Там, где сердце всегда носил я, Где песни слагались в пути, - Болит у меня Россия, И лекаря мне не найти.
А. Дольский
...Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья...
Н. Некрасов
Непроста судьба у художника, который «плывет против течения», не соответствуя общепринятым вкусам и мнениям: много врагов найдется и у него, и у его произведений. К таким авторам можно отнести и Василия Шульженко.
Сначала – краткая биографическая справка. Родился Василий в Москве в 1949 году. В 1973 году окончил Московский полиграфический институт. Член живописной секции МСХ с 1978 года. Свой жанр художник определяет как «Фигуративная живопись в жанре свободной фантазии». Работы его находятся в Государственной Третьяковской галерее и других музейных и частных коллекциях в России и за рубежом. Живет и работает в Москве.
Творчество Василия Шульженко не оставляет равнодушным никого, но мнения о нем самые полярные: его или любят, или ненавидят, считают глубоким знатоком русской души и русского народа – и обвиняют в ненависти к этому народу, к своей стране. Часто художника клеймят популярным нынче словечком «русофоб».
За границей отношение к картинам Василия тоже не совсем однозначно: большинство видят в их героях «русских дикарей», достойных, в лучшем случае, презрительной жалости. На фоне такого дикарства столь приятно гордиться достижениями западной цивилизации и культуры. Американские критики, правда, пеняли Василию Шульженко, что, дескать, персонажи его картин часто изображаются курящими (!) - это противоречит идее здорового образа жизни и показывает дурной пример (!!!) (Все остальное, надо думать, хороший пример... И вообще, будто героев картин Шульженко можно представить без цигарки в зубах.)
«Да и что за темы берет художник?! – воскликнет, пожалуй, любитель России идиллической, «правильной», такой, какой обычно ХОТЯТ ее видеть, какой она часто предстает на полотнах многих популярных ныне художников. – Сплошная пьянь, грязь, вплоть до похабства, вплоть до изображения тошнотворного сортира в провинциальном городишке. Уродливые, гротескные лица и фигуры, скабрезные позы, иногда вообще – "сюр", но, опять-таки, обязательно с "грязнотцой", неприглядный, неприятный…»
Но если внимательно вглядеться в картины Шульженко, в глаза его героев, то поймешь, что художник совсем даже не презирает и не ненавидит их и страну, плотью от плоти которой они являются. Он ЛЮБИТ этих людей – любит, но видит трезво, не сквозь «розовые очки», а такими, какие они есть. Сквозь неприглядную внешнюю оболочку он видит и ценит их силу, жизнестойкость, самобытность и – глубоко скрытую ВНУТРЕННЮЮ красоту. Он БОЛЕЕТ за них, хочет, чтобы они жили лучшей, достойной жизнью. Иногда – лишь иногда! - художник «скатывается» до своего рода карикатуры, видно, когда уж слишком «достают» внешние неприглядности…
Упавший
Я помню репродукцию этой картины, опубликованную в каком-то журнале лет 20 назад. Тогда она называлась «Упал…», что, мне думается, более точно передает ее смысл – человек не является «упавшим», падшим, он просто УПАЛ, то есть это явление временное, случайное. Упал пьяный русский мужик, да и растянулся в своей могучести на всю землю, ноги – через реку, голова – в лесу, здоровенные руки бессильно раскинуты… Это на СВОЮ землю он упал, ОН ее хозяин, ее сын, ее боль. Наберется ли он от матушки-земли сил, словно легендарный Антей, восстанет ли для новой жизни или так и будет лежать, бессмысленным пьяным взором глядя в небо? Ведь САМ напился, САМ упал – никто не толкал его. Хочется верить, что САМ и встанет, и найдет в себе силы зажить по-другому…
Когда-то в ненависти к русскому народу, в стремлении опорочить Россию обвиняли и художников-передвижников, и таких писателей, как Салтыков-Щедрин и Гоголь, да и многих других, ныне прославленных деятелей русского искусства. Доставалось от патриотов-обвинителей даже таким светочам, как Пушкин и Толстой. Кстати, Шульженко обвиняют, в частности, в «кощунственном» изображении двух последних: Пушкин представлен уж очень похожим на обезьяну, с удовольствием кушающую апельсин, а Толстой бодро взмывает ввысь на турнике.
Пушкин
Лев Толстой
Но если вспомнить, что лицейским прозвищем Пушкина было «обезьяна», а Толстой действительно следил за своим здоровьем, занимался гимнастикой и восхищал ребятишек в яснополянской школе своим умением ловко подтягиваться и вертеться на турнике, то… какое же здесь кощунство? Это добрый юмор, и больше ничего, так подшучивают над теми, которые «свои», родные… Думаю, увидь Пушкин и Толстой себя в изображении Василия Шульженко, они бы поняли и оценили это, да и посмеялись бы весело.
Достается Шульженко и от любителей идеализированного изображения русской истории.
Наполеон овладевает Россией
Само название одной из картин – «Наполеон овладевает Россией» - приводит таких идеализаторов в ужас, что же говорить о содержании: Наполеон, уже в «полной боевой готовности», держит в объятиях безвольную полуголую бабешку-Россию, явно пьяненькую, и решительно собирается ею «овладеть» в том самом смысле…
Наполеон в Москве на Садово-Каретной
Но если посмотреть на другую картину, «Наполеон в Москве на Садово-Каретной», становится ясно, что «овладение» это просто пригрезилось императору-насильнику: растерянно бродит он по людной московской улице, а народ просто не обращает на него внимания, занятый своей повседневностью. Всякие наполеоны и наполеончики – явление временное, отвергаемое русской жизнью. Они могут сколь угодно мечтать об «овладении» Россией: «мечтать не вредно», ехидно замечает русская поговорка. «Червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае», - это русский солдат Платон Каратаев из «Войны и мира» Толстого.
Кутузов и Наполеон
И вот уже Наполеон смиренно выслушивает поучения Кутузова, который совершенно по-домашнему расположился и парит босые усталые ноги в горячей водичке. А что? он, действительно, у себя дома, в России! Русская красавица, подающая самовар, явно строит глазки бравому французкому генералу, стоящему за спиной Наполеона. Еще неизвестно, кто кем овладеет!
Распятие
А какой он религиозный кощунник, этот Василий Шульженко! Подумать только, изобразил на кресте вместо Христа пьяного русского мужика!
Сусанна и старцы
Библейский сюжет о целомудренной Сусанне и похотливых старцах на одном варианте картины исказил и окарикатурил, а на другом – слишком выделил красивое тело Сусанны, которое словно светится. Какое издевательство над чувствами верующих!
Сусанна и старцы (вариант)
Однако никакого издевательства здесь нет, если вдуматься. Разве не распят наш русский мужик, да и каждый из нас на кресте своей повседневной жизни и скорбей? Разве не отвратительной карикатуры достойны похотливые старцы – даже библейские? И разве не светится светом целомудрия прекрасное женское тело, облагораживающее убогий пейзаж вокруг себя?
Ну, ладно, хватит комментировать, пора показывать картины Василия Шульженко. Вначале хотела сказать еще о многих из них, но подумала - зачем буду навязывать свое мнение? Пусть каждый судит сам.