ОНИ всегда были красивы и молоды. Это Пикассо сначала было девятнадцать лет, затем тридцать пять, пятьдесят, семьдесят четыре, а им — всегда семнадцать, двадцать три…
Первой в этом ряду стала Фернанда Оливье, молодая женщина с весьма пышной фигурой, вдохновившей мастера на создание образа женщины-гитары. Да он, собственно, никогда и не относился к женщинам как к живым существам. Не раз художник заявлял, что делит представительниц прекрасного пола на «богинь» и «половые коврики». При этом особым наслаждением был процесс превращения первых во вторых. Но, что странно, женщины и не сопротивлялись.
Перед Пикассо вообще было сложно устоять — испанская кровь бурлила, невероятный взгляд завораживал и заставлял подчиняться. Фернанда
С этой необычайно красивой девушкой, внешность которой можно по праву было бы отнести к идеалу красоты начала века, Пикассо познакомился во Франции, а точнее в Париже, куда гений перебрался, втайне мечтая снискать себе всемирную известность. На тот момент у обоих за душой не было ни гроша, но, казалось, что сей факт их особенно не заботил -- ведь они были еще так молоды.
Хотя, правду сказать, некоторый жизненный опыт за плечами каждого из них все же был. Пикассо уже снискал славу в Испании, а Фернанда, которую родители слишком рано выдали замуж за старца, к этому моменту вдоволь «насытилась» супружеской жизнью с человеком, который в довершение всего к концу своего жизненного пути стал еще и слабоумным.
Фернанда настолько пленила Пикассо своей красотой, что тот незаметно для себя перешел в своем творчестве от мрачных синих тонов к розовым и бледно-синим. Целых девять лет художник будет страстно любить свою музу и желать при этом только одного – чтобы она целыми днями, ничего не делая, лежала на диване и создавала чувственную обстановку в его мастерской, которую охотно посещали знаменитые французские писатели, поэты и художники. Что, впрочем, ей отлично удавалось.
"Фернанда в черной мантилье". 1905 г
"Портрет Фернанды Оливье в платке". 1906 г
И, как знать, сколько бы просуществовали их трогательные любовные отношения, если бы не чрезмерная ревность молодой женщины, которая, в общем-то, и привела к тому, что Пикассо сбежал от нее с любовницей польского художника Маркусси -- красавицей Марсель.http://www.passion.ru/love/2824.htmФернанда стала музой его «розового периода», но ненадолго — вскоре он счел ее слишком скучной, да и внешность поднадоела.
Розовая муза
Ева (Марсель). Marcelle Hutbert 1912 - 1915
Пабло и Марсель встретились в 1911 году в парижском кафе «Эрмитаж».
Пикассо уже 9 лет жил со своей натурщицей Фернандой Оливье, Марсель давно была любовницей польского художника Луи Маркуссиса. Пабло и Марсель полюбили друг друга и расстались со своими бывшими пассиями. Они отправились путешествовать по Европе, чтобы не встречать никого из знакомых – им хотелось быть только вдвоем. Пикассо называл свою возлюбленную Евой. Это символизировало его внутреннее обновление: Ева – имя первой женщины на земле, соответственно он – Пабло – Адам – первый человек.
Отношения Марсель с Пабло совпали по времени с переходом его творчества от аналитического кубизма к синтетическому. Для аналитического кубизма характерно разрушение объекта, стирание границы между его формой и пространством картины ("Обнажённая, Я люблю Еву" 1912 г.). Новаторство синтетического кубизма состоит в том, что поверхность картины приобретает ценность как самостоятельный объект. Большое внимание уделяется фактуре полотна, используются декораторские приемы – имитация поверхности камня, дерева, присутствуют элементы аппликации – фрагменты бумаги, газетные вырезки
"Скрипка. Я люблю Еву". 1912 г
Марсель была хрупкой, субтильной, тихой и нежной – полная противоположность высокой, здоровой и шумной Фернанде. На полотнах Пикассо Ева появляется как символ изящества, легкости, невесомости. Ее образ часто связан с музыкой и музыкальными инструментами, женский силуэт изображается в виде скрипки или гитары.
"Гитара `Я люблю Еву`". 1912 г
Удивительно, что Пикассо, с его общительным темпераментом, обыкновенно «кричащий» с полотен о своей любви, не создал ни одного портрета Евы, дающего понятие о ее реальной внешности. Когда создавалась галерея изображений женщин Пикассо, не удалось найти ни одного портрета Марсель, кроме одного единственного фотоснимка.
Хрупкое телосложение Евы обуславливало и ее болезненность. Она заразилась туберкулезом, в начале века эта болезнь далеко не всегда успешно вылечивалась. Весной 1915 года Марсель Умбер скончалась в больнице.http://www.pablo-ruiz-picasso.ru/theme-marselumber.php
Мадонна от балета
Ольга. 1917 - 1927
http://www.pablo-ruiz-picasso.ru/theme-olga.php
Смерть Марсель настолько повлияла на Пикассо, что он на некоторое время отстранился от творчества, пребывая в состоянии некоторого оцепенения. Спасло ситуацию приглашение Пикассо в Россию его другом драматургом Жаном Кокто, где тот собирался поставить балет. И именно в России, после почти годовалого оплакивания своей подруги, Пикассо вновь влюбляется. На этот раз его избранницей стала дочь царского генерала Ольга Хохлова. Страсть к Ольге была настолько всепоглощающей, что Пикассо делает ей официальное предложение руки и сердца.
"Портрет Ольги в кресле". 1917 г
Он счастлив. Единственное, что омрачает его счастье, -- это то, что, став женой художника, Ольга только и мечтает о светской жизни в Париже и высшем свете, куда ей непременно хочется попасть. Идя на поводу у дамы своего сердца, Пикассо перебирается в Париж и с легкой руки жены становится светским художником, приобретает замок и посещает светские приемы с участием известных фамилий.
"Сидящая танцовщица (Ольга)". 1920 г
Казалось бы, Ольга должна радоваться, ведь она получила все что хотела. Ан, нет. С рождением сына Паоло женщина быстро теряет свои чудные формы, а вместе с тем и уравновешенный характер, постепенно превращаясь в вечно всем недовольную обрюзгшую толстушку.
"Ольга Хохлова". 1917 г
Но даже с этим Пикассо, кажется, был готов мириться, если бы не почти маниакальная ревность Ольги к его бывшим пассиям, превратившая жизнь художника в настоящий кошмар, который он, как человек творческий, не смог долго выносить. Последовал развод, после которого, нужно сказать, Ольга все равно умудрялась досаждать Пикассо. Свободно вздохнуть он смог лишь через несколько лет, после того, как Ольга скончалась
Мадонна от балета
В НАЧАЛЕ XX века в Европе было очень модно все русское — русские писатели, художники, композиторы и хореографы. В 1917 году Сергей Дягилев, поражавший Старый Свет своими «Русскими сезонами», пригласил Пикассо оформить балет «Парад». Тогда же художник и познакомился с одной из балерин Дягилева — Ольгой Хохловой.
И увлекся. Друзья недоумевали, что пресыщенный женским вниманием художник мог найти в этой в общем-то ничем не примечательной женщине. А он, возможно, просто устал от страстных и темпераментных красоток, и в Ольге его прельстило спокойствие и даже некая «обыденность».
Как и все, Пикассо увлекся модой «на русское». Революционера от искусства, его очень интересовало все происходившее в России. Одно время он даже собирался учить русский язык. Языка не выучил, а вот за русской балериной с лицом Мадонны стал страстно ухаживать. Столь страстно, что Дягилев даже счел своим долгом предупредить: «Будь осторожен, она русская, а с русскими не шутят, на них женятся!»
Пикассо принял правила игры и женился. В этом было столько нового для жадного до ощущений художника — жениться, да еще на русской балерине, на дочери царского генерала! Венчаться с ней по православному обычаю! Эту свадьбу посетило немало знаменитостей: Сергей Дягилев, Гийом Аполлинер, Анри Матисс, Жан Кокто…
"Ольга Хохлова, первая жена Пикассо". 1923 г
Став прекрасной моделью и музой для Пикассо, Ольга Хохлова так и не смогла стать ему хорошей женой. Уж слишком они были разными: он предпочитал пропадать в мастерской, а она желала видеть его на светских раутах. Ему был милее образ художника-бунтаря, ей же хотелось быть замужем за респектабельным и буржуазным живописцем. Он экономно относился к деньгам и питался каталонскими сосисками, а она транжирила гонорары мужа на шампанское и икру. Месть художника была весьма своеобразной: если раньше он рисовал жену в романтических тонах, то теперь на его картинах она представала старухой-мегерой.
"Портрет женщины с горностаевым воротником (Ольга)". 1923 г
Брак Ольги и Пабло не спасло даже рождение сына Поля. Пикассо, ставший отцом в сорок лет, рисовал ребенка с какой-то болезненной страстью — он вообще мог рисовать только то, что вызывало в нем страсть и удивление. Однажды он нарисовал автопортрет, пораженный собственным выражением лица в зеркале. Так он отреагировал на известие о смерти своего друга Аполлинера…
Формально Ольга оставалась женой Пикассо до самой своей смерти в 1955 году. Художник искренне думал, что женится первый и последний раз в жизни, поэтому в брачном контракте был пункт о том, что все имущество — общее. В случае развода пришлось бы делить все картины, чего ему совсем не хотелось.
"Голова женщины (Ольга Хохлова)". 1935 г
А Ольге не хотелось отпускать гения от себя. До последних дней она атаковала его письмами с упреками в том, что он ее бросил. Ни одного ответа Ольга не дождалась. Не дождалась она от мужа и последнего «прощай» — Пикассо заканчивал картину «Алжирские женщины» и на похороны не приехал… http://sunny-art.ru/pablo-pikasso-ego-zhenshhiny/
Красотка из метро.
Мария Тереза Вальтер 1927 - 1036
ХУДОЖНИКУ было уже 50, когда дождливым днем он увидел выбегавшую из метро семнадцатилетнюю красотку Мари-Терез Вальтер. Она понравилась ему сразу своей свежестью, юностью. Девушка тут же была приглашена поработать моделью мастера, а всего через три дня стала его любовницей. Удивительно, но их связь, в основе которой лежала только страсть, продержалась почти десять лет.
С этого случайного знакомства началась связь, определившая важный период в творчестве художника и всю жизнь этой женщины.
Мария-Тереза стала любовницей, натурщицей и музой великого мастера. Пикассо тогда был женат на русской балерине Ольге Хохловой, их сыну Пауло было 5 лет. Это, равно как и то, что мадмуазель Вальтер была несовершеннолетней, заставило Пикассо сохранить их роман в тайне. Однако в его творчестве присутствие этой молодой женщины было очевидно.
Вместе с образом Марии-Терезы в сюрреалистический период творчества Пикассо приходит воплощение женственности, это своего рода «период в периоде». На смену напряженным, ломаным линиям («Танец», 1925 г.) приходят округлые. Женское тело кажется упругим и мягким одновременно, при этом насыщенный колорит вступает в контраст с плавностью очертаний. Это особенно ярко видно на таких полотнах 1932 г., вдохновленных образом Мари, как «Сон», «Женщина с цветком», «Обнаженная в кресле», «Зеркало», «Девушка перед зеркалом».
Большинство картин, изображающих Мари, подчинены ритму колыбельной, пьянящему «покачиванию» красок, они насквозь пронизаны чувственностью. В этом отражено отношение Пикассо к Марии-Терезе: в нем нет и намека на равенство. Она – не спутница жизни, не жена, она – объект вожделения, прекрасная игрушка художника.
Живой темперамент, мирный и веселый характер Мари позволили ей смириться с ее ролью в жизни Пабло. В июле 1930 г. Пикассо купил замок Буажелу в Нормандии, который служил ему студией, а Марии-Терезе –домом. Там мастер создает ее многочисленные скульптурные изображения. Одно из них – «Женщина с вазой» – сейчас венчает надгробие художника.
Одна из картин этого периода – «Обнаженная, зеленые листья и бюст» –была продана на аукционе в марте 2010 г. за 106,5 миллионов долларов, установив таким образом новый мировой рекорд по стоимости произведений искусства.
«Обнаженная, зеленые листья и бюст»
В 1935 г. Мари родила дочь, девочку назвали Майя. Как и мать, она стала моделью для многих работ Пикассо («Майя с куклой», 1938 г.)
Вскоре после рождения Майи Ольга Хохлова узнала о связи мужа на стороне и незамедлительно уехала вместе с сыном. Скандальный разрыв с женой вывел Пикассо из душевного равновесия, он стал меньше писать, из его полотен исчез светлый эротизм.
"Мать и дитя (Мария Тереза Вальтер и Майя)". 1936 г
Мари-Терез дала Пикассо столько новых ощущений, что он рисовал и рисовал ее без устали.В 1935 г. Мари родила дочь, девочку назвали Майя.
"Женщина и ребенок (Мария Тереза и Майя)". 1938 гКак и мать, она стала моделью для многих работ Но ей хотелось большего! Вальтер стала настаивать на законном браке. Пикассо не стал метаться между официальной женой Хохловой и уже не столь юной, а потому переставшей его интересовать любовницей. http://sunny-art.ru/pablo-pikasso-ego-zhenshhiny/
Вскоре после рождения Майи Ольга Хохлова узнала о связи мужа на стороне и незамедлительно уехала вместе с сыном. Скандальный разрыв с женой вывел Пикассо из душевного равновесия, он стал меньше писать, из его полотен исчез светлый эротизм.
Он выбрал оригинальное решение: отказался от обеих и нашел себе новую подругу — художницу и фотографа Дору Маар. Видимо, он устал от «тела», каким для него всегда была Мари-Терез, и захотел «ума». У Доры Маар его было в избытке, равно как образованности и таланта.В 1920-30-х годах Дора Маар (настоящее имя – Генриетта Теодора Маркович) была успешным коммерческим фотографом: она снимала портреты для рекламы. Кроме того, она занимала видное место в кругах парижской богемы как фотограф-сюрреалист, художница и поэтесса. Однако всемирную известность Маар получила благодаря своей связи с Пикассо.
Плачущая женщина.
Дора Маар. 1936 - 1944
В 1936 г. году у Пикассо появилась еще одна любовница – Дора Маар, и их связь не была тайной.
Отношения с Вальтер стали натянутыми.
Однажды Дора и Мари случайно встретились в студии Пикассо, когда он работал над знаменитой «Герникой». Разгневанные женщины потребовали, чтобы он выбрал одну из них. Пабло ответил, что они должны за него бороться. И они действительно стали бороться.
Возможно, именно этот случай определил появление в этюдах к картине и на окончательном полотне плачущих, полных отчаяния женщин. Позже в одном из интервью художник заметил, что драка двух его любовниц стала одним из ярчайших воспоминаний всей его жизни.
Мари смогла простить возлюбленному даже это – они продолжали изредка встречаться. Постепенно их отношения свелись к материальной поддержке со стороны Пикассо и переписке, которая продолжалась до последних дней художника. Несмотря на разлад, Мария-Тереза всю жизнь не теряла надежды, что Пабло все-таки женится на ней, но этому не суждено было случиться.
20 октября 1977 г., спустя 4 года после смерти Пикассо, в курортном городке Жуан-ле-Пен на юге Франции в своем гараже Мария-Тереза Вальтер повесилась.
Дора Маар была нервной, неуравновешенной натурой, в творчество Пикассо она вошла как «женщина в слезах». Вместе с образом Маар Пикассо совершил своеобразное ретроспективное «путешествие» по своему творчеству: ее изображение предстало во всем многообразии испробованных ранее художником стилей и манер письма.
"Портрет Доры Маар1". 1937 г.Однако и сам Пикассо отмечал, что никогда не мог писать ее улыбающейся. Характернейшая особенность портретов Доры – это огромные, глубокие глаза, плачущие или задумчивые, полные тревоги или скорби. Также Пикассо любил подчеркивать ее чистый овал лица, мягкие линии скул, тонкие пальцы с острыми красными ногтями, похожими на капли крови.
В апреле 1937 года город Герника на севере Испании был разрушен немецкими бомбардировщиками, жертвами стали женщины и дети. Это был первый случай массовой гибели мирного населения за многие годы – миру открылось новое лицо войны, неприкрытое лицо зла.
Впечатление, произведенное на Пикассо этой новостью выразилось в том, с каким остервенением он бросился за работу. Дора, обладавшая тонким умом и чувством прекрасного, отлично понимала важность того, что происходит на ее глазах. Именно благодаря ей мы можем видеть «Гернику», всемирно признанный шедевр Пикассо, в динамике его создания: Дора запечатлела на фотопленке многочисленные этюды и все промежуточные этапы работы над картиной.
***
Пикассо, намеренно не уезжал из окупированого фашистами Парижа и когда в его комнату зашла группа немецких офицеров, один из них увидев набросок "Герники"
удивлённо спросил:
- О, это сделали вы?!
- Нет, это сделали вы!!!, ответил художник
***
Помимо этого она также сделала множество фотографических и живописных портретов Пикассо, под ее влиянием он создает экспериментальные работы, совмещающие фотографию с гравюрой и живописью.
"Портрет Доры Маар". 1937 г
В отношениях Маар и Пикассо страсть совмещалась с творческим, интеллектуальным общением двух художников; своеобразие характеров обоих обусловило и конец их романа.
"Дора Маар с кошкой”$95.2 млн. (дата продажи – 03.05.2006)
С годами Маар становилась более нервной, а Пабло терпеть не мог женских истерик – в их отношениях наметился разрыв. С весны 1945 года у Доры стали случаться припадки. Опасаясь, что она сойдет с ума или покончит с собой, Пикассо и их общие друзья отправили Дору в психиатрическую лечебницу Жака Лакана, где помимо психоанализа к ней применялся обычный в то время метод лечения – электрошок. После выхода Доры из больницы их отношения с Пабло не возобновились.
Плачущая женщина
На картинах Пикассо Дора останется «Плачущей женщиной». Знакомство ли с гением так повлияло на ее судьбу или все уже было предопределено, но Дора Маар закончила свои дни в психиатрической лечебнице…
Самостоятельная ученица.
Франсуаза. 1943 - 1953
А потом в жизни Пикассо (уже 60-летнего) появляется 20-летняя Франсуаза, которая очаровывает мужчину своим поистине французским изяществом. В 1946 году Пикассо делает ей предложение. Любовь к юной женщине стала для самого знаменитого в мире художника-кубиста не только своеобразным эликсиром молодости, но и возможностью создания очередных уникальных работ. В скором времени Франсуаза дарит Пикассо двух очаровательных детей и… уходит от него, не удовольствовавшись одной только ролью любимой женщины.
История Франсуазы Жило уникальна: после 10 лет, прожитых с Пикассо, она ушла от него и прожила долгую, полную событиями жизни.
«Я познакомилась с Пикассо в мае 1943 года, во время немецкой оккупации. Мне исполнился двадцать один год, и я уже сознавала, что живопись — мое призвание», –
так начинается книга «Моя жизнь с Пикассо», воспоминания Франсуазы Жило. На момент их первой встречи Пикассо было 62 года. Разница в возрасте и независимый характер Франсуазы определили специфику их взаимоотношений: сперва она была его поклонницей и ученицей, любовниками они стали только полгода спустя.
Для воплощения образа Франсуазы Пабло обращается к литографии, в 1945-46 годах он делает серию ее портретов в этой технике. Широко распахнутые, немного асимметрично посаженные глаза, тонкий нос, маленький рот исполнены простыми, смелыми линиями.
Со временем в его работах становится все больше нежности и лиризма. В процессе работы над очередным портретом Жило художник изменяет изначальную задумку, тело женщины превращается в стебель, покрытый округлыми плодами и листьями – это картина «Женщина-цветок»
"Женщина-цветок (Франсуаза Жило) 1". 1946 г
Пабло и Франсуаза долгое время жили на побережье – в творчестве Пикассо усилилась здоровая языческая радость. На литографиях и карандашных портретах лицо женщины будто светится, волосы подобны солнечным лучам.
"Портрет Франсуазы". 1946 г
Крупнейшее полотно этого периода – «Радость жизни» – пропитано солнцем и запахом моря. В центре композиции в окружении танцующих мифических персонажей – женская фигура с тонкой талией, высокой грудью и вихрем волос – это Франсуаза.
Франсуаза подарила Пикассо двух детей. Сына Клода и дочь Палому.
Он часто изображает Франсуазу с детьми, декоративность этих картин подчеркивает атмосферу уюта, семейной идиллии.
Но, как писала Жило, Пикассо был неспособен долго любить одну и ту же женщину. Однажды Франсуаза застала Пабло в постели с его прежней любовницей – Дорой Маар.
Позже, придя в себя, она с удивлением осознала, что впервые увидела возраст Пабло – это был старик, но с поведением ветреного юноши. Франсуаза решила уйти, не дожидаясь участи быть брошенной, участи других возлюбленных Пикассо. И Пабло не смог удержать ее, как ни старался.
Многому научившись у великого мастера, она продолжала развиваться как художник. Со временем она выработала собственную манеру и стала известной.
Франсуаза изучала философию в Париже, в Кембридже – английскую литературу – это помогло ей на литературном поприще.
Ее воспоминания были опубликованы вопреки желанию Пикассо – некоторые моменты книги описывают его неприглядные поступки и тяжелый характер. В год выхода книги – 1964 – было продано более миллиона копий.
После связи с Пикассо Франсуаза дважды была замужем, оба раза – за талантливыми, известными людьми. Ее Дети от Пабло после его смерти унаследовали фамилию Пикассо и часть его огромного состояния. Клод стал популярным фотохудожником, Палома – модельером.
В 1944 17-летняя Женевьева Лэпорт взяла интервью у Пикассо для школьной газеты у 70-летнего старого Пикассо в его студии, в то время как он все еще жил с Франсуаз Жило. Годы спустя в мае 1951 у Пикассо начался роман с уже 24-летней Женевьевой.Тем летом 1951 Пикассо взял Laporte в Св. Тропезу, оставляя Франсуаз . После приглашения Пикассо сблизиться с ним в Св. Тропезе, она оставила его в 1953 в то же самое время, когда Франсуаз оставила художника.
Верная жрица.
Жаклин Рок. 1953 - 1973
ПИКАССО всегда необходимо было быть божеством, объектом восхищения. Ему постоянно была нужна «свежая кровь». И он ее нашел — женщину, которая вознесла его на пьедестал, сделала из него кумира, называла «мой господин» и целовала руки. Разница в возрасте на этот раз достигала 45 лет. Ему — 72, ей — 27…
Идеальный союз, к которому он так стремился, Пикассо обрел лишь на самом склоне лет с черноволосой испанкой на сорок лет моложе самого гения. Эта во всех отношения умная женщина умудрялась не только вести домашнее хозяйство и кашеварить на кухне, но еще и стать совершенно не заменимой для своего мужа. Помимо того, что она создавала спокойную атмосферу для художника, она стала его подлинной Музой и связующим звеном с огромной армией почитателей знаменитого гения. Жаклин обожала своего мужа, она боготворила его. И нужно сказать, что Пикассо отвечал ей тем же. И именно Жаклин предстояло в скором времени стать безутешной вдовой Пикассо… http://www.passion.ru/love/2824.htm
В 1953 году в керамической мастерской "Madoura Pottery" Пикассо познакомился с Жаклин Рок. Она стала его последней возлюбленной, последней музой, самой верной и фанатичной поклонницей его таланта.
Когда начался их роман, из помощницы в мастерской Жаклин превратилась в модель Пикассо. Этой женщине он посвятил больше картин, чем всем другим, ведь они с Жаклин прожили вместе 20 лет, и 17 из них она была единственной женщиной, которую он рисовал. На ее портретах, исполненных в различных техниках и стилях, неизменно выделяется кроткий, задумчивый взгляд миндалевидных глаз. В профиль их выражение кажется созерцательным, погруженным в себя. Прямой нос, продолжающий линию лба, делае.т женщину похожей на сфинкса, как, например, на картине «Жаклин с цветами» 1954 года.
"Жаклин с цветами". 1954 г
Жаклин боготворила Пабло. Сам он неоднократно говорил, что она сделала из него религию. Храмом этой религии сперва стал замок Шато Вовенарг, куда Пикассо решил переехать, чтобы полностью посвятить себя искусству. Одноименный населенный пункт – ближайший к замку, даже сейчас насчитывает немногим более 700 жителей. Вовенарг был просто идеальным убежищем, к тому же Жаклин контролировала все посещения замка, оберегая покой своего кумира.
13 марта 1961 года был зарегистрирован брак 79-летнего Пабло Пикассо и 34-летней Жаклин Рок. Празднованье было скромным, так как Пикассо хотел избежать шумихи; были приглашены только самые близкие. Молодожены переехали в недавно купленную виллу в Каннах, где, несмотря на ухудшающееся здоровье, Пикассо продолжал потрясающе много работать.
Для позднего Пикассо характерно погружение в историю живописи – он подчеркивает свое родство, общность с великими предшественниками, перерабатывая мотивы Веласкеса, Энгра, Гойи, Мане, и, конечно, Сезанна. Пикассо говорил: «плохой художник – копирует, хороший – ворует», он пишет чужие работы в собственной вольной, часто кубической интерпретации. В 1954 году Пикассо создает серию из 14 картин «Алжирские женщины», в которой проглядывает спокойная чувственность аналогичных произведений Делакруа. В этой серии впервые появляется свойственный очень многим портретам Жаклин восточный колорит, турецкие костюмы (например, «Жаклин в турецком костюме» 1955 года).
Такая атрибутика как нельзя лучше иллюстрирует темперамент Жаклин Рок и ее отношение к Пикассо. Она даже называла его «мой господин».
Наверное, именно такая женщины и должна была оказаться рядом с великим художником перед лицом неумолимой старости. В последние годы Пабло практически ничего не видел и не слышал, Жаклин ухаживала за ним, мыла и кормила его…
8 апреля 1973 года в возрасте 92 лет Пабло Пикассо скончался. Жаклин, убежденная, что никто кроме нее не может осознать эту потерю, не допустила присутствия на похоронах его бывших возлюбленных и их детей.
Скорбь ее была безгранична. Окружающим казалось, что Жаклин не сможет вынести горя и умрет.
Однако случившаяся вскоре гибель одного из близких друзей Жаклин удивительным образом вернула ее к жизни. Внезапно к ней пришло осознание того, что после смерти люди оказываются в лучшем мире, где нет ни боли, ни слез – объясняла она.
Жаклин стала заботливой хозяйкой, хранительницей и распорядительницей огромного творческого наследия Пикассо.
Однако эта миссия задержала ее в мире живых только на 13 лет. Накануне большой выставки Пикассо в Мадриде 15 октября 1986 года Жаклин Рок застрелилась. http://www.pablo-ruiz-picasso.ru/theme-jacquelineroque.php