Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) (около 1488/1490 - 1576), итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Учился в Венеции у Джованни Беллини, в мастерской которого сблизился с Джорджоне; работал в Венеции, а также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью, широтой охвата действительности, раскрытием глубоких драматических конфликтов эпохи. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая "Цыганская мадонна”, Музей истории искусств, Вена; "Христос и грешница”, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне; самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок ("Любовь земная и небесная”, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим; "Флора”, около 1515, Уффици; "Динарий кесаря”, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции, и тонко психологичных ("Юноша с перчаткой”, Лувр, Париж; "Мужской портрет”, Национальная галерея, Лондон). Новый период творчества Тициана (конец 1510-х - 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии.
"Венера Урбинская" 1538 Галерея Уффици, Флоренция
"Венера и Адонис" 1550-е Музей Гетти, Лос Анджелес.
"Виоланта (Красавица Гатта)" 1514 Музей истории искусства, Вена
"Кающаяся Мария Магдалина" 1560-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Вакханалия" 1524 Музей Прадо, Мадрид
"Диана и Актеон" 1556 Галерея Шотландии, Эдинбург
В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы ("Вознесение Марии”, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы ("Празднество Венеры”, 1518, Прадо, Мадрид; "Положение во гроб”, 1520-е годы, Лувр; "Введение во храм”, 1538, Галерея Академии, Венеция; "Венера Урбинская”, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Конец 1530-х годов - время расцвета портретного искусства Тициана. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство ("Ипполито Медичи”, 1532, "Ла Белла”, 1538, - все в галерее Палатина, Флоренция). Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество ("Кающаяся Мария Магдалина”, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург; "Коронование терновым венцом”, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен; "Оплакивание Христа”, 1575, и "Пьета”, 1576, обе - Галерея Академии, Венеция). В основе колорита поздних произведений Тициана лежит тончайший красочный хроматизм: цветовая гамма, в целом подчиненная золотистому тону, строится на тонких оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блекло-зеленого.
"Мирская любовь"(Тщета земного) 1515
"Юноша с разорванной перчаткой" 1515-1520
"Флора" 1515
"Франческо делла Ровере" 1538
"Портрет молодой женщины" 1536
В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем живописном мастерстве, так и в эмоционально-психологическом толковании религиозных и мифологических тем. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами ("Даная”, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург; "Венера перед зеркалом”, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон; "Диана и Актеон”, 1556, и "Диана и Каллисто”, 1556-1559,
обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге).
"Любовь земная и небесная" 1515
"Портрет Пьетро Аретино" 1545
"Портрет Карла V" 1548
"Даная" из музея Неаполя
"Даная" Ок. 1554 Эрмитаж
"Даная" 1554 из Прадо
"Сизиф" 1549
"Венера с зеркалом" 1555
Манера письма художника становится исключительно свободной, композиция, форма и цвет строятся с помощью смелой пластической лепки, краски накладываются на полотно не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Прозрачные лессировки не скрывают подмалевка, а местами обнажают зернистую фактуру холста. Из сочетания гибких мазков рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма.
В 1550-е годы характер творчества Тициана меняется, нарастает драматическое начало в его религиозных композициях ("Мученичество святого Лаврентия”, 1555, церковь Джезуити, Венеция; "Положение во гроб”, 1559, Прадо). В то же время он вновь обращается к мифологической тематике, мотиву цветущей женской красоты ("Сизиф”, 1549-1550; "Даная”, 1554; "Венера и Адонис”, 1554, все - Прадо, Мадрид; "Персей и Андромеда”, 1556, Собрание Уоллеса, Лондон). К этим образам близка также горько рыдающая Мария Магдалина в одноименном полотне.
"Вознесение Марии" (Ассунта)" 1518
"Тарквиний и Лукреция" 1568-1571
"Положение во гроб" 1524-1526
"Святой Себастьян" 1570
"Оплакивание Христа" 1576
Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: "Диана и Актеон” и "Диана и Каллисто” (1559, Национальная галерея, Эдинбург), "Похищение Европы” (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), "Охота Дианы” (около 1565, Национальная галерея, Лондон). В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана ("Святой Себастьян”, 1565-1570, Эрмитаж; "Пастух и нимфа”, 1570, Музей истории искусств, Вена; "Наказание Марсия”, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж; "Оплакивание Христа”, 1576, Галерея Академии, Венеция).
"Мадонна семейства Пезаро" 1519-1526
"Бахус и Ариадна" 1522
"Введение во храм" 1534-1538
"Папа Павел III с внуками Фарнезе" 1546
" Аллегория времени, управляемого разумом" 1565
Эти полотна отличает сложная живописная структура, размытость границы между формами и фоном; поверхность холста как бы соткана из наложенных широкой кистью, иногда втертых пальцами мазков. Оттенки дополняющих друг друга, взаимопроникающих или контрастирующих тонов образуют некое единство, из которого рождаются формы или приглушенные мерцающие краски.
Новаторство «поздней манеры» не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время.
Искусство Тициана, наиболее полно раскрывшее своеобразие венецианской школы, оказало большое влияние на становление крупнейших художников 17 века от Рубенса и Веласкеса до Пуссена. Живописная техника Тициана оказала исключительное влияние на дальнейшее, вплоть до 20 века, развитие мирового изобразительного искусства.
"Девушка с корзиной фруктов" 1555-1558
" Портрет Папы Юлия Второго" 1545-1546
"Мадонна с младенцем и святыми" 1530
"Положение во гроб"
"Вишневая Мадонна" 1515
"Мадонна с младенцем, Святой Екатериной и кроликом" 1530
..... 1548
"Несение креста" 1506-1507
"Коронование Иисуса терновым венцом" 1572-1576
"La Bella" 1535
"Святой Иоанн Креститель в отшельничестве" 1542
"Благовещение Мадонны" Часть полиптиха "Воскрешение Христа", 1520
"Христос Спаситель"
"Бичевание Христа" 1560
"Чудо в Эммаусе " 1530
"Noli me tangere - "Не тронь меня" 1511-1512
"Благовещение" 1535
"Адам и Ева" 1550
"Взятие под стражу Иисуса Христа" 1570-1575
"Распятие" 1555
"Коронование Христа терновым венцом" 1542
"Мать Долороса" 1553-1554
"Поклонение волхвов"
"Распятие" 1558
"Христос и Вор на Голгофе" 1566
"Мадонна с младенцем" 1545
"Портрет мужчины в платье с синими рукавами" 1510
"Мадонна Гипси" 1511
" Мадонна и дитя" 1565-70
"Портрет Якобо Страда" 1567-1568
"Портрет славянки" 1508-1510
"Мадонна с младенцем на фоне вечернего пейзажа" 1562-1565
"Кардинал Алессандро Фарнезе" 1545-1546
"Портрет музыканта" 1515 или 1545
"Портрет Клариссы Строцци с собачкой" 1542
"Портрет Томазо Винченцо Мости" 1526
"Портрет Федериго II Гонзага, герцога Мантуа" 1529
"Самоубийство Лукреции" 1515
"Портрет инквизитора, дожа Андреа Гритти" 1545
"Похищение Европы" 1559-1562
"Ecce Homo "Се человек" 1548
"Портрет дочери Тициана Лавинии"
"Воскресение Христа" 1520-1522
"Воскресение Иисуса Христа" 1542-1544
"Христос и грешница" 1508-1510
"Динарий кесаря" 1516
"Несение Христом креста" 1570-1575
"Архангел Гавриил, Алтарь Альбероди"
"Три возраста мужчины" 1512
"Благовещение" 1562-1565
"Венера, завязывающая глаза Амуру (Купидону)" 1565
Гигант!!! Считалось, что быть запечатленным кистью Тициана — значило обрести бессмертие. Для полного оживления людям на его портретах не хватало только дыхания.