Поль Деларош (фр. Paul Delaroche, 1797-1856) ~ Знаменитый французский исторический живописец.
Поль Деларош (фр. Paul Delaroche, 1797-1856).
Поль Деларош (фр. Paul Delaroche, настоящее имя Ипполит; фр. Hippolyte; 17 июля 1797, Париж — 4 ноября 1856, там же) — знаменитый французский исторический живописец, представитель академизма.
Настоящее его имя было Ипполит, но дома его звали Полем, так и удержалось у современников и в истории искусства. Отец Делароша был эксперт по части картин, а дядя служил консерватором кабинета гравюр в Парижской Публичной библиотеке, благодаря чему будущий живописец родился и развивался в артистической атмосфере.
Чувствуя вначале влечение к пейзажной живописи, он учился ей у Вателе, но вскоре перешёл от него к историческому живописцу К. Деборду, а потом в течение четырех лет работал под руководством барона Гро.
В 1832 г. Деларош приобрёл уже такую известность, что был избран в члены института. В следующем году он получил должность профессора в Парижском училище изящных искусств, в 1834 г. отправился в Италию, где женился на единственной дочери живописца О. Верне и провёл три года.
Впервые явился перед публикой в Парижском салоне 1822 г. с картиной, еще сильно отзывающейся несколько напыщенной манерой Гро, но уже свидетельствовавшей о выдающемся даровании художника: «Иосавефа спасает Иoaca» (в музее Лувра).

Фра Филиппо Липпи влюбился в его модель 1822
В последующих произведениях, выставленных в салоне 1824 г., Деларош уже в значительной степени свободен от влияния своего учителя и вообще от академической рутины: «Любовь Филиппо Липпи к его натурщице-монахине», «Кардинал архиепископ Винчестерский допрашивает Жанну д’Арк в ее темнице», «Св. Винцент де Поль держит проповедь перед двором Людовика XII».

Жанна д'Арк допрашивается кардиналом Винчестером в тюрьме (1824).
Музей изящных искусств, Руан (Франция).
Вполне отделаться от которой ему удаётся в дальнейших своих работах: «Смерть президента Дуранти» (находится в зале заседаний французского Государственного совета), «Кончина английской королевы Елизаветы» (в музее Лувра), «Мисс Макдональд подает помощь последнему претенденту после битвы при Кюлодене, 27 апр. 1746 г.» и пр.

«Смерть Елизаветы». 1828
Примкнув к новым идеям главы романтической школы Эжена Делакруа, он, руководимый светлым умом и тонким эстетическим чувством, осуществлял эти идеи в своем творчестве с воздержанностью, остерегаясь преувеличивать драматизм изображаемых сцен, не увлекаясь чрезмерно резкими эффектами, глубоко обдумывая свои композиции и разумно пользуясь превосходно изученными техническими средствами. Картины Делароша на сюжеты, заимствованные из английской и французской истории, были встречены единодушной хвалой критиков и вскоре становились популярными благодаря изданию в гравюрах и литографиях.
Дети короля Эдуарда в тюрьме лондонский Тауэр. 1830. Лувр, Париж
Кардинал Мазарини, умирающий среди придворных кавалеров и дам.1830

Кромвель у гроба Карла I, 1831. Эрмитаж

«Государственный катер кардинала Ришелье на Роне». 1829

«Казнь леди Джейн Грей» проходит внутри лондонского Тауэра.
1834. Национальная галерея (Лондон, Великобритания)

«Убийство герцога де Гиза». 1834
По возвращении в 1834 г. в Париж из Италии выставил в салоне 1837 г.: «Лорда Стаффорта, идущего на казнь», «Карла Стюарта, оскорбляемого кромвелевскими солдатами», «Св. Цецилию», и с тех пор уже не участвовал в публичных выставках, предпочитая показывать свои готовые произведения любителям искусства у себя в мастерской.

«Стаффорд, ведомый на казнь». 1836
В 1837 г. принялся за главный труд всей своей жизни — колоссальную стенную картину (15 метр. длины и 4,5 м шир.), занимающую собой полукруглую трибуну в актовой зале изящных искусств и вследствие того известную под названием «Полукружия» (Hemicycle).

Центральная часть "L'полукруг изящных искусств" Поля Делароша. 1841-1842
Высшей национальной школе изящных искусств в Париже

L'полукруг изящных искусств". 1841-1842. Высшая национальная школа изящных искусств в Париже

Высшая национальная школа изящных искусств, амфитеатр Почетного легиона
В это время он брал темы для своих картин преимущественно из священной и церковной истории, а после вторичной поездки в Италию (в 1844 г.) писал сцены из тамошнего быта и, наконец, по смерти своей жены (в 1845 г.) особенно полюбил сюжеты трагические и такие, которые выражают борьбу великих характеров с неумолимой судьбой.

Мадонна с младенцем Холст, масло 1844

Детство Пико делла Мирандола Холст, масло 1842 Музей изящных искусств (Нант, Франция)

Иродиада 1843

Ребенка учят читать 1848

Отдых на берегу Тибра, Эрмитаж

Христианская мученица времен Диоклетиана в Тибре. 1855. Эрмитаж

Поле битвы
Деларош превосходно писал портреты и увековечил своей кистью многих выдающихся людей своей эпохи, например папу Григория XVI, Гизо, Тьера, Шангарнье, Ремюза, Пурталеса, певицу Зонтаг и др.
Среди его учеников были британский пейзажист Генри Марк Энтони (1817-1886) и британский художник на исторические и библейские сюжеты Эдвард Армитаж (1817-1896).

Портрет Петра Великого России. 1838

«Наполеон пересекает Альпы». 1848. Лувр, Париж

Портрет графа дю Джеймс-Александр де Pourtzales-Gogier

Портрет Генриетты Зонтаг,1831. Эрмитаж

Наполеон Бонапарт отрекся от престола в Фонтенбло, 1845.
Лейпциг, Музей дер bildenden Kunste

Христос в Гефсиманском саду Бумага, карандаш 1846

Христос на Масличной горе 1855
Молодая мать и ее дети
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3485865/post137430563/ |