако женские портреты, исполненные в те годы Хиросигэ, вряд ли могли получить высокую оценку. Пожалуй, единственным, кто уже в тех ранних работах разглядел талант будущего мастера, был издатель Кисабуро Иватоя. Он заказал молодому художнику иллюстрации к двум повестям писателя Саннин Тори. Эта работа Хиросигэ приглянулась. В будущем (1822-1824) он сам написал несколько книжек и проиллюстрировал их. Свои ранние работы, выходившие за рамки школы Утагава, Хиросигэ подписывал псевдонимом Итиюсай («Сосредоточившийся на искусстве»). В полном соответ-ствии с этим псевдонимом Хиросигэ пришлось отказаться от других видов заработка. Он передал свой наследственный пост в пожарной дружине, а следовательно, и главенство в семье Андо дяде, правда, с условием, что тот вернет его сыну художника по достижении им совершеннолетия.
У Хиросигэ вырабатывается вкус к станковой гравюре. Но постепенно ее герои — гейши, красавицы, актеры — как бы отступают на второй план, оставляя место главного действующего лица пейзажу. Безусловно, своим интересом к пейзажным зарисовкам Хиросигэ обязан оглушительному успеху первых листов серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи», подготовленных Хокусаем.
После смерти издателя Иватоя (примерно в 1830 г.) Хиросигэ вынужден был искать другого покровителя своего творчества. С учетом новой моды в покупательском спросе художнику пришлось внести коррективы в свою работу. Его главной темой в этот период становятся изображения птиц и цветов.
Тематика катёга (изображения цветов и птиц) примыкала к пейзажу. Основы этого жанра были заложены еще в средневековом Китае. Потом его успеху в немалой степени способствовали художники школы Кано. В этом жанре прославились Корюсай, Утамаро, Масаёси Китао и Сигэмаса Китао. Огромным спросом у публики эти листы пользовались и потому, что рисунки сопровождались стихами именитых поэтов. Появился даже некий синтетический жанр хайга (стихи-картины). Именно на этом поприще завоевывал себе признание Хиросигэ.
Преодолев рамки школы Кано, проповедовавшей идеально-канонические пейзажи «горы-воды», но все еще не избавившись от набора характерных для этой школы приемов, Хиросигэ обращается к городскому пейзажу. В 1831 году в издательстве Кавагути выходит серия из 10 горизонтальных гравюр «Виды Восточной столицы». Он запечатлел самые известные места Эдо — мост Рёгоку, Новую Ёсивару, Сусаки и т. д. В то время районы плотной городской застройки чередовались с полями и парками. Поэтому Эдо предстает в этой серии не только своими домами, улицами и мостами, но также и типично сельскими пейзажами.
Примечательно, что свои гравюры этого периода художник подписывает все тем же псевдонимом Итиюсай, но с другим иероглифическим написанием, что теперь можно перевести как Сосредоточившийся на сокровенном.
А весной 1831 года начинается новый этап в творчестве Хиросигэ. Сам он обозначил его очередной сменой псевдонима. Теперь его подпись Итирюсай можно толковать как Независимый от других. Очевидно, это — заявка на собственный путь в мире укиё-э.
В это время художник пробует себя в самых различных жанрах. В ряде издательств выходят многолистовые серии изображений птиц и цветов. Продолжается работа над городским пейзажем Эдо. Но всенародная слава Хиросигэ была лишь на подходе. И связана она была с путешествием из Эдо в Киото.
Каждый год в качестве ритуального жеста всесильный правитель страны сёгун отправлял к императорскому двору в Киото подарок — белую лошадь. Это событие обставлялось пышным церемониалом. Подарок императору должны были сопровождать высшие чиновники страны. В свиту включались и представители мира искусств — поэты и художники. В 1832 году право пройти с церемониальным шествием было предоставлено Хиросигэ, хотя, не исключено, что это — мифологический сюжет из биографии художника.
Тракт Токайдо, соединявший две столицы — императорскую (Киото) и сёгунскую (Эдо), — шел по тихоокеанскому побережью острова Хонсю. 488 километров дороги были разделены 53 станциями, где можно было сменить носильщиков, перекусить и заночевать. Дорога Токайдо не раз избиралась японскими поэтами и писателями как сквозной сюжет для серий стихов и рассказов. Особой популярностью, например, пользовался роман Икку Дзиппэнся (1765-1831) о забавных странствиях двух плутоватых друзей «На своих двоих по Токайдо». Виды Токайдо пытались запечатлеть на своих свитках и художники, в том числе Моронобу Хисикава (?-1694). Менее известные графики в меру собственных сил не раз иллюстрировали путеводители по Токайдо с подробным описанием станций, мест для ночлега, харчевен, мостов, местных достопримечательностей.
Искусствоведы по сей день спорят, преодолел ли Хиросигэ весь путь до Киото и обратно. Зарисовки с первых шести (от Эдо) станций на пути явно были сделаны с натуры. А остальные впечатления (особенно, с 17-й станции и далее), считают иные эксперты, были почерпнуты, скорее всего, из иллюстрированных путеводителей, во множестве издававшихся в те годы. Так это было или иначе, окончательный вывод сделать довольно трудно. Вернувшись домой, Хиросигэ начинает работать над серией «Tokaido gojusantsugi» («Пятьдесят три станции Токайдо»). Первые листы серии были выпущены издателем Хоэйдо Такэути в свет еще в 1831 году, то есть за несколько месяцев до начала путешествия. В этом нет ничего странного, ибо тракт Токайдо начинался из центра Эдо. Естественно, художник мог сделать свои первые наброски и даже подготовить листы о первых станциях, не удаляясь особенно далеко от собственного дома и не дожидаясь поездки в Киото. К 1834 году вся серия стала достоянием публики. В том же году она была издана двумя цветными альбомами. Вся серия включала 55 листов: 53 станции и две крайних точки маршрута — мост Нихомбаси в Эдо и мост Сандзёбаси в Киото.
Успех серии был огромен. Хиросигэ ввел в пейзаж жанровые мотивы, что на некоторых листах фактически стерло грань между пейзажными и бытовыми зарисовками. По популярности она конкурировала с шедеврами Хокусая из серии «Тридцать шесть видов Фудзи». Повышенный спрос на пейзажи Хиросигэ привел к тому, что художник за последовавшие годы 20 раз возвращался к тем же сюжетам, внося каждый раз некоторые изменения, давая изображения под другим углом зрения, изменяя формат и т. д. Поэтому первый вариант серии, в дальнейшем именуемый специалистами и любителями как «Большой Токайдо», во многом отличался от серии, отпечатанной издателем Марусэй Рэйсё в горизонтальном формате, или от той же серии графических листов в вертикальном формате (1853). Гравюры серии «Пятьдесят три станции Токайдо» заложили основу национального лирического пейзажа.
Воодушевленный успехом, Хиросигэ приступает к подготовке новых пейзажных серий. В 1834 году выходит серия «Знаменитые виды Киото», в 1834-1835 годах — «Восемь видов провинции Оми», в 1834-1842 годах — «Шестьдесят девять станций Кисокайдо» (имеется в виду дорога, идущая из Эдо в Киото по горному маршруту), в 1835-1836 годах — «Восемь видов Канадзавы», в 1878-1879 годах — «Восемь видов окрестностей Эдо».
Святилище Кумано Дзюнися в Цунохадзу
Мотофудзи в Мэгуро
Хаккэйдзака, Сосна Повешенного Доспеха
Мост Нихонбаси в ясную погоду после снегопада
Застава туманов
Святилище Канда-мёдзин на рассвете
Улица Хирокодзи в Ситая
Возвышенность Суванолаи в Ниппори
Вид на север от горы Асукаяма
Мэгуро, пруд Тиёгаикэ
Андо Хиросиге (1797-1858) - один из самых известных и почитаемых мастеров японской живописи и гравюры. Его работы оказали большое влияние не только на всю последующую японскую живопись, но и на европейское искусство. В частности, большими почитателями Хиросиге были знаменитые импрессионисты Ван Гог, Гогег, Дега, Сезанн и другие. Но, в первую очередь, его творчество осталось в сердцах миллионов его земляков и ценителей прекрасного во всем мире. Хиросиге создал новый для японского искусства тип камерного пейзажа, наполненного глубокими лирическими чувствами и ощущениями. Его роль в этом подобна роли Левитана в развитии русского национального пейзажа. В своих произведениях Хиросигэ с удивительным мастерством передавал самые разнообразные явления природы: дождь, снег, туман и лунные ночи (серии «53 станции Токайдо», 1833-1834; «36 видов Фудзи» 1854-1858). Много работ Хиросигэ посвятил птицам и цветам (серия «Ласточки и камелии в снегу», ок.1830). Отличительными чертами его произведений являются лаконизм и острота рисунка, красота и выразительность силуэтов, богатство тональностей одного цвета. Отталкиваясь от реальных мотивов конкретного проявления природы, он всегда стремился к созданию высоко-декоративного произведения. В естественной красоте окружающего его мира он выделяет отдельные детали, контрастное сопоставление которых приводит к особому живописному эффекту - мягкость пушистого снега и графическая острота сосновых иголок, ясно различимый контур исчезающих в туманной дымке предметов... Хирошиге, один из самых известных художников гравюры, родился в Эдо, в девятом году Эры Кансэй (1797) в семье мелкого самурая Андо Гэнъэмона, который был чиновником пожарного департамента сегуна в Эдо (старое название Токио). Уже в раннем возрасте Токутаро (детское имя художника) проявил талант к рисованию. Развитию его художественного вкуса способствовала и та среда, в которой он жил. Общий уровень образованности японских горожан был довольно высок. Обучение грамоте в храмовых школах знакомило их с основными вопросами буддийской философии, культуры и конфуцианской этики. Довольно обширная осведомленность в области истории, литературы, театра, изобразительного искусства - все это было частью жизни горожан. Обучение живописи Хиросигэ начал под руководством мастера Окадзима Ринсай (1791-1865), представителя школы Кано. Освоение стиля Кано считалось основой для воспитания представителя класса самураев. Когда Хирошигэ было 13 лет, умерли его родители, мальчик должен был занять наследственный пост отца. Однако, его больше привлекала карьера художника. В 1811 году он становится учеником одного из известных художников гравюры на дереве Утагава Тоёхиро (1773-1828). Хотя в действительности Хиросигэ хотел бы учиться у Тоёкуни I (1769-1825), главы школы Утагава, но был им отвергнут. Тоёкуни объяснил свой отказ огромной занятостью. Неизвестно, как сложилась бы творческая судьба Хиросигэ, если бы он попал в мастерскую к Тоёкуни I, который был известен как сильная художественная личность, подавляющая учеников своей индивидуальностью. Вполне возможно, что при долгом сотрудничестве с ним оригинальный талант Хиросигэ был бы нивелирован, и, может быть, он пошел бы традиционной дорогой мастеров школы Утагава, специализирующихся на театральных гравюрах и изображениях красавиц. И, хотя Утагава Тоёхиро не был таким знаменитым, как Тоёкуни I, но он был талантливым педагогом и выдающимся учеником Тоёхару (1735-1814), основателя школы Утагава (укиё-э). Известно, что Тоёхару использовал западную технику линейной перспективы в своих гравюрах. Знания и мастерство в этой области он передал Тоёхиро. Хиросигэ также создавал пейзажи, в которых он мог применить технику западной линейной перспективы. Его ранние работы в качестве ученика Тоёхиро, представляли собой изображения воинов и актеров, а позже и изображения красивых женщин. В то же время он не ограничивал себя рисунками для гравюры. Хиросигэ изучал стиль Нанга, базировавшийся на китайской пейзажной живописи династий Мин и Цин, где основой изображения пейзажа (гор, холмов, деревьев) была линия. Он также занимался живописью в стиле Сидзё. Отличительная особенность этого стиля состоит в использовании отмывок тушью для убедительности в передаче атмосферных эффектов, а также для точного воспроизведения натуры...
Shinkarchuk + Joe Хисаиси ~ УКРАИНА + ЯПОНИЯ ~ СОНАТИНА + ГРАФИКА очень понравились ваши эксперименты с зелёным. Вы просто волшебник изумрудных городов и изумрудного цвета. Смотришь на графику и у тебя появляется чувство, что в ней не один мир, а сразу изображено их несколько.